Волнующий момент разговора родителей со своим сыном. Галина Иосифовна и Вячеслав Борисович поздравляют Сергея с первой медалью пекинской чеканки.Сергей Пунько привык отвечать на авансы доверия горстями наград. На Паралимпиаде в Афинах наш выдающийся пловец завоевал 7 медалей, включая две золотые. На очереди – нефритовые копи Пекина. Здесь стартовая дистанция – 100 метров брассом – обернулась «серебром». Стометровка баттерфляем  второго дня соревнований добавила в коллекцию паралимпийца еще одну серебряную регалию. То ли еще будет! Впереди – заплывы на 400 и 200 метров, требующие скоростной выносливости, а это конек воспитанника ДЮСШ «Нафтан». Специалисты высоко оценивают шансы новополочанина на очередной пьедестал. Наши читатели тоже рассчитывают на это. Легкой воды тебе, Сережа! Новополоцк и вся Беларусь болеют за тебя! Что касается очерка о новополоцком олимпионике, то он был подготовлен к открытию Паралимпиады-2008. Однако обширная тематика 50-летнего юбилея города не позволила опубликовать его в срок. В итоге получилось даже лучше, чем задумывалось. Мы не только имеем возможность показать вам героя в полный рост, но и предложить эксклюзивное фото, на котором запечатлен волнующий момент разговора родителей со своим сыном. Галина Иосифовна и Вячеслав Борисович поздравляют Сергея с первой медалью пекинской чеканки.

 

ОНИ С НЕПТУНОМ НЕ РАЗЛЕЙ ВОДА


Сегодня Сергей Пунько – мировая звезда. Герой Паралимпийских игр в Афинах и трех планетарных чемпионатов среди слабовидящих спортсменов.Сегодня Сергей Пунько, воспитанник Новополоцкой ДЮСШ «Нафтан», – мировая звезда. Герой Паралимпийских игр в Афинах и трех планетарных чемпионатов среди слабовидящих спортсменов. Только на этих четырех топ-турнирах пловец завоевал больше 30 медалей, включая 26 золотых. Но самое удивительное в его судьбе не эти регальные россыпи, а взаимоотношения с водой.

 

– Лет в семь, – рассказывает мама спортсмена Галина Иосифовна, – Сереженька чуть не утонул. Плескался, плескался у берега Двины, а потом неосторожный шаг – и нет его. Только круги пошли по воде. Мне бы стремглав лететь, а ноги не слушаются. И горло, как жгутом, перехватило. Вместо крика стон челюсти сводит... Но, слава богу, все обошлось. Поплавком выскочил из воды мой мальчик. И раз, раз, чудом каким-то вышел на мель.


Психологи утверждают, у доброй половины людей, тонувших в детстве, пугающая близость смерти напрочь отбивает охоту дружить с водой. Но Сергей принадлежал ко второй половине. Вода его завораживала, манила. И через три года после ЧП на речке он упросил родителей купить абонемент в бассейн «Садко». Плавать научился быстро. Хотелось соревноваться со сверстниками. Но ведомство Посейдона начинает отбор талантов уже в детсадах. Специалистам долговязый отрок казался безнадежным переростком. К тому же он не был крепышом от природы. Плохо ел. А как наращивать мускулатуру и справляться с нагрузками спортивной секции, если половина школьного обеда у мальчишки остается на тарелке? Но Сергей был настойчив в просьбах, и тренеры «дюшки» сжалились. Это им зачлось: обычное человеческое участие оказалось зорче профессионального прагматизма.


Чемпионские задатки Пунько проявились очень скоро. Азартного, упрямого парнишку чаще нужно было сдерживать, чем подстегивать. Особенно через несколько лет не по-детски упорного труда, когда он окончательно определился со специализацией и стал соревноваться на длинных дистанциях. Стайеры и без кнута накручивают в бассейне за одну тренировку от 15 до 30 километров.


