Новополоцк силен во многих видах спорта. Но тяжелая атлетика – предмет особой гордости. На всех последних Олимпиадах богатыри Нефтеграда, выходя на помост, радовали нас своими достижениями. А как будет в Пекине? Об этом и не только корреспондент беседует со старшим тренером сборной Беларуси Виктором Шершуковым.

 

ЧиангмайВиктор Евгеньевич, в стратегическом смысле вся работа национальной команды сфокусирована сейчас на пекинской Олимпиаде-2008. Что касается тактики, то здесь ближайшей высотой будет таиландский Чиангмай...


– Верно. В сентябре там пройдет чемпионат мира по тяжелой атлетике. Готовясь к таким топ-турнирам, о составе сборной мы думаем заранее. И, как правило, ее окончательный вариант определяется на домашних соревнованиях.


Таким отбором-авралом, когда вы с главным тренером Александром Гончаровым "посвистали всех наверх", стал Кубок страны?


– Да, его можно рассматривать как генеральную репетицию перед ЧМ-2007. В целом она вполне удалась. На столичном помосте собрались все сильнейшие на сегодняшний день штангисты Беларуси. Было установлено семнадцать национальных рекордов. Шесть из них записала на свой счет новополочанка Анна Батюшко.


Кстати, о Батюшко, серебряной призерше афинской Олимпиады. Ее весовую категорию – 63 килограмма – болельщики знают, как "Отче наш". А в Минске она была заявлена среди спортсменок, выступающих "этажом выше".


– Так оно и было. Аня выступала в категории 69 кг. Ничего особенного. Это мировая практика. Так поступают все наши коллеги. По медицинским показаниям, можно сказать. Дело в том, что во время тренировочного цикла, в паузах между главными стартами сезона, штангист прибавляет в мышечной массе, становится фактурнее. Хорошего спортсмена, как и человека вообще, тоже бывает много. Заметно больше, чем разрешают правила соревнований. Перед мировыми или европейскими форумами лишний вес, естественно, приходится сгонять. В парилке. В темпе престо. А это форсаж. Физиологический стресс, который может негативно сказаться на здоровье парильщика поневоле. Поэтому мы предпочитаем лишний раз судьбу не испытывать. В домашних условиях соревнуемся в тренировочном весе.


А это не вводит вас в заблуждение? Ведь "подсушенный" атлет – ослабленный атлет. Ударная доза парилки бьет по всем системам человека, снижает силу. И на соревнованиях, после сгонки веса, он покажет меньший результат, чем на тренировках.


– Такую поправку мы всегда держим в голове. Обычно она составляет 5–7 килограммов и не является серьезным препятствием в борьбе за награды, если человек в принципе готов сражаться на таком уровне. Тут речь о выборе из двух зол. Сберегая спортсмена, дорожа огромной работой накопительного характера, которая предшествует топ-турнирам, мы на промежуточных стартах обходимся без изнурительной сгонки веса. Повторяю, это общемировая практика, и она разумна по своей сути.


Теперь, Виктор Евгеньевич, хотелось бы поговорить о новополоцких штангистах. Как вы оцениваете их готовность бороться за медали на международной арене?


В.Шершуков и А.Батюшко– Начнем с Ани Батюшко. После греческих Афин, где у нее было "серебро", мы Аню берегли. Сознательно пропускали многие соревнования. Залечивали травмы, которыми ей пришлось заплатить за свой олимпийский успех. Такой подход себя полностью оправдал. В Минске, на Кубке страны, Батюшко выступила блестяще. Обновила все национальные рекорды в весовой категории 69 кг. В этом каскаде рекордов мы видим многообещающую интригу. Рывок – 115, толчок – 133. С такими килограммами она была бы второй на прошлогоднем чемпионате мира в Санто-Доминго. С мизерным отрывом от победителя ЧМ. А ведь до Чиангмая, где пройдет ЧМ-2007, Кубок Беларуси отделяют два месяца. Упорно работая, Аня может и должна прибавить в килограммах. Это обнадеживает. Потому что даже сегодняшние ее результаты – подчеркнем, пока только умозрительно, на уровне сравнительной статистики – конвертируются в медали мирового первенства. А в категорию 63 кг мы всегда можем вернуться. Но тут что следует иметь в виду: чем меньше весовая категория, тем больше соперниц, тем ожесточеннее борьба. В странах Азии, да и на других континентах, тяжелая атлетика развивается стремительно. Но если европейки, скажем, покрупнее, то азиатское цунами устремляется как раз в первые весовые категории, осложняя в них борьбу за медали до невозможного. В любом случае за Аню мы спокойны. За плечами у нее две Олимпиады. Она – капитан сборной. И, главное, все эти титулы подкрепляются боевой готовностью спортсменки, блестящими соревновательными результатами и реальным, а не протокольным авторитетом в нашей богатырской семье.


