Е.Н.ПетроченкоКопейка рубль бережет. Универсальная истина, о которой не стоит забывать ни тогда, когда формируешь семейный бюджет, ни тогда, когда поле хозяйственной оптимизации расширяется до размеров страны. Резервы есть у всех и повсюду. Фискальная служба не исключение. Но ее резервы сосредоточены в недрах ненаблюдаемой экономики и в хитроумных схемах налоговых уклонистов. Об этом и не только наш корреспондент беседует с начальником инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по г.Новополоцку Еленой ПЕТРОЧЕНКО.

 

* * * 

 

– Елена Николаевна, о том, как в Год бережливости вы и ваши коллеги будете беречь законные государственные интересы в сфере налогообложения, мы поговорим чуть позже. А начну я с поздравлений. Приятно было узнать, что новополоцкий фиск был и остается гвардией ведомства. Что – по итогам работы в 2012 году – вы снова впереди всей Беларуси. Отсюда вопрос. Даже два. Когда мы говорим, позаимствовав терминологию у спорта, что ваша инспекция чемпион Министерства по налогам и сборам, то какую кратность имеем в виду: пятикратный ли она триумфатор профессиональных смотров или, быть может, даже десятикратный? И каким критериям нужно соответствовать, чтобы стоять в голове колонны лучших республиканских подразделений МНС?

 

– Скажем так: Новополоцкая инспекция – достойный представитель своего ведомства. Самое эффектное подтверждение этому – переходящее Знамя Государственного налогового комитета республики по Витебской области. Оно оставлено нам на вечное хранение. Основание – серия из трех побед кряду в профессиональных смотрах-конкурсах.

 

Мы ведем летопись нашей организации. Первая запись в Книге сделана в 1990 году. Возьмешь ее в руки, полистаешь – и как в теплые волны окунешься. Ведь в ней вся наша жизнь. Будни. Праздники... Естественно, есть в этих хрониках упоминания о достижениях прежних лет. С приложением фотоиллюстраций. На снимках волнующие мгновения торжественных мероприятий, фотокопии грамот, дипломов, свидетельств. Их много. Я никогда не задавалась целью специально их пересчитать. Нам и без того есть где приложить способности к счету.

 

По поводу «критериев» тоже всё просто. Должна быть команда единомышленников. Подбирается она из крепких профессоналов по принципу взаимодополняемости. Людей, преданных делу, сплачивают традиции коллектива, государственная значимость миссии. Плюс целеполагание. Правильно сформулированные задачи и стратегические ориентиры сокращают дорогу к успеху. Эта аксиома приложима к любой сфере деятельности. «Каждый солдат должен знать свой маневр» еще и потому, что в этом случае он будет максимально мотивирован и эффективен.

 

– Елена Николаевна, у людей моей профессии большой круг общения. Одно из последних наблюдений таково. У нас все больше желающих оспорить тезис о том, что Новополоцк – моногород, судьбоносно связанный с нефтехимическим комплексом. Аргументация следующая. С каждым годом растет число предприятий с негосударственной формой собственности. В экономике города появляются сегменты, прежде ей несвойственные. Крепнет средний класс. Ну и так далее... При этом спорщики забывают, что головной завод «Нафтана» – это не только нефтепереработка в чистом виде. Это еще круги побочного найма, уходящие за горизонт. До того, как нефтеперерабатывающий завод взял под свое крыло химкомбинат, считалось, что одно его рабочее место продуцирует до 3–4 трудоустройств у партнеров нефтегиганта: подрядчиков, смежников, предприятий сервисного профиля. После объединения заводов расклад стал другим. Это если говорить о рынке труда. А статус «Нафтана» как бюджетообразующего предприятия только укрепился. В прошлом году, к примеру, нефтегигант был на коне: рекордная для последнего времени переработка, впечатляющие результаты по части экспорта, инвестиций в основной капитал, прибыли, ввода новых технологий... В итоге ваша инспекция – лучшая в стране. И это логично. Потому что экономика «Нафтана», в первую очередь его головного завода – это скальное основание, на котором стоит вся налогооблагаемая база Новополоцка. Или я не прав?

 

– И да, и нет. В чем с вами нельзя не согласиться? В том, что нефтехимический комплекс возвышается над экономическим ландшафтом города как Эверест. В цифрах подобное доминирование выглядит следующим образом. В 2012 году «Нафтан» направил в консолидирующий бюджет более 4 триллионов рублей, или без малого 84 процента от общего объема налогов и сборов. Но ведь и оставшиеся 16 процентов – это 892 миллиарда рублей. Больше смог мобилизовать только Витебск. Да и то ненамного. Получается, что – даже за вычетом «Нафтана»! – налогоплательщики нашего города на равных конкурируют с областным центром. А ведь его население, как вы помните, демографы оценивают в 350 тысяч человек. Это три с половиной Новополоцка.