Увы, беспримесного счастья не бывает. Спортивные достижения и зрение Сережи шли разными курсами. Сложный астигматизм не поддавался коррекции. Хуже того, медики долго не могли определить природу патологии. И когда окулисты вынесли свой вердикт, он сразу же перевел лидера новополоцких пловцов в паралимпийцы.


Другой бы на месте Пунько дрогнул, поспешил конвертировать зыбкую волну в железобетонный покой диванных подушек. А Сергей стал сражаться на два фронта. В бассейне его соперниками были люди с ограниченными возможностями. На открытой воде – отчаянные парни, которым сам черт не брат.


Аквамарафонцы знают, что главное испытание их ждет в канадском Квебеке. Здесь рисковые парни и девчата бросают вызов холодным водам Святого Лаврентия. Проплыть нужно 77 километров. Преодолевший этот мегамарафон за 15 часов автоматически попадает в когорту «бессмертных». Таковых меньше, чем горновосходителей, когда-либо стоявших на вершине Эвереста. И дело не столько в дальности заплыва вокруг острова Лиль-де-Орлеан, сколько в климатических изотермах. Ледостав на реке держится с декабря по апрель. Редкий год вода прогревается до плюс 20° по Цельсию.


В 2002 году она была на три градуса прохладней. Для пловца, не имевшего практики моржевания, шаг более чем рискованный, но Сергей вышел на старт Большого Квебека. Его подняли на спасательный ботик на 63-м километре. После одиннадцати часов борьбы с парализующим холодом и полуметровой боковой волной, нагоняемой океанскими судами, которые шли по стрежню реки. Подняв, поспешно закутали в шерстяной плед. Сунули под мышку градусник. Ртутный столбик прибора замер на отметке «33». Несовместимой с жизнью медицина считает температуру градусом ниже.


И все-таки новополочанин заставил канадцев снять шляпу. Годом позже приехал на чемпионат мира среди спортсменов с ограниченными возможностями и завоевал в Квебеке 7 золотых медалей, установив при этом 5 мировых рекордов.


XII Паралимпиада в Греции – следующий триумф воспитанника ДЮСШ «Нафтан». В Афинах-2004 Сергей завоевал 7 медалей. Золотыми и планетарно-рекордными стали заплывы на 400 метров вольным стилем и 200 метров комплексным плаванием. Пока сын ковал награды на Играх, в квартире его родителей не умолкал телефон. Звонили сослуживцы супружеской четы, родственники, тренеры и школьные друзья олимпионика, руководители городского спорта. Не могли обойти вниманием греческий бенефис Пунько и мы, журналисты. Накануне Сергей выиграл первое «золото». Обсуждая благую весть, Галина Иосифовна заметно волновалась. И, как молитву, на другом конце провода повторяла то, что ей подсказывало материнское сердце: «Был бы здоров Сереженька! Был бы здоров!..»


Рефрен-оберег родился не на пустом месте. Вода не всегда отвечала на беззаветную любовь Сергея взаимностью. О когтистых объятиях Святого Лаврентия вы уже знаете. Бывали и другие испытания. В том же 2004 году небесная канцелярия подвела испанцев, хозяев чемпионата Европы. Состязаться на открытой воде можно при условии, что она прогрета: по международному регламенту – до 16° по Цельсию, по европейскому – до 14-ти. И плыть аквамарафонцы должны только в плавках или в купальниках – в зависимости от пола.


А на Пиренеях погода не заладилась, вода, несмотря на май, оставалась ледяной. Что делать? Отменить старты – понести убытки. Бросить спортсменов в студеную купель – пренебречь их здоровьем. Как это часто случается, выгода взяла верх над моралью, и Мадрид растер каблуком все правила. Температуру на судейских градусниках «натягивали». На гидрокостюмы пловцов смотрели сквозь пальцы.


Не все спортсмены соглашались на роль камикадзе. Тем более что 60 евро штрафа за отказ от соревнования для богатого Запада не деньги. Люди крутили пальцем у виска, имея в виду организаторов чемпионата, платили неустойку и отбывали восвояси.


