Фото с официального сайта ФК "Нафтан" Новополоцк - www.fcnaftan.comКАК БЫЛО

СНАЧАЛА САМОЦИТАТА. Двенадцать лет назад, видя, что поведение болельщиков на трибунах стадиона "Атлант" чревато беспорядками и носит откровенно асоциальный характер, я написал проблемную статью. Начиналась она так: "Вы можете себе представить церковный хор мальчиков, с недетским остервенением и кабацким бесстыдством катающих во рту одно и то же похабное слово? Я тоже раньше не мог. Теперь могу. Мысленно переодеваю в белое этих пасынков школы и ставлю перед ними регентом пьяного великовозрастного шута. Школа, конечно, вправе обидеться на автора за резкость тона. Но знает ли она, что в озоновую дыру размером с футбольное поле улетучиваются все уроки благонравия, которые она ставит себе в заслугу? Знают ли родители, в какой лексике упражняются их чада, болея за любимую команду? Знает ли руководство ГОВД, что наряды милиции, призванные следить за порядком на стадионе, попросту отлынивают от службы?"..

 

Лихие 90-е забываются. Но именно тогда слабость власти и правовой нигилизм народа порождали уродливые явления во всех сферах жизни. В околофутбольной в том числе. Безработица, засилье базара, спасителя и растлителя в одном лице, семейные драмы, поставленные на поток упадком экономики, – все это озлобляло людей. Берега нравственных запретов рушились под напором тотального негатива, социальной неустроенности, растерянности, владевшей душами.


Толпа страшна всегда. В годы безвременья особенно. Наркотическое опьянение силой людской массы, которую человек в толпе воспринимает как свою собственную, убирает тормозные колодки из-под разрушительных инстинктов, обнажает его биологическую природу. На трибунах, зараженных вирусом сквернословия, пропитанных духом воинственной ксенофобии, обыватель во сто крат ближе к своему варварскому прошлому, чем в спокойной домашней обстановке. Помню, как полтора часа я наблюдал за мальчуганом, который сидел двумя рядами ниже. Вернее, стоял, размахивая флагом под аккомпанемент непристойностей, которые сыпал с детской неподсудностью. На полотнище было написано "Полимир", хотя на поле играл "Нафтан". Типичная симптоматика. Человеку толпы нет дела до нюансов и красок, он видит мир в черно-белом формате. Юного тиффози даже не интересовали фамилии новополоцких футболистов. Он просто кричал: "Молодец, второй номер! Отлично, десятый!".


Без руля и без ветрил в те годы оказались не только болельщики. В 2008-м, в Год здоровья, с трудом верится, что руководство футбольного клуба вкупе с чиновниками отдела физической культуры, спорта и туризма перед началом матча могли выставить на кон ящик пива. Трибунам, на которых каждый второй был несовершеннолетним, предлагалось побороться за титул самого активного "болелы". И в случае успеха – получить незатейливый приз, ведущий родословную от ящика Пандоры.


Помнится, в комиссии по делам несовершеннолетних за голову схватились, узнав, какими средствами "заводят" публику на стадионе "Атлант". Потому что заводили одни – расхлебывали другие.


Всеобщая анархия докатилась до учебных заведений. Недоросли, нахватавшись поносных слов на улице, начинали в стенах школы посылать на три буквы преподавателей и директоров. Только за первый квартал 1996 года более двадцати родителей были оштрафованы за то, что их отпрыски упражнялись в нецензурщине в общественных местах.


В тот год "Нафтан" заработал путевку в элитный дивизион, буквально вынырнув из глубин массового футбола. А резкий подъем всегда чреват декомпрессией. Кессонная болезнь обнаружила себя на трибунах. Почему мальчуган размахивал на "Атланте" флагом с надписью "Полимир"? Потому что фирменного, то есть нафтановского, стяга у него под рукой не было. Команда не успела обзавестись своей атрибутикой – шарфами, майками, кепками – всем, что делает ее фана узнаваемым на любом стадионе. Но голь, как известно, на выдумки хитра. Мальчишки брали в долг спортивные хоругви у поклонников хоккейного "Полимира", чтобы осенять себя ими на играх футбольного "Нафтана".


