Елена Николаевна Петроченко. Фото из архива "НГ".Тема налогообложения – из вечнозеленых. Она стара, как мир, и злободневна, как новости в утренней газете. Древнейшей формой податей в Киевской Руси была дань, которой облагались покоренные племена. Сегодня, однако, государство и народ-плательщик связаны общественным договором, их отношения не могут быть иллюстрацией к фразе "горе побежденным". Но фиск, затрагивающий – в человеке ли, в корпорации – самое чувствительное место, кошелек, остается сферой сложной, противоречивой, конфликтной. Оснований апеллировать к Фемиде хватает у обеих сторон: налоговики твердо стоят на страже государственных интересов, их оппоненты бьются до последнего за свои кровные. С театра судебных действий и начался разговор нашего корреспондента с начальником инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по городу Новополоцку Е.Петроченко.

 

– Елена Николаевна, частенько ли на законную просьбу инспекции: "Дай миллион!" – вам отвечают отказом? И в продолжение этого вопроса следующий: какова статистика судебных разбирательств и что в основе типичных конфликтов интересов?

 

– Начну с уточнения. Это в "Золотом теленке" один герой мог просить у другого: дай миллион! А мы не просим, мы выставляем требование. Именем закона. В рамках закона. И что характерно! За десять последних лет ситуация изменилась коренным образом. В середине 90-х вопрос добровольности стоял очень остро. До 30 процентов платежей приходилось взыскивать принудительно. Сегодня картина иная. Нет баррикад, есть сотрудничество. Не в последнюю очередь потому, что изменилась общественная психология, выросла внутренняя культура плательщика. Скажу больше: Новополоцк может служить образцом в этом смысле. В 2008 году добровольные платежи у нас составили 99,8 процента. И дело, повторяю, не в боязни. У нас нет уголовной ответственности за неуплату налогов. За уклонение от уплаты, сокрытие доходов – да, есть. За неуплату – нет. Значит, корни прогресса нужно искать не в примитивном страхе (уличат – накажут!), а в понимании большинством плательщиков общественной необходимости их бюджетного вклада. Конечно, плательщик плательщику рознь. С физическими лицами работать сложнее. Если же говорить о юрлицах, то новополоцкий плательщик стал, безусловно, более воспитанным, порядочным, ответственным.

 

– И все-таки вы не ответили на мой вопрос. Частенько ли спорная ситуация доходит до судебного разбирательства?

 

– Я как раз хотела к этому перейти. Все 90-е годы нам, в дополнение к основным служебным обязанностям, приходилось играть роль судебных приставов. То есть изо дня в день выколачивать недоимку из неплательщиков. Счет судебным тяжбам шел на сотни. Сегодня их число сократилось на порядок. Особенно в отношениях с юрлицами. Скажем, в 2007 году мы направили в хозяйственные суды 11 заявлений на сумму 430 миллионов рублей. Мотив – взыскание налогов с доходов от неустанной деятельности. Еще 3 раза налоговая инспекция выступала в качестве ответчика. Плательщики пытались оспорить наши требования в сумме 568 миллионов рублей. В итоге все разбирательства закончились в нашу пользу. Госказна получила миллиард без мелочи.

 

В 2008 году тенденция на полюбовное решение споров только окрепла. С нашей стороны 11 заявлений в суд. Со стороны потенциальных истцов – ни одного приглашения к судебному барьеру.

 

– Физлица. Какие проблемы возникают в отношениях с ними?

 

– Не хотят платить в добровольном порядке налоги на землю и недвижимость. Кто-то подумает, речь о слабосильных хозяевах "избушек на курьих ножках". Ничего подобного! Люди живут в коттеджах, имеют зарплату, дай бог каждому. Однако в нежелании платить стоят до последнего. В 2007 году мы пригласили в суды 64 таких уклониста. В 2008-м – 84. Рост налицо, и он не делает чести этим плательщикам.

 

– Новополоцкие поселки-сателлиты, по меркам Беларуси, – элитный жилфонд. Особняки в два-три этажа. Обязательный палисад в несколько соток. И все же этим коттеджам далеко до мраморных вилл на Лазурном берегу. Может быть, наш налог на землю и недвижимость – это механический перенос нормативов богатого Запада на бедный Восток?