 

Теперь пройдемся аналитическим скальпелем по ненафтановским миллиардам. Более половины из них – лепта малого и среднего бизнеса. То есть того сегмента, где нам чаще всего приходится применять политику кнута и пряника.

 

То, что дипломаты квалифицируют как «мягкую силу», мы называем информационно-разъяснительной работой. Это наш пряник. Разговариваем с людьми в режиме очных встреч, консультаций, семинаров. Выступаем по кабельному ТВ. Ведем постоянный ликбез на страницах «Новой газеты» и на городском сайте. Помогаем ведомственному журналу «Налоги Беларуси» получить статус доверительного собеседника и компетентного советчика в деловых кругах Новополоцка. И это не обязательно гранды промзоны. У нас одних только индивидуальных предпринимателей 2 тысячи 600 человек... Эффект целевого просветительства вполне осязаем. Оно обернулось дополнительным доходом казны в размере 1,2 миллиарда рублей.

 

Ну, а когда «Васька слушает да ест», приходится пускать в дело кнут. В прошлом году мы в принудительном порядке взыскали с бюджетных должников и дебиторов-недоимщиков более 2,5 миллиарда. Еще 1,9 миллиарда рублей – суммарный итог проверочных мероприятий наших контрольщиков.

 

Должна оговориться, репрессивные санкции не наш выбор. Адекватный налогоплательщик не ждет, когда фискальная служба загонит его в угол ринга. Он делает правильный вывод из наших предпроверочных маневров. Мы же специально облекаем их в демонстративную форму. То есть не только не скрываем своих намерений, а, наоборот, афишируем их в русле известных процедур. И хозяйствующие субъекты, получая уведомление о запланированной проверке, спешат внести уточняющие коррективы в налоговые декларации или расчеты. Три десятка уведомлений, посланных в нужное время в правильном направлении, позволили пополнить бюджет на 300 миллионов рублей...

 

Всё это я говорю не в пику, а в дополнение к нафтановской славе. Нефтегигант – топовый плательщик налогов. Таких в стране раз-два и обчелся. Но не его налоговые отчисления дают оценку квалификации наших работников. Налоговая Новополоцка никогда не позволяла себе греться в лучах чужой славы. Наше кредо в другом. Мы кропотливо, настойчиво и грамотно стараемся работать над расширением налогооблагаемой базы в зоне своей ответственности. Вот за что нас награждают!

 

– Повторенье – мать ученья. Всякий раз, встречаясь с вами, мы напоминаем читателям, что налоговая повинность граждан – это цена цивилизованной жизни. Любое укрывательство доходов есть попытка что-то вынести мимо кассы из мегамаркета, имя которому «Государство». Ухищрений тьма. Вас ими не удивишь – на то и поставлены, чтобы изобретать контрприемы. Однако достойный оппонент вызывает невольное уважение. Так вот, если бы у налоговой существовал некий «Антиоскар», вручаемый за изобретение преступных схем в сфере его контроля, кому бы вы вручили награду по итогам работы в 2012 году и за что?

 

– Вопрос, конечно, интересный. Но даже «Антиоскар» – это приз, как вы правильно заметили. И я спрошу встречно: а есть ли смысл показывать в ореоле романтических героев налоговых уклонистов и мошенников? Думаю, нет. Более того, я абсолютно убеждена, что «герои» в кавычках должны быть нерукопожатными людьми. Общения с ними, тем паче партнерства должны избегать все добросовестные налогоплательщики. Сомнительная дружба чернит репутацию, ведет к имиджевым потерям.

 

– Хорошо, убедили. Тогда поставим вопрос иначе. Какие сюжеты для небольшого назидательного рассказа чаще всего попадают в поле зрения вашей инспекции?

 

– А это вопрос без берегов. Но он мне больше нравится. Постараюсь ответить...

 

Сначала о типичном. Уж сколько раз твердили миру, что зарплата «в конвертах» – грех, а им по-прежнему нет переводу. Порочная практика цветет пышным цветом. В каждой пятой из проверенных организаций карманчик, что называется, оттопыривается. Общая сумма дохода, выведенного из-под налогообложения, составила 426 миллионов рублей. Нам пришлось доначислить и взыскать более 92 миллионов только подоходного налога. Это почти 55 процентов от областной статистики.

 

В ходу другие способы обмана. Фирмы-однодневки. Дробление капитала по принципу единого учредительства. Выдача наличных средств по фиктивным документам... Да что далеко ходить – возьмем кассовые аппараты. В странах Западной Европы если ты не возьмешь чек в магазине, на тебя посмотрят, как на космического пришельца. Там кассовая дисциплина – нравственный императив. Причем по обе стороны прилавка. К сожалению, наши люди это правило частенько игнорируют. Идут на поводу у мелочной расчетливости.

