Владимир Леонардович БляхманПорядочный, тактичный, спокойный, грамотный, знающий, ответственный, деловой, добрый, отзывчивый, живая легенда, история клуба  – все эти отзывы можно сказать в адрес одного человека, пообщавшись с ним даже непродолжительное количество времени. Речь идёт о начальнике команды – старшем тренере хоккейной команды «Химик-СКА» Бляхмане Владимире Леонардовиче, который 23 сентября готов отпраздновать вместе с многочисленными друзьями свой юбилейный – шестидесятый – День рождения.

 

* * *

Почему же Владимир Леонардович пользуется уважением тех, кто его знает? На этот вопрос отвечают коллеги, с которыми долгие годы его объединяет одна идея – хоккей.

 

Б.А.Косарев – главный тренер фарм-клуба:

Я очень благодарен за то, что в своё время Владимир Леонардович пригласил меня сюда. Это мой уже 15-й сезон здесь, и я ни о чём не сожалею. Этот человек стоял у истоков новополоцкого хоккея. Он привёз сюда большую группу тренеров: Мартынова, Пульвера, Тепляшина, Коробова, Катаева. Мы занимались на открытой площадке и, благодаря ему, на последнем Чемпионате СССР взяли бронзовую медаль при участии 260 школ. Порядочный, грамотный человек, преданный хоккею. Если бы не он, здесь вообще ничего никогда не было бы. В таком маленьком городе создать такую хорошую школу... И первая команда – это тоже его заслуга.

 

В.П.Катаев – тренер команды «Химик-СКА»:

Великолепный человек. Порядочный. Фанат своего дела. Патриарх новополоцкого хоккея. Таких людей мало осталось. Всё, что связано с хоккеем в Новополоцке – его заслуга. Организация и становление хоккея в Новополоцке – Бляхман. Строительство хоккейной площадки – Бляхман. Возведение Ледового дворца – Бляхман. Формирование хоккейного клуба – Бляхман. Сегодня, конечно, годы уже не те, но по-прежнему Бляхман переживает, болеет, старается добиваться наивысшего результата.

 

В.В.Моложавый – заместитель генерального директора КСУП «Хоккейный клуб «Химик»:

Человек всю свою сознательную жизнь в спорте жил хоккеем и всем тем, что с ним было связано. Именно хоккей стал для него ребёнком, которого он растил долгие годы. Новополоцкий хоккей – это его детище, и он в праве годиться своим творением. Менялось время, менялись люди, а Бляхман оставался. Сегодня ему 60, и он продолжает достойно заниматься своим делом.

 

* * *

 

– Владимир Леонардович, в 18 лет, сразу после школы, Вы пошли работать, и в течение года стали мастером производственного участка. Вы решили поступить в учебное заведение, но почему же выбрали именно спортивный техникум?

 

– Со спортом я дружил с детства, но больше любил футбол, наверное, это и предопределило мой выбор.

 

– Как же получилось, что Вы связали свою жизнь с хоккеем?

 

– После распределения я попал в Новополоцк, стал работать на «Полимире». Тренировал футбольные команды: сначала – заводскую, а потом – и сборную города, которая участвовала в Первенстве республики. А в 1973 году решением Новополоцкого горкома партии произошло следующее распределение: футбол отдали на «Нафтан» (тогда он назывался НПЗ), а хоккей – «Полимиру» (тогда – Полоцкий химический комбинат). Поскольку у меня была двойная специализация, мне пришлось заниматься хоккеем, а также тренировать футбольную команду. Вот так, с сентября 1973 года, я с хоккеем.

 

– Как сложилось дальше?

 

– Два года мы играли во второй группе Первенства республики, и уже в течение второго года мы вышли в первую группу. Зимы тогда были хорошие, мы делали всё сами, вручную: чистили, заливали каток. Уровень команд первой группы был высокий, поэтому перед чемпионатом республики нам необходимо было ездить на сборы на искусственный лёд. Стали думать о том, как построить каток здесь, в Новополоцке. Генеральным директором тогда был Лев Витальевич Новожилов. Пошли к нему, убедили, что это жизненно необходимо. Было дано соответствующее указание проектировщикам. За основу решили взять крытый каток в Минске. В 1975 году был заложен фундамент. Каток, честно говоря, строили почти нелегально. Сразу за Дворец взяться не могли, потому что в то время шла активная подготовка к Олимпиаде в Москве. Постановлением Совмина СССР было запрещено строительство всех спортивных сооружений, кроме тех, которые непосредственно готовились к Олимпиаде. Нашлись люди, которые написали «куда следует» о том, что идёт незаконное строительство. А строительство велось за счёт средств, выделяемых на ремонт производства. Приехали представители народного контроля, и начались проверки. Гостренером СССР по Белоруссии в то время был Лев Яковлевич Конторович. Я позвонил ему, он вышел на Комитет по физической культуре и спорту при Совете министров БССР. Его председателем был Ливенцев Виктор Ильич, Герой Советского Союза, бывший партизан. Тот обратился к Петру Мироновичу Машерову. Буквально через четыре дня контроль был отозван, пришло разрешение на строительство.

