Начальник отдела экономики Новополоцкого горисполкома Татьяна Глазкина.Товар, сделанный на уровне мировых брендов, – благо. Причем со многими известными. Валюта, столь необходимая отечественной экономике, остается в стране. Предприятия работают в креативном ключе, модернизируют производство, смелее вступают в кооперацию с прикладной наукой. Рынок труда получает новые рабочие места. У субъектов хозяйствования, вставших на путь импортозамещения, растет самооценка, у руководства появляются новые рычаги для материальной мотивации и закрепления кадров... Обо всем этом наш корреспондент беседует с начальником отдела экономики Новополоцкого горисполкома Татьяной Глазкиной.

 


- Татьяна Валерьевна, тема, о которой хотелось бы поговорить, в принципе необъятна. Контурные берега – скажем так – ей задает Программа действий по импортозамещению Витебского облисполкома. Для начала о ней два слова, пожалуйста.

 

- Она нацеливает производственников на важнейшие ориентиры в актуальном сегменте экономики. Товарные позиции, на которых может экономить страна, разделены на три группы. В первую вошли товары, уже освоенные белорусскими производителями. Это не эксклюзив, не экзотика. Однако потребности внутреннего рынка требуют изменения баланса в системе «отечественное – импортное» в пользу первого.

 

Во вторую группу входит – цитирую – «импортозамещающая продукция, планируемая к освоению, либо нуждающаяся в наращивании объемов производства в рамках действующих государственных, научно-технических, отраслевых (региональных) программ, отдельных мероприятий и планов органов государственного управления».
Наконец, третья группа. Она объединяет товары завтрашнего дня. Их еще нет в производственной номенклатуре Беларуси, либо они есть в небольших пилотных объемах как результат инновационных разработок самых инициативных и смелых хозяйственников.

 

- Классификация ясна. Дело – за примерами.

 

- К первой группе товаропроизводителей относятся ООО «ПФ «Прайд» и ООО «Терpa». Названные фирмы специализируются на получении полипропилена, применяемого при выработке волокон, пленок, труб для агрессивных жидкостей и т.д. В этой же шеренге ООО «Юджэн» (трансформаторы) и ОАО «Измеритель» (программируемые контроллеры).

 

Ярким примером товаров второй группы является инновационная продукция того же «Юджэна».Это единственное в Беларуси предприятие по производству измерительных трансформаторов тока класса точности 0,28 на сердечниках из нанокристаллического сплава. Они имеют большие преимущества перед традиционными аналогами. Увеличивают точность автоматизированных систем контроля и учета электроэнергии (АСКУЭ) в 2,5 раза. Помогают реализовать идею энергосбережения.

 

Совместное белорусско-шведское предприятие «БелТитан» тоже достойно персональной ремарки. Это удачная попытка освоения перспективной ниши. СООО «БелТитан» развернуло в Новополоцке производство упаковочной пленки и пищевой тары. Продукция востребована, у нее широкий межотраслевой сбыт и хороший экспортный потенциал. В портфеле заказов динамично развивающегося предприятия потребности аграриев, строителей, предприятий торговли и общепита, других отраслей народнохозяйственного комплекса.

 

СООО «ЛЛК-Нафтан» в рекомендациях вообще не нуждается. Сложение капиталов белорусского и российского учредителей обеспечило фундаментальный успех. На сегодняшний день СП располагает крупнейшим комплексным производством присадок к моторным маслам на всем постсоветском пространстве. Здесь сохранено все, чем сильна импортозамещающая стратегия. Это технологические мощности. Команда профессионалов. Фирменные рецептуры. Многолетние связи с отраслевой наукой внутри страны и за ее пределами, прежде всего – в России. Только за первый квартал текущего года предприятие отгрузило продукции на сумму более 9 с лишним миллионов долларов. Такие объемы производства выдвигают СООО «ЛЛК-Нафтан» в число основных налогоплательщиков Витебской области. И коллектив не останавливается на достигнутом. Его рецептуры обогащаются за счет перспективных разработок. На их основе создаются пакеты присадок к маслам, отвечающим современным европейским стандартам. Тоннаж инновационной продукции ежегодно увеличивается не менее, чем на 7 миллионов долларов. Доля экспортных поставок в общем объеме производства достигает 90 процентов.

 

- Татьяна Валерьевна, а каков профиль ООО «ВПК-актив»? Даже мы, журналисты, люди вездесущие, не можем похвалиться пухлым досье на этого товаропроизводителя.

 

- Общество относится к субъектам хозяйствования, которые призваны насытить отечественный рынок товарами второй импортозамещающей группы. Ниша интересная, наукоемкая, благодарная. И – вечная в смысле перспективы. Речь о хлебе. А он вызревает на полях. Из посевного материала, который требует предварительной обработки. В этом процессе используются микроудобрения в виде водорастворимых концентратов, комбинируемых с регуляторами роста... Так вот, ООО «ВПК-Актив» специализируется на производстве препаратов для предпосевной обработки семян озимых и яровых зерновых культур, некорневой подкормки кукурузы, рапса, сахарной свеклы, льна. Они должны вытеснить с отечественного рынка аналоги польского производства. Овчинка стоит выделки, если вспомнить, какие ресурсы направляет Беларусь на развитие сельскохозяйственной отрасли и смежной с нею перерабатывающей промышленности.