 

– Ну что вы! В 2007 году сумма наших требований составила 13 миллионов рублей. В 2008-м – 15 миллионов. Разделите эти деньги на число домовладельцев – и вы получите искомую величину. Средний годовой платеж колеблется в пределах 180–200 тысяч рублей. И кого, извольте спросить, он разоряет? Человека, построившего коттедж, цена которого на вторичном рынке жилья варьируется от 150 до 300 тысяч долларов? Не верю!

 

– Елена Николаевна, такой вопрос. В советские годы на крупных предприятиях города работало от силы 2–3 юриста. Сегодня из этих "вегетативных почек" выросли целые отделы. В них работают грамотные специалисты, которые умело защищают интересы нанимателей. Бросить вызов таким ответчикам все равно что предложить гроссмейстеру партию в шахматы. Кто выигрывает?

 

– Выигрывает общая налоговая культура. Квалификация людей, работающих в нашей сфере. Эти подразделения играют роль служб налогового планирования. Мощность еще в проекте, а корпорация уже знает, какие бюджетные отчисления ей придется делать. Это что касается внутреннего законодательства. Но ведь у индустриальных гигантов десятки контрагентов за рубежом. Значит, нужно ориентироваться в системах налогообложения тех государств, где находятся твои деловые партнеры. Такое отношение к податному делу заслуживает всяческого одобрения. Оно в русле государственных интересов. Ошибается тот, кто считает, что налоговая инспекция – это жупел, страшилка. Что ее задача – нагрянуть как снег на голову, уличить, допричислить, взять. Нет, в стратегическом плане мы ставим перед собой иную цель. Просветить. Научить. Убедить в необходимости цивилизованных подходов к бизнесу. И – на этой, я бы сказала, сервисной основе – содействовать расширению налогооблагаемой базы.

 

– То есть вы хотите сказать, что проблема вывода из "тени" некоторых видов предпринимательства остается актуальной? Может быть, у вас есть и количественные оценки явления?

 

– Специальной статистики у меня нет. Я не собираюсь выдумывать какой-то алгоритм ее исчисления. Но то, что теневой бизнес в городе есть – это факт. И мировой экономический кризис лишний раз нам напомнил о том, что спектр легального бизнеса нужно расширять. В том числе за счет объединения усилий нашего министерства с правоохранительными органами.

 

– Какие отрасли, по вашим наблюдениям, больше других подвержены болезни "светобоязни"?

 

– Прежде всего те, что используют в расчетах денежную наличность. Практика контроля показывает, что плательщики могут скрывать до четверти реального оборота. Торговля не без греха. Сервисная сфера. Могу сказать еще конкретнее. Проблемными в части прозрачности остаются сделки, в которых фигурируют окна ПВХ, компьютерная и сложная бытовая техника. Занижают налогооблагаемый оборот организации, предлагающие ремонтно-строительные услуги. Есть вопросы к субъектам комиссионной торговли. К бизнес-империям. Если один учредитель создает пять предприятий сразу, мы хотели бы знать – что это? Стратегия выживания или игровое поле, позволяющее изобретать и обновлять схемы ухода от налогов?

 

Мы будем работать с оптовиками, которые показывают низкую налоговую нагрузку, тем более – убыточную деятельность. Мы будем разбираться с зарплатами "в конвертах". Для такого расчета нужна наличка. Откуда она? Из теневого оборота, вестимо. Из "черной" кассы.

 

– Елена Николаевна, то, что налоговики в теме, сомневаться не приходится. Но и ваши оппоненты не лыком шиты. Кассовый аппарат в наше время редко сдает своих. Приходится искать сервер, хранящий базу данных. А где он стоит, большой вопрос... Вообще говоря, искать "зарытые кубышки" без хороших айтишников – дело безнадежное.

 

– Находим, однако. И потом! Почему вы думаете, что мы не дружим с техническим прогрессом? Дружим. Сегодня все наши специалисты работают на компьютерах. У нас в инспекции порядка 35 АРМов – автоматизированных рабочих мест. Накоплена огромная информационная база. По степени компьютеризации мы впереди всей Витебщины. Это заслуга городских властей. Ввиду перехода на электронное декларирование оснащение инспекции современной техникой продолжается... Если же говорить о специальном подразделении, то оно есть. На нем техсервис, сопровождение программ, консультирование персонала, другие функции. Со временем количественный состав и значение этого формирования будут только возрастать.

 

– Видимо, это не в последнюю очередь связано с развитием малого и среднего бизнеса. В Новополоцке он находится в тени нефтехимического комплекса. Но это не значит, что его нет.