 

Но жадность, как известно, плохой советчик. Налоговый комбинатор ждет авося, а приходит наш сотрудник. Нарушение кассовой дисциплины стало поводом для 170 протоколов. Но мы ведь с вами понимаем, эту цифру можно смело умножать в десятки раз. У каждого аппарата контрольщика не поставишь.

 

К вопиющим фактам налогового укрывательства относится реализация неучтенных товаров. Свежий пример. Недавно мы наложили арест на большую партию меховых изделий. Они были без документов. Представляете, в «натуре» почти треть миллиарда в белорусских деньгах, а в товарных накладных вакуум! Но самое любопытное даже не это. Тут к психологии нужно присмотреться нашим бытописателям, к подоплеке конфликта. Казалось бы, ну какие специальные сигналы еще нужны? Человека предупреждали. Мониторили. Всячески давали понять: уймись, тебя просвечивают, ты в сфере персонального контроля!.. И все равно алчность взяла верх над здравым смыслом.

 

– Елена Николаевна, жизнь меняется. Эта новизна пронизывает все поры производственно-хозяйственной деятельности, проявляет себя в отношениях купли-продажи. Ваш профессиональный перископ фиксирует такие подвижки?

 

– Разумеется! Возьмем для примера подакцизные товары. Давно ли на автобусных остановках, в других многолюдных местах предприимчивые старушки предлагали из-под полы импортные сигареты?! Теперь потоки изменились. Сегодня люди, делающие бизнес на табачных изделиях, пытаются проскочить мимо таможенного контроля с нашей стороны границы.

 

Контрабанда – классика серого предпринимательства. Но это лишь один из видов незаконного обогащения. На самом деле их больше, чем хотелось бы. Есть старые, как мир. Есть идущие в ногу с техническим прогрессом. Скажем, сегодня всё больше людей назначают встречи в глобальной компьютерной сети. Среди виртуальных рандеву немало деловых. Предлагаются товары под заказ. Проводятся аукционы. Новоявленный сегмент рынка растет. В обороте одежда, обувь, галантерея, автоаксессуары, бижутерия, средства мобильной связи... Дистанционный сервис – вещь хорошая. Но когда мы начинаем интересоваться, а есть ли у продвинутых пользователей интернета регистрационные свидетельства, ответ получаем далеко не всегда. Значит, это рыночные самозванцы. У них нет обязательств ни перед клиентами, ни перед казной. А с купцами неопознанной гильдии у нас разговор соответствующий.

 

С другой стороны, мы понимаем, что отношения купли-продажи обосновались на виртуальной площадке всерьез и надолго. Это технологическая данность XXI века. А коли так, то и нам туда дорога. Вектор собственного развития подсказан и общим направлением жизни, и ведомственной статистикой. В прошлом году в Новополоцке зарегистрировано 153 случая незаконной предпринимательской деятельности. В сводной цифре ничего необычного. Откровение – в слагаемых. Никогда прежде доля высокотехнологичных уклонений от налогов не была столь осязаема. Рост – в разы. И речь не только об интернет-сделках. Мы стали обнаруживать нарушения в сфере оборота электронных денег, чего прежде не наблюдалось. Тут я должна сказать спасибо банкам-эмитентам и «Белпочте», которые делятся с нами оперативной информацией так же охотно, как – по иным поводам – это делают пограничники либо таможня.

 

Кроме того, тотальная компьютеризация населения заставила нас присмотреться к социальным сетям. И здесь, наряду с бескорыстной лирикой, мы нашли немало переписки с более чем прагматической подкладкой. Иная виртуальная тусовка при ближайшем рассмотрении обнаруживала коммерческую спайку. В городе «бордюрщики» и «бомбилы» – как вид теневого извоза – уже большая редкость. Кто-то даже успел подумать, что блудные дети налоговой системы одумались и стали работать легально. Увы, далеко не все. Многие из них специализируются на междугородних пассажирских перевозках. А социальные сети – поле теневого маркетинга. Там субъекты ненаблюдаемой, как теперь принято говорить, экономики ищут «попутчиков». Креатив налицо. Молодцы! Но должна предупредить: еще не родились товары и услуги, на которые у нас не нашлось бы контрольной закупки.

 

Или такой случай. Он широко освещался в республиканских СМИ и тоже может быть отнесен к ноу-хау налоговых уклонистов. Во всяком случае в рамках Новополоцка. Фабула такова. Покерный клуб обосновался в пристройке жилого дома. Там он базировался, а любителей азартных игр вербовал в интернете. В тех же социальных сетях. Ну и, как водится, наследил. Мы сразу обратили внимание на подозрительную активность рыцарей зеленого сукна – уж очень красноречивой была информация. Презентация турниров. Расписание игр. Размер денежных ставок...