 

К импортозамещающей продукции третьей группы можно отнести некоторые полимерные изделия фирмы «Прайд».

 

- Видимо, есть смысл упомянуть в нашем разговоре и предприятия республиканского подчинения?

 

- Да, конечно. Отраслевые программы импортозамещения еще один приоритет городской индустрии. Головное предприятие и завод «Полимир» ОАО «Нафтан» серьезно работают в этом направлении. Моторные масла, растворители, некоторые виды ароматических углеводородов, полиэтилен – таков вклад нефтехимического комплекса в общегородские усилия, направленные на вытеснение импорта, где это возможно.

 

Сотрудничество коллектива ОАО «Измеритель» с предприятиями отечественного автопрома и других отраслей еще один пример успешной диверсификации производства, Я имею в виду изделия автотракторной электроники, освоенные новополоцкими приборостроителями. Ценники на немецких, скажем, и наших аналогах – это две большие разницы. Но выигрыш нужно оценивать не только в денежном эквиваленте. Есть и другие выгоды. В постоянном творческом тонусе находятся конструкторы «Измерителя». Он сохраняет имидж надежного партнера. Загружает работой станочный парк и персонал. Осваивает новые рынки сбыта для своей продукции.

 

Очень важен здесь и момент корпоративной гордости. Вообразите картинку: проезжает по дороге новенький трактор «Беларус» или многотонный грузовик марки «МАЗ». Как отреагирует на них человек, никак не связанный с машиностроительным комплексом страны. Проехал, ну и проехал. А работник «Измерителя», пусть молча, пусть про себя, но обязательно отметит, что в этой первоклассной технике есть частица его труда. Такое понимание собственной профессиональной значимости можно распространить на всех наших производственников.

 

Новополоцк является крупнейшим индустриальным и бюджето-образующим городом Витебщины. Его удельный вес в областном объеме промышленного производства составляет порядка 68 процентов, доля налоговых поступлений в консолидированный бюджет того же уровня – более 48 процентов. Мы имеем постоянную положительную динамику по большинству важнейших параметров социально-экономического развития.

 

- Последний вопрос, Татьяна Валерьевна. Никакая программа, даже самая продуманная, не может охватить всего многообразия жизни. Какие-то новации и достижения производственного характера все равно окажутся вне ее директивных установок. Это будет импортозамещение чистой воды, только с иной статусной базой. Вроде как выведенное за скобки или выступающее вне конкурса.

 

 – Хороший вопрос, Я сама хотела об этом сказать. Такая продукция есть в ассортименте Новополоцкого хлебозавода. Это заготовки для тостов, лепешки для пиццы, булочки для хот-догов, лаваш, различные сладости.

 

То же самое можно сказать в отношении продукции ООО «Любава-ЛЮКС» и ООО «Любава-ЛИС». Предприятия относятся к легкой промышленности и специализируются на выпуске верхнего и нижнего трикотажа. Он в значительных объемах экспортируется в Российскую Федерацию. Но главный акцент швейников сделан на максимальном насыщении белорусского рынка. Это удается благо даря общепринятым достоинствам новополоцкой марки. Трикотажные изделия производятся только из высококачественного сырья и натуральных материалов. Они прокладывают дорогу к покупателям благодаря модному крою, интересной расцветке, доступной цене. Ежемесячно производится свыше 70 тысяч швейных изделий для взрослых и детей. География реализации включает в себя более 100 торговых предприятий Беларуси и стран СНГ.

 

Лидирующее положение на рынке трикотажных изделий – результат продуманной производственной политики. Предприятия добиваются успеха за счет постоянного обновления ассортимента, применения новинок текстильной отрасли, внедрения передовых технологий. Современное швейно-вышивальное оборудование производства Японии, Италии и Германии, преобретенное в последние годы, позволило увеличить выпуск бельевого и прочего трикотажа на 41 процент.

 

В ООО «Любава-ЛЮКС» и ООО «Любава-ЛИС» работает около 500 человек, в основном женщин. Это серьезный вклад в решение проблем новополоцкого рынка труда, сфокусированного на мужских профессиях нефтехимического комплекса, предприятий строительной индустрии, энергетики и транспорта.

 

- Вы обсолютно правы. Названные фирмы гармонизируют экономику Новополоцка в отраслевом разрезе, смягчают диспропорции рынка труда, являются мостом между европейской легкой промышленностью и отечественным легпромом. Не будь этих предприятий в нашем городе, весомая часть вещевого шопинга переместилась бы из фирменных магазинов с логотипом «Любава» в торговые точки с иной товарной логистикой, была бы отдана на откуп низкопробному китайскому ширпотребу...

 

Пора подводить итог нашему разговору. Итак, на экономическом поле Новополоцка импортозамещением занимается немало игроков, в том числе молодых в плане производственного опыта. Но это тот случай, когда зеленый цвет молодости мы воспринимаем со знаком «плюс». Ибо это разговорная метафора твердой валюты, которая в одних случаях сохраняется для более насущных потребностей государства, в других – заработанная на мировых рынках, помогает стране перекрывать растущим экспортом импорт и, таким образом, обеспечивать положительное сальдо внешнеэкономической деятельности.

 

- Полностью разделяю вашу оценку!

 

Владимир ФАКЕЕВ,"НГ"

Интернет-ресурсы