Сережа Лагун. Триумфатор сезона. Свежеиспеченный чемпион мира среди юниоров. На этот Олимп он взошел два месяца назад в Чехии, на пражском помосте. Увидим ли мы его в Таиланде, на взрослом первенстве планеты?


С.Лагун и С.Тихоненко– Восхождение Сергея прогнозировалось. В национальной сборной он второй год. До этого огранкой самородка из Верхнедвинска занимался очень опытный новополоцкий специалист Сергей Тихоненко. Он, к слову, поставил здесь на поток подготовку резерва для сборной и работает с нами в постоянной связке. За это мы Сергею Викторовичу весьма и весьма благодарны...


В Праге Лагун побил всех, в том числе китайца. А это, поверьте мне, в наше время ой как непросто. Но ситуация с вундеркиндом неоднозначная. В случае успеха в Таиланде наша сборная получит шесть мужских путевок в Пекин. Это открывает для юного новополочанина путь к олимпийскому помосту в категории 77 килограммов. С позиций тренера-временщика можно было бы скомандовать: вперед, Сережа! Но парню лишь месяц назад исполнилось 19 лет. А нагрузки колоссальные. Помимо юниорских, он участвует и во взрослых соревнованиях, многостаночник, одним словом. Такое совместительство чревато. Кому, как не нам, тренерам, знать об этом. Эйфория от ранних побед и сумасшедшей динамики в результатах не должна заслонять главного – здоровья спортсмена. В нашем деле можно поломаться в два счета. И тогда все, ставь крест на карьере. Примеров, к сожалению, хватает. Есть они и в Новополоцке. Недавно ушедший с помоста Александр Анищенко – участник Олимпийских игр, призер мировых чемпионатов – не показал и половины того, на что был способен. Не успел. Не позволили одолевшие его травмы. Поэтому тренерский штаб сборной склоняется к тому, что не следует бездумно бросать талантливого, но еще очень молодого атлета в мясорубку взрослых соревнований. Сергей выступает в категории 77 кг. Перед соревнованиями сгоняет по пять килограммов. Это много. Это риск. Перспективной для его антропометрии выглядит следующая калибровочная ступень – 85 килограммов. Но это епархия лидера сборной, рекордсмена мира Андрея Рыбакова. В ней же выступает еще один сильный атлет Вадим Стрельцов... Суммируя все это, мы сходимся во мнении, что Лагуна нужно поберечь. Дать ему возмужать. И в Чиангмае, и в Пекине он бы не потерялся. Как минимум, был бы в шестерке сильнейших. А может быть, даже в призерах. Но успех может оказаться пирровой победой. Мы этого, прямо скажем, боимся. И полагаем, что Олимпиадой жизни для Сережи должен стать Лондон в 2012 году. И от Чиангмая его лучше уберечь, хотя на Кубке страны он с блеском доказал свое право на поездку в Таиланд. Но для него же лучше будет, если он поедет не на восток, а на запад – в испанский город Тенерифе. Там 4 октября начнется чемпионат Европы среди молодежи. Соперники полегче. Риск травмирования поменьше. К тому же Канары стоят обедни. Кто в здравом уме и твердой памяти не хотел бы побывать в этом благословенном уголке земли?!


Еще одна звезда новополоцкого и белорусского помоста – Геннадий Махвееня. Какое место в пасьянсах тренерского штаба занимает серебряный призер чемпионата Европы-2007?


Г.Махвееня– Говоря языком гадалок, для Гены сегодня открыта любая дорога. На Кубке Беларуси новополочанин, выступая в "соседней" для себя категории 69 килограммов, толкнул 175 кг. Это лучший результат сезона в мире. В Чиангмае, однако, он будет выступать в родном весе – 62 килограмма. Страшно тяжелая категория. Здесь порядка пятнадцати штангистов с равными шансами на успех могут бороться за медали. То есть в том же Чиангмае можно стать первым, а можно – пятнадцатым. Кому как пофартит. При этом разброс в килограммах будет самым незначительным. Или его вообще не будет при дележе наград. Штангистов в итоговом протоколе расставит их собственный вес.


