Визит в Новополоцк Александра Селезнева, руководителя Минстройархитектуры, хорошо вписывается в стратегию развития отрасли. Модернизация производства, освоение прогрессивных технологий и материалов, устранение бюрократических барьеров в проектировании объектов и начислении заработной платы – это и многое другое не рывок ради рывка. Белорусам нужна комфортная жилая среда, отечественной экономике – конкурентоспособная отрасль.

 

Новополоцк, известный в промышленных кругах не только своим нефтехимическим комплексом, но и крупными предприятиями стройиндустрии, волею судеб оказался на стрежне намеченных преобразований. О них шла речь на совещании в горисполкоме, которое провел министр.

 

Фото Вячеслава Мальцева. 


Дискуссия началась с непосредственных наблюдений. Александр Селезнев и сопровождавший его заместитель председателя Витебского облисполкома по строительству Виктор Петруша побывали на заводе КПД треста №16 и были заметно огорчены увиденным. К предприятию вела донельзя разбитая дорога. Крыша основных цехов напоминала решето. Но об этом было сказано вскользь, между прочим. Центр тяжести диалога пришелся на обсуждение проблем, мешающих нормальной работе завода.


Построенный в советские годы, он не был выведен на проектную мощность и более 20 лет выдавал сборный железобетон вполсилы. Чтобы удвоить производство, потребуется освоение 4-х миллиардов белорусских рублей. Однако обеспечение предприятия казначейскими траншами еще не все. Низкая рентабельность и мизерная зарплата персонала провоцируют кадровый голод. Для организации работы в три смены требуется 70 рабочих основных специальностей. Где их взять? Готовить в профильных ПТУ методом целевого набора, посоветовал министр. Выстраивая систему рекрутинга на таких осязаемых стимулах, как отсрочка от армии, отдельная комната в благоустроенном общежитии, возможность дальнейшего обучения и карьерного роста. И, конечно, достойное вознаграждение за нелегкий и более чем востребованный труд. Новая нормативная база, по словам Александра Селезнева, позволяет увеличивать заработную плату строителей в 2,5–3 раза. Правда, при условии роста производительности труда, качественных преобразований на каждом рабочем месте.


– Выход на проектную мощность Новополоцкого завода КПД, – сказал в интервью "Новой газете" Александр Селезнев, – это задача переходного периода, стартовый трамплин. Удвоение объемов производства позволит решить проблему рентабельности и оздоровления финансов. В дальнейшем необходимо думать о новых технологиях. О закупке современной линии сборного железобетона. Чтобы он отвечал потребительским ожиданиям общества. Радовал глаз новоселов. Это инвестиции иного уровня. Если, говоря о санации действующих мощностей, мы называем цифру 4 миллиарда, то совершенно новое, суперсовременное производство обойдется заводу в 60–70 миллиардов рублей. Таких технологий у нас в Беларуси нет. Тендерный посыл адресован изготовителям Италии, Германии, Австрии. Надо быть расторопным во всех процедурных вопросах и переговорных контактах. Думающих о завтрашнем дне строительной отрасли хватает и в сопредельных странах. Российский магнат Дерипаска, по заявлениям в прессе, готов инвестировать в строительство миллиарды долларов. Сработав на опережение, мы в качестве бонуса к отечественному рынку жилья получим заказы строителей Санкт-Петербурга, Калининграда, Подмосковья. Наращивание экспортного потенциала отечественной стройиндустрии – вопрос принципиальной важности.


Вы спросите, где взять деньги? Кто будет финансировать техперевооружение и вашего предприятия, и других белорусских заводов КПД? Для этого есть банки с их инвестиционными программами. Предприятие будет брать ссуду на полную сумму. Министерство гарантирует погашение процентов за пользование кредитом. Начало возврата заемных денег по мере выхода на проектную мощность установленной линии. Окончание возврата – по бизнес-плану, в привязке к срокам окупаемости проекта. Это, как правило, 5–7 лет. Таким образом, речь идет о беспроцентном кредите, который возвращается банку-заемщику определенными долями.


В Беларуси 14 домостроительных комбинатов, 8 из них в государственном подчинении. Амбициозные планы, стоящие перед отраслью, могут быть реализованы на путях решительного обновления производства и организации труда на стройплощадках. Только так можно утроить вклад крупнопанельного домостроения в жилищную программу страны в ближайшие три года. Работа большая, напряженная. Здесь в Новополоцке нас обнадеживает то, что мы находим в лице нового руководства полное взаимопонимание.


Возможностью встречи с министром не преминул воспользоваться и директорат "Нафтана". Завод на пороге беспрецедентной кампании. После 3-летнего межремонтного пробега будет остановлена головная установка первичной переработки нефти АВТ-6, на стапелях обновления окажется ряд других мощностей. Этот аврал потребует единовременного участия 1,5–2 тысяч строителей и монтажников. Задача осложняется тем, что у завода есть второй действующий фронт. В параллель с большими восстановительными работами ему нужно с нуля поднимать объекты программы развития. Более того, ремонтируя одной рукой, строя другой, нефтегигант ни в коем случае не может упустить из виду само производство. День-другой форсмажорного простоя такого предприятия даст ударную волну, которая посрывает не одну бюджетную крышу. Именно "Нафтан" определяет масштаб отчислений Новополоцка в госказну.


Но и завод-исполин, как показывает практика, бывает уязвим. Проблема – в специфике. Если жилищное строительство – при всей забюрокраченности подотрасли – хорошо освоено белорусскими проектировщиками, то сложные технологические объекты нефтехимии для них терра инкогнита. Неведомая земля. Завод и проекты, и технологии покупает за рубежом, но свой порыв к мировым стандартам нефтепереработки должен на каждом шагу согласовывать с отечественными столоначальниками. Сроки возведения и окупаемости установок растут. Необязательные потери завода рикошетом бьют по экономике страны. Такой новострой, как сказал бы классик спортивного репортажа Николай Озеров, нам не нужен. Нефтепереработчикам – так уж точно. Они с удовольствием убрали бы тормозные башмаки бюрократизма с рельсов реконструкции – мешает архаичная нормативная база. О ней и хотело руководство "Нафтана" поговорить на встрече с первым лицом Минстройархитектуры. Эта часть совещания носила закрытый характер. Но источники, внушающие доверие, сообщают, что Александр Селезнев нашел доводы собеседников основательными.

 

 

Владимир Факеев.

Интернет-ресурсы