И.РащинскийДавненько так не буксовала экономика автопарка №6. В этом году генеральный перевозчик Новополоцка столкнулся с целым ворохом проблем. Кадровая эрозия. Нехватка запчастей. Дороговизна топлива... Но широкая улыбка, с которой директор крупнейшего автопредприятия Витебщины встретил корреспондента, красноречиво свидетельствовала: мастерам баранки к трудностям не привыкать, ухабами конъюнктуры их не испугаешь. Хотя поясок у транспортников затянут, это не секрет. С непростых финансовых раскладов и начался диалог журналиста с Иваном Ращинским.

 

– Иван Иванович, мы с вами встречались буквально месяц назад. Анатомировали себестоимость пассажирских перевозок. Флюс убытков не рассосался?

 

– К сожалению, нет. За 9 месяцев убытки составили порядка 5 миллиардов рублей. Примерно 3,5 млрд в этой сумме – город, без малого 1 млрд – пригород, остальное – междугородные перевозки. Причин такого сальдо много. Бесплатный проезд школьников ежемесячно усугубляет ситуацию на 87 миллионов. Эти потери предприятию никто не компенсирует. По 50-процентной льготе, которую получают пенсионеры-дачники в летний период, частичное погашение есть. Но недоимка остается, что-то около 200 млн рублей. С учетом недостаточной поддержки со стороны бюджета имеем то, что имеем.

 

Чехарда цен на автозаправках – еще один повод для тревоги. С октября 2010 года по октябрь 2011-го они выросли на 221,5%. С учетом отмены поставок биодизеля – на 251,6%. В то же время стоимость проезда по городу возросла только на 141,7%. Она составляет на сегодня 800 рублей. А хозрасчетные выкладки требуют цифры 1135. Чувствуете разницу?

 

– Думаю, каждая четвертая поездка в городском автобусе мне достается бесплатно.

 

– Абсолютно верно. Талончик окупается лишь на 75%. И растущие издержки предприятия ставят под сомнение даже это соотношение. О топливе я уже сказал. Кроме того, резко подорожали комплектующие, аккумуляторы, шины. Их производители на протяжении всего года закладывали в цену все свои риски, связанные с нестабильностью валютного рынка. Это аксиома. Но что делать транспортникам с неподъемными ценами? В последнем привозе каждая шина на технику Минского автозавода обошлась нам в 2 миллиона рублей с хорошим довеском! Вот и думай: технику обуть – значит, себя раздеть, себя одеть – значит, в зиму въехать на "лысой" резине...

 

– Это, как я понимаю, мы уже о зарплате говорим?

 

– Платежная ведомость – зеркало любой отрасли. Нас выручают грузовые перевозки и непрофильные виды услуг. Но даже при наличии прибыльных секторов зарплата коллектива существенно отстает от роста цен на потребительском рынке. В январе-сентябре она составила в среднем по парку 1 миллион 473 тысячи рублей. Это с учетом компенсационных выплат по указу Президента №417, которые в народе называют "овощными". Низкая зарплата – главная причина кадровой текучки. За год отток опытных водителей и квалифицированных ремонтных рабочих превысил 100 человек. Приходится пересматривать график движения автобусов, сокращать количество рейсов, отказываться от наиболее разорительных маршрутов пригорода и межгорода.

 

Не избежали секвестра и плановые закупки техники. Еще недавно мы одних автобусов приобретали по два десятка ежегодно. Плюс грузовики, по которым была плавающая цифра, но она обязательно присутствовала в годовых отчетах. Сегодня ситуация иная. В 2011 году сводная колонна автопарка приросла на 4 единицы. Нормативное обновление подвижного состава – а это качество и безопасность перевозок, пассажирских прежде всего – теперь под большим вопросом. Как и стабильная работа парка зимой в условиях хронического дефицита запчастей, аккумуляторов, шин, других материальных ресурсов...

 

– Иван Иванович, не будем больше о грустном – праздник все-таки!

 

– Вы правы. Как бы ни было трудно, жизнь продолжается. Транспортный конвейер автопарка работает. Городской автобус остается надежным другом десятков тысяч новополочан, которые предпочитают его личному автотранспорту. Более того, авторитет АТП-6 вышел на европейский уровень. Ассоциация "БАМАП", объединяющая свыше 1000 предприятий отрасли, включила наш парк в число победителей ежегодного республиканского конкурса на звание "Лучший международный автоперевозчик 2010 года". Это не первая награда такого уровня. И она не одна. Почетное звание "Человек года Витебщины" присвоено заместителю директора по грузовым перевозкам Владимиру Жолобову. Вырос реестр удачных выступлений на конкурсах профмастерства. Олег Ходиков был 3-м на области, 2-м на республике, Валерий Стома – 3-м на области. Оба работают в пассажирской службе. Грузовые колонны тоже имеют лауреата: Александр Шаменок показал 3-й результат на областных соревнованиях.