 

Строили всеми правдами и неправдами. Был страшнейший дефицит материалов. Может, проект был не совсем удачным, но ведь и сооружений такого типа было немного.

 

После гибели Машерова нас опять начали «трясти», а уже много было возведено. В то время министром коммунального хозяйства был Безлюдов, бывший в прошлом первым секретарём Новополоцкого горкома партии. Л.В.Новожилов договорился о том, чтобы нас взяли на баланс, т.к. разрешалось поступать таким образом с оздоровительными сооружениями. Переделали проектно-сметную документацию под физкультурно-оздоровительный комплекс. Строительство продолжалось.

 

Грянул Чернобыль в 1986 году. Все средства, конечно же, ушли туда. Отдавать на баланс предприятия сооружение Республиканское коммунальное хозяйство не хотело.

 

По истечении времени мы все (Моложавый, Катаев, Тепляшин, Мартынов) посоветовались, и приняли решение пойти к Новожилову, предложив при использовании нашего холодильного оборудования «оживить» открытый каток, на котором играли раньше. Позднее Республиканское коммунальное хозяйство всё же Дворец нам на баланс отдало. Открытый каток мы не бросили – достроили. Надо отметить, что помимо таких организаций, как РСМУ-5, НЗМ, много усилий было приложено тренерами, родителями, и даже детьми. И арматуру таскали, и утеплитель укладывали, копали траншеи под кабель, в общем, делали всё, что было в их силах.

 

В 1989 году, видя, что заканчивается строительство катка, мы подали заявку на участие в Кубке ВЦСПС (турнир, дававший право выхода во вторую лигу чемпионата СССР среди команд мастеров). В то же время вышло положение спорткомитета на основании решения Совета министров, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ об основании клубов по основным видам спорта. Чтобы выигрывать турниры такого уровня, необходимо было организовать усиление команды, а также иметь хорошее финансирование. Мы через профком первыми в республике открыли этот клуб. В 1989-1990гг. нам удалось выиграть Кубок ВЦСПС, победить в Первенстве республики среди коллективов. Мы завоевали право играть в чемпионате СССР во второй лиге. Это был, конечно же, успех. Когда мы начинали, мы мечтали о такой возможности. В принципе, мечта осуществилась.

 

Очень много детей пришло заниматься в спортивную школу. Стали создаваться специальные спортивные классы. Мы быстрыми темпами начали приближаться к минской «Юности», в то время знаменитой не только в Белоруссии, но и в СССР. Наши школы попеременно делили успех. Немного позднее, мы могли комплектовать команду мастеров своими ребятами. Появилась у нас целая плеяда хороших игроков: тот же Мезин, Белкин, Татаринцев, Валуй, Макрицкий, Копать и многие другие. Мы до сих пор встречаемся в тёплой, дружественной обстановке. У ребят самые хорошие воспоминания о Новополоцке, потому что именно Новополоцк дал им путёвку в большой хоккей.

 

Когда стали достраивать крытый каток, оказалось, что соответствующую древесину, которой у нас не было, можно было достать только в Архангельской области. Вместе с Марковичем мы туда отправились и договорились о поставке продукции в Белоруссию.

 

Вот благодаря таким усилиям в течение 18-19 лет рождался этот каток. Да, было очень тяжело, повторюсь, т.к. и такие сооружения были редкостью, и материалов не было – пресловутый дефицит, и финансирования не было, «благодаря» общесоюзным проблемам. Приходилось следить за строителями, чтобы материалы не уходили «на сторону», и даже расчёт проводили, позднее, вино-водочными талонами.

 

Много здесь, конечно недоделок, но разве об этом думали, когда начался развал СССР?! Нужно было достраивать в кратчайшие сроки, чтоб не упустить момент. Могу сказать, что ни один дворец в Белоруссии не дался так тяжело, как в Новополоцке.