 

Игорный бизнес, да еще подпольный, это не сигареты из-под полы. Это рассадник криминала и высшая лига ухода от налогов. Получив первичные сведения из виртуального источника, наши оперативные работники заручились помощью Департамента финансовых расследований Комитета госконтроля. Остальное – дело техники. Карта махинаторов была бита.

 

– Давайте поговорим о светлой стороне интернет-технологий. А то читатели подумают, что они нужны только «плохим парням».

 

– Да нет же, и нам они нужны. В настоящее время к системе электронного декларирования подключены 1100 плательщиков. Почти треть от всех субъектов предпринимательства, состоящих у нас на учете. Лиха беда начало. Пакет высокотехнологичных услуг будет постоянно расширяться. Речь о дистанционном делопроизводстве, консультировании, переписке, использовании интернет-банкинга, других нюансах взаимоотношений фиска и налогоплательщиков.

 

Кроме того, информационные технологии позволяют нам формировать банк данных, от которого напрямую зависит эффективность контрольной деятельности. Помните выражение: статистика знает всё! Так вот, мы тоже не последние в очереди за секретами экономики. Нашу аналитическую базу я бы сравнила с ярко освещенным аквариумом. Тот, кто внутри, думает, что вокруг его обиталища темнота и пустота. Но это глубокое заблуждение. Снаружи – мы. И мы прекрасно видим всё, что происходит в «аквариуме». Как оборачивается сверхдоходная подакцизная продукция – алкоголь, табак, предметы роскоши. Какие сигналы подают городу и миру корпоративные сайты. Кто хочет проскочить по внешнеэкономической встречке, пытаясь обмануть таможню и нас.

 

Мы не только видим все перемещения субъектов хозяйствования, но и вмешиваемся в отношения «щук» и «карасей», когда того требуют интересы законности и справедливости. Я говорю о недавно созданной электронной доске позора. На официальном языке она называется «Реестром коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере». В нем все, кому налоговая служба страны выдала черную метку. Это реестр-оберег. Не хочешь стать контрагентом мошенников – загляни на его электронные страницы. Там, к слову, упоминается и Новополоцк. Четыре лжеструктуры, выявленные нашей инспекцией, уже внесены в документ. Еще шесть, что называется, в наборе.

 

– Елена Николаевна, Таможенный союз с Россией и Казахстаном – род воинской шеренги. Только стоящим в ней приходится равняться на грудь третьего, а не четвертого, как в солдатском строю. К чему обязывают открытые границы вашу службу? И в чем интерес налогоплательщиков?

 

– Интерес налогоплательщиков очевиден. Они получают нулевую ставку НДС на товары, направляемые в Россию и Казахстан. Такой налоговый режим стимулирует производителя, повышает конкурентоспособность его продукции в границах Таможенного союза. В 2012 году льготой воспользовались 55 новополоцких плательщиков. Объем реализации с нулевой ставкой превысил 2 триллиона рублей.

 

У государства тоже есть свои резоны. Во-первых, ему нужна валюта. Рост экспорта положительно влияет на сальдо внешнеэкономической деятельности, предметно отвечает на заказ национальной экономики. Второй момент – «ввозной» налог на добавленную стоимость. В прошлом году 98 субъектов предпринимательства приобретали товары в России и Казахстане. Все операции получили «добро» у таможни. В итоге в бюджет было направлено 6,8 триллиона рублей НДС.

 

Задача налоговой инспекции – следить за тем, чтобы преференции, предоставляемые государством, использовались правильно. Чтобы взаимовыгодное сотрудничество дружественных экономик обходилось без пресловутой ложки дегтя. К сожалению, прецеденты есть. Не буду вдаваться в механику наших расследований в этой сфере. Тема требует специальной подготовки. Скажу так. Один из новополоцких экспортеров заключил многомиллиардную сделку с российскими партнерами. Товар пересек границу и растворился в тумане. Когда мы обратились за информацией в налоговые органы РФ, оказалось, что наши коллеги не ведают о нем ни сном ни духом. Ввоз документами не подтверждался. Соответствующих налогов никто не платил. Спрашивается: а на каком основании мы должны предоставлять нулевую ставку НДС отправителю, не очень разборчивому в деловых связях? Ему пришлось рассчитаться с бюджетом как обычному производителю, а не привилегированному экспортеру.

 

– Последний вопрос – дань традиции. На какие рубежи планирует выйти ваш коллектив в 2013 году?

 

– Рубежи – это громко сказано. Будем заниматься повседневной работой. Наполнять бюджет. Бороться с уклонистами и недоимщиками. Выносить на солнышко те сегменты предпринимательства, которые частично остаются в тени. Требовать безукоризненного обращения с наличностью... Всё это рутина нашей профессии. Я о ней уже много сказала. Не буду повторяться.

 

 

Владимир ФАКЕЕВ, "НГ"

Фото Николая Авсеева

 

Интернет-ресурсы