Гена толкнул 175, но без подсушки. Со сгонкой веса результат был бы пониже. Чтобы читателям были яснее перспективы атлета в Таиланде, можно было бы спроецировать этот результат на ЧМ-2006, взяв для сравнения достижения победителя в категории 62 кг?


– В Санто-Доминго чемпион мира, китаец, толкнул 167 кг. Гена сейчас в изумительных кондициях. И даже после сгонки (а он ее в отличие от некоторых других атлетов нормально переносит) Махвееня работал бы в пределах 165–170 килограммов. То есть претендовал бы на медаль любой пробы. Вопрос в другом. Между Минском и Чиангмаем два месяца сроку, бездна часовых поясов и пропасть в климатических особенностях. Это во всех смыслах будет гостевой матч, когда все преимущества заведомо находятся в руках хозяев или тех участников турнира, которые живут с ними в схожих условиях. То есть, по меньшей мере, один туз – климатический – будет там в рукаве азиатов.


Чиангмай – ключ к Пекину. Какие надежды связывает с мировым форумом белорусская сборная?


– Помните классический пример из истории? Суворов, прежде чем штурмовать Измаил – турецкую крепость, которая слыла неприступной, – велел построить аналогичную и тренировал на ней своих чудо-богатырей. Для нас Чиангмай такая же тренировочная крепость. В Таиланде должен быть решен вопрос о путевках в Пекин. Нам нужен максимум – десять лицензий: шесть мужских, четыре женских.


Виктор Евгеньевич, Китай заслуживает того, чтобы о нем поговорить отдельно. Тем более что в Поднебесной вы бывали неоднократно.


– Великая страна. Причем великая и в достижениях, и в контрастах. Помню, дело было в Гуанчжоу, во время чемпионата мира. Просыпаюсь я на 23-м этаже ультрасовременного отеля часов, наверное, в шесть утра. Слышу – на улице проливной дождь. Конкретный такой, с характерным шелестом. Дай, думаю, распахну окно, подышу утренней свежестью. Открыл створку, выглянул наружу – а дождя и в помине нет. Это трудолюбивые китайцы "шелестят" на работу на своих незамысловатых велосипедах. В двадцать рядов. И у этой человеческой реки нет ни начала, ни конца. Вот что значит миллиард жителей в одной стране!..


А в сторону тяжелоатлетического помоста они так же "шелестят", как на работу?


– Да, тоже в двадцать рядов. В Китае только учтенных тяжелоатлетов, то есть документально приписанных к секции или клубу, восемь с половиной миллионов. С неучтенными будет все десять. Чтобы конкурировать с таким человеческим потенциалом, приходится работать... по-китайски. Планида наших тренеров и атлетов – это бесконечные учебно-тренировочные сборы. На них приходится триста двадцать дней в году. В сухом остатке жизнь без личной жизни. Плюс, если говорить о спортсменах, нечеловеческие нагрузки. Но по-другому нельзя. С теми же китайцами мы можем на равных бороться только за счет фанатического труда и более высокого, чем у них, КПД наших методик. И они нас за это, как говорил герой Сергея Бондарчука в одном замечательном фильме, невыносимо уважают. Сошлюсь на разговор во время двухсторонних контактов, в котором их министр спорта дал довольно лестную оценку нашей спортивной отрасли. В нем, однако, прозвучала неожиданная на фоне прочих комплиментов фраза, возможно, это был результат грубоватого перевода. Тем не менее, их министр сказал, что в учителях китайцы нас не представляют. При всех прочих формах сотрудничества. И за одним исключением – тяжелой атлетики. Китай, который не сегодня – завтра станет величайшей спортивной державой мира, считает, что наша штанга не слабее и что у нас есть чему поучиться. Такая оценка льстит. И лишний раз доказывает, что спорт высших достижений в наше время – это работа на грани возможного.

 

Владимир Факеев.
Фото Вячеслава Мальцева.

Больше новостей читайте в "Новой газете"!

Интернет-ресурсы