Засилье мата на трибунах "Атланта" и отсутствие карнавального облачения у торсиды как воспитующего элемента клубной работы с болельщиками усугублялись еще одной проблемой. В то время, как новополоцкие фанаты все чаще после гостевых матчей команды попадали в скандальную газетную хронику, а трибуны "Атланта" таили угрозу массовых беспорядков, инженерные и организационные меры безопасности на стадионе были в зачаточном состоянии. Милиция делала вид, что ей не известна статья 136 (мелкое хулиганство) тогдашнего УК, которая предусматривала наложение штрафа в размере до двух минимальных зарплат или исправительные работы на срок от одного до двух месяцев с удержанием двадцати процентов заработка. А футбольное поле, никоим образом не огороженное, толпы разгоряченных болельщиков с рогачами древков в руках легко могли превратить в корриду.

КАК СТАЛО

ЗА 12 ЛЕТ В ЗАПАДНОЙ ДВИНЕ МНОГО ВОДЫ УТЕКЛО. Футбольный Новополоцк уже не тот, каким его помнят болельщики со стажем. На поле стадиона образцовый газон. На трибунах – легкие пластиковые стулья вместо примитивных скамеек из мастодонистого бруса. Арена аккуратно огорожена. В дни проведения домашних матчей "Нафтана" вступают в силу антиалкогольные меры, инициированные горисполкомом. Торсида – эффектно маркированная клубным прикидом – берет медью духового оркестра, а не жестью табуированной лексики. Силы правопорядка тоже на высоте: работают корректно, но строго. Сегодня не то что зеленный юнец, даже матерый знаток фени старается на трибунах не выражаться. Знает, выведут под белы ручки и штрафом накажут.


Словом, все было бы хорошо, да беда пришла, откуда не ждали. Отучить народ от привычки сорить непотребной руганью оказалось легче, чем отбить охоту плеваться семечками. Проблема не так проста, как может показаться. У нее глубокие этнокультурные корни. Фраза "Все мы родом из деревни" в этом смысле многое проясняет. Подсолнухи на селе – это лакомство, доступное при любых доходах. Подручный антидепрессант в случае недовоза в продмаг чего-нибудь покрепче. Способ ухаживать за девушкой: я тебе – горсть семечек, ты мне – поцелуй. Испытанное средство народной медицины, продлевающее активное долголетие. Коммуникативный суррогат, позволяющий участникам посиделок – молодежных ли, стариковских – общаться без слов.


Поведенческое клише завезено из деревни и активно воспроизводится благодаря тесным связям Новополоцка с хлеборобной Витебщиной. Но то, что крестьянину здорово, горожанину не всегда к лицу. Шелуха, брошенная на землю палисада становится органическим звеном круговращения вещей в природе. Способствуя плодородию почвы, она вернется солнцеподобной шапкой подсолнуха за окном бревенчатого сруба. А в городе та же лузга – разорение бюджету и оскорбительная пощечина социальной гигиене.


По словам заместителя директора Новополоцкой СДЮШОР по административно-хозяйственной работе Галины Гриневич, площадь спорткомплекса "Атлант" составляет порядка 8 гектаров. Семь из них нужно регулярно приводить в порядок. За год (точнее с апреля по ноябрь, на которые приходится чемпионат страны по футболу) набирается около 100 тонн сухого мусора. Половину объема вывозит спецавтобаза, другую – сама спортшкола. Что характерно! На трибуны, которые занимают 30-ю часть территории, приходится треть вывозимого сора. Одной шелухи любители семечек оставляют по десятку больших ведер после каждого матча.