 

– Вы правы. "Нафтан" – второй по рейтингу плательщик в стране. Это гиперпредприятие, на фоне которого другие отправители налогов как бы меркнут. Тем не менее каждый из них по мере сил участвует в наполнении бюджета. В Новополоцке больше 1000 юридических лиц. В этих организациях трудоустроено порядка 8 тысяч наемных работников. Если не брать в расчет "Нафтан", то на малый и средний бизнес города приходится 49 процентов продаж. Доля негосударственного сектора в собираемых налогах – 38 процентов. Это солидные цифры. Другое дело – я об этом уже говорила, – что у нас много вопросов к бизнес-структурам. Ножницы между объемом продаж и суммой собираемых налогов есть прямая указка на "тень".

 

Мы имеем такую информационную базу, которая позволяет анализировать состояние дел у каждого плательщика. Их это удивляет. А чему, собственно, удивляться? Наши выводы опираются на конкретику. Оборот бывает миллиардный, а зарплата у персонала – 300 тысяч. Иначе, как занижением объема продаж, такую нестыковку не объяснишь. И мы не требуем от наших оппонентов повышения зарплат, это не наша функция. Мы говорим: ребята, чтобы жить дружно, нужно отражать платеж официально.

 

– То, что иной плательщик пытается откупиться от проверяющих, вещь понятная. А есть ли примеры силового давления – шантажа, сутяжничества, попыток дискредитации деловых и человеческих качеств работника инспекции?

 

– Поверьте мне, вот этого предостаточно! Только в текущем году я дважды была вынуждена обратиться в прокуратуру, чтобы защитить честь и достоинство своих работников. И дело ведь не всегда ограничивается оскорблениями, моральным ущербом. Есть случаи серьезных материальных потерь. В прошлом году были поджоги личных автомобилей наших сотрудников. И что характерно! Если набросать типологический портрет нашего недоброжелателя, то получается, что – при любом цвете волос и лица – он обязательно будет недобросовестным плательщиком. Кто меньше всех платит, тот больше всех скандалит. Люди такого плана пытаются переложить изъяны своей души на службу, которая стоит на страже государственных интересов. Печется о бюджете. Бросает спасательный круг тем слоям населения, которые живут благодаря механизмам перераспределения общественных благ.

 

– Новополоцкая налоговая инспекция – лучшая в области по итогам 2008 года. Но проблема в том, что ваш продукт из категории повседневного спроса. Собранное "с колес" идет на нужды государства и общества. Почивать на лаврах некогда – нужно вновь и вновь наполнять казну. И в этом смысле наступивший год не подарок. Мировой кризис – хотим мы или не хотим – будет стреножить производство, снижать объемы продаж – словом, сужать налогооблагаемую базу. А этого допустить никак нельзя. Значит, прежние заслуги не в счет, нужно добавлять. Где? Как? С опорой на какие резервы?.. Нет ли у вас ощущения, что новополоцкие налоговики, лучшие в регионе, могут сдать свои позиции в 2009 году?

 

– Да, нас ждет непростой год. Упал объем продаж. Другой тревожный симптом – неплатежи. Точнее – цепочки неплатежей. Такой пример. Новополоцкая фирма получила строительный подряд в Глубоком. Объем выполненных работ превысил 100 миллионов рублей. А казначейство заказчику, бюджетной организации, денег не дает. Как строителям заплатить налоги?

 

Тем не менее панических настроений нет. Сдавать позиции мы не собираемся. Оптимизм коллектива обусловлен резервами, которых у Новополоцка достаточно. В первую очередь, это малый и средний бизнес. В условиях либерализации экономики и ослабления налоговой нагрузки он заметно активизировался. Это логично. В отличие от крупного предприятия такой бизнес мобильней, изобретательней. Он легче перестраивается, когда видит выгоду в перепрофилировании или диверсификации производства. Попробуйте поставить на новые рельсы "Полимир"! А частник, имеющий под рукой 20–50 работников, сможет поменять профиль деятельности в кратчайшие сроки. При этом не будет обременять себя миллиардными кредитами.

 

О теневом сегменте мы говорили. О деятельности предпринимателей, которые не спешат регистрироваться, тоже. Добавим сюда подозрительную убыточность отдельных субъектов хозяйствования, зарплаты "в конвертах", манипулирование товарами подакцизной группы, схемы ухода от налогов, которые при всей их хитроумности поддаются дешифровке... Все это резервы. И резервы немалые. Наша задача – превратить их в реальный и стабильный источник налоговых поступлений в бюджет.

 

 

Интернет-ресурсы