 

– Почему было не бросить, не отступить, раз было так тяжело?

 

– Да, были моменты опустошения после взятия очередной высоты. Да и наша самая молодая некогда команда «выросла», появилась конкуренция между клубами, ребята стали уезжать. Но, всё же, я не сторонник перемены мест. Я привык к тому, что должен делать то, что умею и знаю. У меня достаточно опыта, чтобы выполнять ту работу, которую люблю, поэтому и остался. Я думаю, что трудности будут всегда, но мы их переживём. Уверен, что появится у нас новый дворец с тренировочным катком, что крайне необходимо, т.к. уровень хоккея растёт, и мы должны ему соответствовать. Нужно отвечать требованиям времени. Это же дворец следует отдать под игровые виды спорта.

 

– Что помогло добиться успеха?

 

– Мы любили своё дело, выполняли честно и добросовестно свою работу.

 

Нам повезло, что подобрался коллектив людей, имеющих перед собой цель сделать всё для качественной тренировки команды, развития школы, оздоровления самих новополочан. Нам хотелось оставить что-то после себя, для всех.

 

Нам повезло, что рядом был Лев Витальевич Новожилов – на редкость талантливый, дальнозоркий руководитель, который понимал, что обществу нужно не только производство, но и отдых, но и та же занятость детей и подростков. Что если не построить данное сооружение, то придётся строить учреждения другого типа. Проблема, кстати, не теряет своей актуальности и в наши дни. Мы знали, что тот, кто полюбит хоккей, приведёт сюда своих детей, а потом и внуков. Так сейчас и получилось. К счастью, этот поток не иссякает.

 

– В чём же причины сложившейся в клубе ситуации очевидного (в сравнении предыдущими временами) регресса?

 

– Во-первых, клубов стало гораздо больше, построены они были при других обстоятельствах и в других условиях. Мы же были в первых рядах. Во-вторых, люди стали другие. Изменились ценности: раньше стремились делать для других, для общего блага, а сейчас, всё больше, для себя. В-третьих, частая смена руководства, что, конечно же, отразилось на клубе. В-четвёртых, экономический кризис. Нельзя не отметить, что ушли те отношения, когда никто не смел говорить о клубе, о своём коллективе плохо. Люди были честнее, добрее, справедливее, нежели сейчас.

 

– Владимир Леонардович, откройте секрет своего профессионального долголетия (по трудовой книжке – 37 лет в отрасли из 38 лет трудового стажа).

 

– Всё просто. Нужно честно, добросовестно и качественно выполнять свою работу. Нужно учиться и в молодости, и в зрелом возрасте. Нужно быть профессионалом в своём деле. К сожалению, меня беспокоит, что приходят люди, некомпетентные во многих вопросах, которые не хотят слушать, находить правильный подход. Такие действия не приведут ни к чему хорошему. Каждое управленческое решение влечёт за собой определённые последствия, и если решение принято не верно, потом за него расплачиваться будут все. Считаю, что работа должна строиться на основах порядочности, на доверии, доброжелательном отношении к людям.

 

– Владимир Леонардович, вот уже 20 лет Вы являетесь начальником команды мастеров. Богатейший опыт административной работы у Вас, но всё же, какие Вы испытываете трудности?

 

– Действительно, многие вещи я делаю просто автоматически. Опыт, прочные связи помогают делать работу хорошо. Единственное, с чем приходится сталкиваться, – это отсутствие надлежащих нормативно-правовых документов. Это основная и главная проблема. Считаю, что в спортивной сфере также должны быть свои юристы, имеющие, если можно так сказать, узкую спортивную специализацию.

 

Если говорить непосредственно о команде, то считаю, что всё получится тогда, когда будет сформирован дружный сплочённый коллектив. Коллектив единомышленников, которые будут хотеть добиться общего результата, отмечу – не временщики. Также нужно постоянно помнить о том, чем заниматься после завершения карьеры, пытаться предусмотреть все возможные варианты. Я постоянно говорю на эту тему с ребятами.

 

* * *

В заключение беседы Владимир Леонардович с особой теплотой сказал о том, что готов приносить пользу клубу, отдавать свои знания и умения, если это потребуется.

 

А как же иначе, ведь этот клуб, новополоцкий хоккей – дело всей его жизни!

 

С юбилеем Вас, Владимир Леонардович!!! Всех благ!


Ирина Хващевская,
пресс-секретарь
ХК "Химик-СКА".

 

Интернет-ресурсы