imagesС 1 февраля в Беларуси введен заявительный принцип государственной регистрации всех субъектов хозяйствования, за исключением банков и небанковских кредитно-финансовых организаций. Соответствующий Декрет №1 Президент подписал 16 января. Времени на то, чтобы подготовиться к работе по-новому, у местных органов власти было не много. Тем не менее сегодня в городском исполнительном комитете готовы принять всех желающих открыть свое дело. Рассказывает главный специалист – главный юрисконсульт управления делами горисполкома Татьяна Михайловна Кулакова.

 

– Фактически издание Декрета №1 – это еще один шаг на пути дебюрократизации, либерализации белорусской экономики, свидетельство готовности государственных органов строить взаимоотношения с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на принципах доверия и партнерства.

 

С введением заявительного принципа открытие своего дела максимально упрощается. Теперь регистрация должна осуществляться в день подачи пакета необходимых документов, перечень которых минимален. Так, для государственной регистрации юридического лица необходимо представить заявление, устав и документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, для регистрации индивидуального предпринимателя – заявление, фотографию и также документ, подтверждающий уплату госпошлины. Если предусмотренный Декретом №1 пакет документов собран, отказать в государственной регистрации нельзя. Единственное, на что хотела бы обратить внимание: в государственный орган, осуществляющий регистрацию, должен обращаться непосредственно сам заявитель. При себе следует иметь документ, удостоверяющий личность.

 

– Со сроками все понятно. А каков процесс регистрации?

 

– Государственная регистрация юридического лица производится путем проставления в день обращения штампа на его уставе и внесения записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а индивидуальных предпринимателей – путем внесения записи в такой регистр. Свидетельство о государственной регистрации должно быть выдано заявителю на следующий день после обращения. Но здесь следует учитывать такой нюанс. В течение пяти рабочих дней после регистрации исполком ставит субъекты хозяйствования на учет в налоговые органы, органы статистики и Фонда социальной защиты населения, Белгосстрах. После чего можно одновременно получить и свидетельство о регистрации, и документы о постановке на учет. Здесь выбор за заявителем.

 

Хочу также отметить, что декрет значительно упрощает требования к учредительным документам субъектов хозяйствования. И одновременно закрепляет минимальный исчерпывающий перечень документов, необходимых для открытия текущего (расчетного) счета в банке. По сравнению с ранее действовавшим он значительно сокращен.

 

– То, что процесс регистрации значительно упростился, явление безусловно положительное. Но не воспользуются ли такой ситуацией люди не совсем добросовестные?

 

– Вводя заявительный принцип регистрации, государство рассчитывает на честность и порядочность со стороны учредителей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Но при этом следует помнить, что заявитель несет всю полноту ответственности как за соответствие законодательству представляемых для регистрации документов, так и за достоверность сведений, указываемых в них. Деятельность субъектов хозяйствования, государственная регистрация которых осуществлена на основании заведомо ложных сведений, является незаконной, а регистрация в таком случае признается недействительной. Более того, все доходы, полученные от такой деятельности (без срока давности), подлежат взысканию в местный бюджет. А недобросовестные заявители могут быть привлечены к ответственности, вплоть до уголовной, и вправе повторно обратиться за государственной регистрацией только по истечении года со дня признания предыдущей регистрации недействительной. Если же допущены грубые нарушения, регистрация субъектов хозяйствования может быть аннулирована. В этом случае граждане в дальнейшем лишаются права обращаться за государственной регистрацией независимо от срока, истекшего со дня принятия решения об аннулировании.

 

– До вступления в действие Декрета №1 достаточно сложной была процедура как регистрации, так и ликвидации субъекта хозяйствования…

 

– Теперь во взаимодействиях государственных органов при проведении ликвидационной процедуры закрепляется принцип “одно окно”. Большая часть необходимых в ходе этого процесса сведений будет представляться регистрирующему органу не субъектом хозяйствования, а государственными органами. При этом устанавливается жесткий 30-дневный срок представления информации о задолженности субъектов хозяйствования перед бюджетом, наличие которой препятствует завершению процедуры ликвидации. Максимально сокращен перечень оснований для ликвидации юридических лиц и прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей. Субъект хозяйствования может быть ликвидирован только по собственному желанию, по решению хозяйственного суда (за нарушение законодательных актов, при банкротстве, уменьшении чистых активов ниже размеров уставного фонда, в иных случаях, предусмотренных законодательством ) и регистрирующего органа (при признании задолженности субъекта безнадежным долгом, не осуществлении предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев подряд). При этом за ним сохраняется обязанность сдать документы по личному составу в архив.

 

 

 

 

* * * 

 

Материалы о Государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования и формы документов размещены на официальном сайте города Новополоцка >>

 

Интернет-ресурсы