С 6 июля 2013 года вступает в силу Закон Республики Беларусь от 3 января 2013 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам рекламы» (далее – Закон). Изменения направлены на актуализацию положений Закона Республики Беларусь «О рекламе» с учетом трехлетней практики применения.

 

В первую очередь принятые нормы Закона устанавливают дополнительные требования по защите прав потребителей рекламы.

 

Так, идя на встречу требованиям потребителей рекламы, на 2 минуты в час (с 18 до 16 минут) сокращается объем телевизионной рекламы в вечерний прайм-тайм (с 18 до 22 часов). Запрещается прерывать передачу, в том числе художественный фильм, на рекламу более четырех раз в час.

 

Предусматривается разработка обязательного для соблюдения технического нормативного правового акта (технического регламента), определяющего параметры соотношения эквивалентного уровня звука рекламы и программы, а также методы его измерения.

 

В целях пресечения распространения рекламы финансовых пирамид запрещается реклама деятельности лиц, не зарегистрированных в качестве организаций или индивидуальных предпринимателей, по привлечению денежных средств, электронных денег и иного имущества граждан под выплату дохода.

 

Запрещается использовать в рекламе услуг (работ) слова «подарок», «бесплатно», «0 рублей» и тому подобные, если осуществление услуг (работ) предполагает оплату.

 

Запрет на трансляцию рекламы пива на телевидении и радио, установленный с 7 до 20 часов, продляется до 22.00.

 

Вводится обязанность (по аналогии с рекламой алкогольных напитков) указывать в рекламе пива предупредительную надпись о вреде его чрезмерного употребления.

 

В рекламе азартных игр, лотерей, игр, в том числе рекламных игр, и пари запрещается использовать образы или тексты, создающие впечатление, что участие в этих мероприятиях является способом получения средств к существованию, а также использовать образы несовершеннолетних.

 

Полностью запрещается реклама игорных заведений и азартных игр на телевидении и радио с 7 до 22 часов, в учреждениях образования, организациях здравоохранения, культуры и спорта, на игрушках, в изданиях для несовершеннолетних и специализирующихся на вопросах экологии, образования и здоровья.

 

В рекламе банковского вклада появится предупреждение о праве банка уменьшать проценты по вкладу (депозиту).

 

В целях предотвращения случаев введения граждан в заблуждение рекламой устанавливаются требования к технике написания обязательной и уточняющей информации в рекламе. К примеру, справочная информация об объекте рекламирования (телефоны, интернет-адреса) и уточняющие сноски должны выполняться четкими буквами и шрифтом в половину шрифта основного текста. Такая информация в рекламе на телевидении и мультимедийной рекламе должна занимать не менее пяти секунд, а в рекламе на радио – озвучиваться.

 

Кроме того, ряд принятых норм актуальны для субъектов рекламного бизнеса и направлены на упрощение условий размещения рекламы.

 

Так, отменяется административная процедура по выдаче разрешения на размещение рекламы на транспорте. После вступления Закона в силу такая реклама потребует только согласования ее содержания с соответствующим гор(рай)исполкомом и подразделением Государственной автоинспекции.

 

Упрощается административная процедура по согласованию содержания наружной рекламы (эта процедура передается от облисполкомов на уровень рай(гор)исполкомов). При этом Правительству Республики Беларусь поручается определить перечень средств наружной рекламы, размещение которых не потребует разрешения.

 

Отменяется административная процедура по согласованию рекламы медицинских услуг (работ), если реклама содержит исключительно сведения, указанные в лицензии на медицинскую деятельность, и контактную информацию, а также отменяется административная процедура по согласованию рекламы ветеринарных услуг.

 

Меняются отдельные требования в информации, обязательной для размещения в рекламном сюжете.

 

Так, в рамках процесса либерализации и сокращения количества лицензируемых видов деятельности исключается требование об обязательном указании в рекламе реквизитов лицензии.

 

Отменяется требование об указании наименования рекламодателя и его УНП при распространении рекламы на телевидении, радио, средствах наружной рекламы, транспорте, посредством сотовой подвижной электросвязи операторами электросвязи и в сети Интернет при наличии ссылки на сайт, на котором размещены соответствующие сведения.

 

Исключается обязанность по указанию в рекламе лекарственных средств и биологически активных добавок к пище, размещаемой на радио, в наружной рекламе и на транспорте, регистрационного номера этих препаратов. Разрешается размещение в установленном Минздравом порядке рекламы лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медтехники, осуществляемой в рамках их клинических испытаний.

 

В то же время, перечень запретов, установленный в отношении рекламы лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медтехники, дополняется запретами на указание в рекламе конкретных случаев излечения, рекомендаций государственных органов, предложений материального поощрения за приобретение объекта рекламирования.

 

Отдельной статьей устанавливаются требования к рекламе биологически активных добавок к пище.

 

Предусматривается, что информация о том, что объект рекламирования является биологически активной добавкой к пище, а также о необходимости ознакомления с рекомендациями по применению биологически активной добавки к пище на радио должна озвучиваться, на телевидении ей должно быть отведено не менее пяти секунд и семи процентов площади кадра, а при размещении рекламы иными способами – не менее пяти процентов площади рекламы.

 

На иностранном языке (помимо рекламы товарных знаков и знаков обслуживания, рекламы, содержащей общепринятые иностранные термины и обозначения, вошедшие в применение в оригинальном написании и не имеющие обозначения на белорусском или русском языках, либо приглашение на работу или учебу лиц, свободно владеющих иностранными языками) разрешается реклама оригинальных названий товаров, творческих произведений, псевдонимов и доменных имен сайтов.

 

В социальной рекламе разрешается упоминание спонсоров культурных и спортивных мероприятий, организуемых с участием государственных органов.

 

Оценивать качество социальной рекламы будет Межведомственный совет по рекламе, правовой статус которого закрепляется отдельной статьей в Законе. Организационное и информационное обеспечение работы совета осуществляется Министерством торговли.


vitebsk-region.gov.by

Интернет-ресурсы