Когда начинаешь размышлять над этим феноменом, поневоле садишься в позу роденовского "Мыслителя". В самом деле, люди без всякой подзарядки могут простоять полтора-два часа у станка. Отсидеть на совещании, в театре, в ином служебном либо культурно-развлекательном интерьере. Но стоит им попасть на стадион, как они тотчас превращаются в рабов желудка и других органов, которые, по замыслу природы, находятся в подчинении у разума. Всевозможная упаковка – пакеты, бутылки, кулечки, банки, сигаретные коробки – летит под ноги, поземкой заметает все вокруг. Чтобы справиться с коростой массового бескультурья, шести штатных уборщиц не хватает. После каждой игры центр занятости шлет на подмогу стадиону еще трех человек из числа безработных. И сводная бригада в девять метел два, а то и три дня приводит в порядок спорткомплекс "Атлант".


Лузга от семечек – проблема проблем. Уличные торговки, неплохо на них зарабатывая, вводят бюджет города в серьезные расходы, раздражающие не столько количеством нулей, сколько очевидной необязательностью. То есть не сами тетки, а их плохо воспитанные клиенты. И с этим нужно что-то делать. Лобовые запреты, как показывает практика, малоэффективны. Ведь дамы торгового полусвета всего лишь авангард, за спиной которого стоит мощная транснациональная индустрия, выбрасывающая на мировой рынок монбланы товарного подсолнечника. Загляните в Интернет – на запрос "семечки" он выдаст вам почти 2,5 миллиона страниц глобального поискового досье.


Однако то, что нам не под силу выкорчевать с корнем, можно окультурить. К примеру такой вот компромисс между мамоной и порядком. Власть отказывается от гонений на стихийный бизнес мешочниц при одном жестком условии: со стаканом семечек они должны выдавать покупателю бумажный кулек или целлофановый пакетик для шелухи. Человек отщелкается в эту "плевательницу" и – аккуратно, цивилизованно, в назидание уличным плохишам! – опустит ее в мусорный ящик. И волки сыти, и овцы целы.


Или такой вот воспитующий прием. Диктор-информатор на стадионе время от времени обращается к болельщикам с разного рода сообщениями. О составах команд-соперниц и заменах игроков. О том, как проходят параллельные матчи в других городах страны. О ближайших встречах "Нафтана" и т.д. Этот узкотематический репертуар можно было бы расширить за счет установок в духе позитивной психотерапии: "Уважаемые любители футбола, не бросайте мусор под ноги, не уподобляйтесь героине известной басни, которая себе во вред подрывала корни кормящего дуба. Никакого городского бюджета не хватит, если мы с вами не прислушаемся к мудрым советам дедушки Крылова!"


Начав с попыток мягкого внушения, в дальнейшем не грех к ним подключить крупный административный калибр. Законодательные возможности местной власти растут. Депутаты вправе принять соответствующее постановление о злостных нарушителях норм общественной санитарии. Два-три показательных задержания прямо на трибунах стадиона приведут в чувство тех, у кого глотательные рефлексы опережают мыслительную деятельность.


Вскрыть этот болезненный нарыв Новополоцку велит и календарь. Город на пороге своего 50-летия. На наших глазах преображается ядро исторического центра. Одной из достопримечательностей со временем станет бульвар, украшенный фонтанами. Введем объект, юбилейно отпляшемся на свежей брусчатке – и что дальше? Начнем заплевывать каменные обновы города? Поганить чаши рукотворных водометов окурками?


Любой фрагмент обжитой среды, любой архитектурно-художественный ансамбль "по совместительству" работает зеркалом. Трибуны стадиона "Атлант", не умеющие льстить, дают правдивое изображение болельщиков. К сожалению, околоспортивный портрет не делает чести городу, несущему на своих плечах экономику региона. И пенять на зеркало не приходится. Пора ломать психологию пофигизма. Пора внедрять в сознание горожан простую мысль: и дома в родных стенах, и на улице, где "мое" и "наше" сплавлено в бетоне, железе, стекле, человек должен оставаться рачительным и совестливым хозяином. Или, если короче, человеком.

 

Интернет-ресурсы