Сергей Пунько. Фото из личного архива пловца.У Пунько, который занимался классическим плаванием, никогда не было гидрокостюма. Это гардероб экстремалов и прикладников. Пришлось искать, как ведро на пожаре. Выручила французская фирма «Арена». Генеральный спонсор чемпионата презентовал новополочанину «шкуру Ихтиандра» стоимостью в 500 евро. Жест широкий, ничего не скажешь. Но одежка подбиралась впопыхах и оказалась на два размера больше той, что была бы впору. На финиш 10-километровой дистанции Сергей, один из главных фаворитов заплыва, притащил в запазухе три литра воды. Непривычно далекое от пьедестала 16-е место, по большому счету, не огорчило. Удивило, как вообще доплыл.

 

Это были цветочки. Настоящим кошмаром для «дальнобойщиков» стал 25-километровый полумарафон. Выйти на старт рискнуло 19 человек из 32 заявленных. Пятеро сошли с дистанции, причем одного из них отправили в реанимацию. Сергею костюм поменяли, но вода в озере, куда впадает горная речка, осталась прежней. После 21-го километра он плыл на автопилоте. О скорости не помышлял. Счастьем казалось уже то, что коченеющие руки подчинялись воле и могли кое-как грести. Финишировал наш земляк 11-м.

 

Первый враг аквамарафонца – холод. Второй – физическое истощение, оно преследует спортсмена при любой температуре воды. На сверхдальних дистанциях особенно. Без дозаправки – нескольких глотков энергетического напитка через каждые 20-30 минут «рукопашной» – человеку грозит приступ слабости. И даже обморок, который морская бездна может легко перепутать с отказом от жизни. Уж на что теплым считают Тирренское море, но одно воспоминание о нем бросает Сергея в дрожь.

 

Дело было в 2005 году. В Италии. Если по карте, то между островом Капри и Апеннинами 36 километров. Однако море не автобан с дорожными указателями. Когда перед тобой нагонная волна в рост человека, горизонт начинает играть в прятки. Сергей на пару с марафонцем из Словении оторвался от основной группы, уверенно лидировал, но на свою беду сбился с курса. Белорус и словенец пошли на цель по большой дуге. И вместо 36 километров отмахали 45. После шести часов отчаянной борьбы со стихией о победе никто из них не помышлял. Важно было не потерять лицо и просто добраться до берега. Финиша Пунько почти не помнит. Из воды выходил в состоянии грогги. Экспансивная толпа южан аплодировала, кричала браво. А ему казалось, что это очередная волна накрывает его с головой...

 

Сергей ПунькоДва года назад медики предупредили Сергея: или марафоны, или зрение. От прежних нагрузок и выступлений на открытой воде пришлось отказаться. Но и в бассейне ему работы хватает. Потому что плох тот универсал, который проплывает на тренировке меньше 10 километров. А Пунько не просто хороший «многостаночник», он – уникум, который одинаково победно плывет и кролем, и брассом, и баттерфляем. Доказательства – в медальной бухгалтерии последних чемпионатов мира. В южноамериканском Дурбане добыто 8 медалей, в бразильском Сан-Паулу – 10. На сегодняшний день наш земляк – самый титулованный пловец среди слабовидящих спортсменов планеты и главная надежда белорусской сборной на Паралимпиаде-2008.

 

За месяц до начала Игр в Китае мы говорили с Пунько в последнюю нашу встречу. Вымотанный тренировкой, Сергей был немногословен. Сказал, что в Пекине намерен соревноваться каждый день. Что в его программе 6 личных стартов и 2 эстафеты. И что он постарается завоевать как можно больше медалей, отделанных нефритом...

 

10.09.2008г.
Владимир ФАКЕЕВ, "НГ".

 

P.S. Как только что стало известно, на дистанции 400м в плавании вольным стилем Сергей Пунько завоевал золотую медаль на Паралимпийских играх в Пекине-2008! Продолжение следует!..

Интернет-ресурсы