 

Рабочий спорт – еще один повод для гордости. У нас современный спорткомплекс. Ухоженный, уютный, востребованный. С опорой на его возможности КФК предприятия проводит круглогодичные спартакиады. В программе комплексных соревнований 11 видов спорта. Наличие собственной фабрики здоровья помогает нам сохранять лидерские позиции в турнирах, проводимых по линии ОАО "Витебскоблавтотранс". Победителями и призерами последней областной спартакиады стали Андрей Кулаков, Сергей Синкевич, Наталья Емельянова, Людмила Берко.

 

– А как обстоит дело с другими обязательствами предприятия, предусмотренными колдоговором?

 

– Они выполняются в полном объеме. Планомерно велись работы по благоустройству территории и культуре производства. Проводится реконструкция мойки подвижного состава, контрольно-пропускного пункта, комплекса помещений восстановительного характера. Произведен ремонт столовой, участка ТО-2, теплового узла.

 

Обязательства адресного характера тоже выполнялись в срок. Материальная помощь с начала года составила порядка 60 миллионов рублей. Среди ее получателей было 28 ветеранов Великой Отечественной войны. Если в прошлом году к Дню Победы им вручалось по 50 тысяч рублей, то в этом сумма была удвоена. Поддерживали мы своих пенсионеров и благотворительной подпиской. Ею было охвачено около 100 бывших работников автопарка.

 

Мы понимаем, что социальная политика вторична по отношению к экономике предприятия. Деньги сначала нужно заработать. А как это сделать без сохранения кадров? Поэтому главная наша забота – закрепление опытных водителей и мастеров ремонтного дела. С 1 ноября их зарплата повышается на 20%. Думаю, что на этом мы не остановимся. Но автопарку нужны меры государственной поддержки, о которых мы говорили прежде и напоминаем вновь.

 

– Иван Иванович, какой же праздник без подарков?! Раскройте содержание наградного приказа?

 

– Материальную помощь в размере 100 тысяч рублей получат 325 работников предприятия. Коротко пробегусь и по другим знакам внимания. Почетными грамотами автопарка будут награждены 45 человек, городского Совета депутатов – водитель битумовоза Яков Кузьмин, кладовщик Татьяна Мышко, начальник диспетчерской станции "Подкастельцы" Александра Шевчук; ОАО "Витебскоблавтотранс" – водитель грузового автомобиля Александр Петров, водители автобусов Григорий Тычина, Николай Варакса, электромонтер Полоцкого филиала АТП-6 Валерий Глебко, слесарь по ремонту автомобилей Леонид Моргунов. Еще двух работников нашего филиала в Ушачах должен поощрить местный райисполком, он же поместит портрет одного передовика на районную Доску почета. Портреты 20 производственников появятся и на обновленной Доске почета головного предприятия АТП-6. Звание "Ветеран труда" будет присвоено 6 транспортникам. Знаком "За работу без аварий" 1-й и 2-й степеней мы наградим 20 работников.

 

В канун профессионального праздника хочется сказать спасибо всем. Но тогда нам с вами никакой газеты не хватит. Ограничусь небольшим списком наших лучших работников. Это водители грузовой службы Петр Поляченок, Петр Мигаль, Александр Петухов, Сергей Юркевич, Иван Шульга, Валерий Тимофеев, Леонид Савицкий; водители пассажирской службы – Виктор Липовка, Виктор Михалевич, Василий Першов, Евгений Иванович и Евгений Пучковские, Леонид Белоус, Николай Бердашкевич, Анатолий Писаренко, Василий Катушонок, Николай Шкодин, Сергей Кандыбо, Николай Каптюг, Николай Бабышко, Александр Кузьминич; кондуктора, работники автовокзала, д.с."Подкастельцы" и отдела эксплуатации – Светлана Шевяко, Людмила Шахлина, Инна Сущая, Ольга Федькович, Екатерина Алексеенко, Оксана Злотина, Ирина Юшкевич, Галина Шаппо, Елена Сачек, Надежда Егорова, Ирина Масловская, Наталья Гукова, Михаил Молоков, Татьяна Катлярова, Сергей Зенков; работники технической службы – Дмитрий Скрипко, Валентина Стрельченко, Николай Гуськов, Михаил Гурецкий, Александр Романов, Раиса Седловец, Алина Шипилло, Анатолий Радзиевский, Тамара Ветрова, Сергей Пирогов, Геннадий Шалбанов, Александр Андилевко, Анатолий Бабарыкин; бухгалтер Ирина Илькевич и многие другие.

 

В лице этих замечательных тружеников я хочу поздравить весь коллектив автопарка с нашим днем в календаре самых значимых профессий. С дорог античности и упряжных повозок начиналась цивилизация. Коммуникации вкупе со средствами передвижения были и остаются кровеносной системой при всяком хозяйственном укладе, в любой стране. Транспортник – это звучит гордо. И если наши современники хотят беспроблемно и с комфортом ездить по родной земле, они должны помочь нам с вами вернуть былой статус мастерам баранки, убрать все тормозные колодки с пути белорусских автомобилистов.

 

Здоровья! Счастья! Благополучия!

 

 

Интернет-ресурсы