Вадим ДевятовскийНикому не нужно объяснять, что современный спорт – это не только тренировки и соревнования. Трансферы игроков, международные разбирательства по поводу использования допинга, штрафы за лишний вес и многое другое – все это тоже атрибуты спортивной жизни, и они должны быть учтены в законодательстве.

 

В Беларуси есть закон «О физической культуре и спорте», но Палата представителей планирует 17 апреля принять в первом чтении новый законопроект. Об этом документе и в целом о том, чего не хватает белорусскому спорту на уровне законов, рассказал известный спортсмен, а с недавних пор и депутат – заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Вадим Девятовский.

 

- Для чего в Беларуси будет приниматься новый закон о спорте? Чем не устраивает уже существующий?

 

- Нынешний закон был принят еще в 1993 году. В 2003-м принималась его новая редакция, потом вносились некоторые изменения, но все равно нужен новый документ. На дворе уже 2013 год, и жизнь показала, что возникают новые проблемы, требующие решения. Например, есть вопросы, связанные с допингом в спорте, допинговыми разбирательствами, и я это ощутил на себе. В новом законопроекте есть статьи, посвященные этой проблеме. Впервые на уровне национального законодательства определяется, что понимается под допингом в спорте, в полном объеме называются действия, которые признаются нарушением антидопинговых правил, уточняются случаи и порядок проведения допинг-контроля. Впервые нашли закрепления нормы о спортивной дисквалификации.

 

Нам необходимо не просто совершенствовать закон, а приводить его в соответствие с другими правовыми актами, международными договорами, которые подписала белорусская сторона. Эти договоренности нужно соблюдать. И вообще нужно учитывать, что происходит в мире. При подготовке проекта закона разработчики в том числе изучали опыт стран, которые тоже совершенствуют законы о спорте.

 

Еще один важный момент. У нас, кроме закона о спорте и физической культуре, в этой сфере работают еще более 100 указов Президента, примерно 200 актов Совмина и около 300 – Минспорта. При этом в законодательстве до сих пор не решены проблемы, которые волнуют как спортсменов, так и тренеров, глав федераций. Наша действительность требует, чтобы был принят единый нормативный акт, который бы объединил в себе разрозненные элементы. Ну и, конечно, как я уже говорил, необходимо устранить те коллизии и пробелы, которые сейчас есть.

 

А в целом мне как спортсмену многие моменты, касаемые спорта, знакомы. Конечно, не сомневаюсь, что и в Минспорта прекрасно понимают проблемы развития нашего спорта, и я буду рад продвигать их предложения в Палате представителей. Я готов быть лоббистом от спорта, принимать предложения от спортсменов, тренеров, судей и всех заинтересованных в этой сфере. Надеюсь, что они увидят во мне человека, который готов отстаивать интересы спорта.

 

- Законопроект, в частности, вводит понятия «вид спорта», «судья по спорту» и «тренер». Каким же образом регулируются спортивные отношения сейчас, если такие основные термины не определены в законе?

 

- По-моему, отсутствие некоторых из этих терминов – небольшой пробел. Да, это нужно прописать. Но я не думаю, что у кого-то возникали проблемы с определением, кто же такой тренер. Это не могло сильно повлиять на развитие спорта в стране.

 

Однако понятийный аппарат нужно развивать и уточнять, что мы и сделали в тексте документа. Обо всем сразу не расскажешь, но в качестве примера можно озвучить новые термины, такие как «вид спорта», «спортивная подготовка», «спортивный режим», «спортивный резерв», «спортсмен высокого класса», «учебно-тренировочный процесс».

 

- Проект закона предлагает обязательное заключение договоров между Минспорта, НОК и национальными федерациями. Что это дает?

 

- Заключение договоров между этими структурами о развитии видов спорта даст возможность развивать конкретный вид. И это будут согласованные действия всех субъектов. Примерную форму договора должно будет разработать Минспорта.

 

Еще важно заметить, что по конкретному виду спорта статус национальной сможет получить только одна федерация. Будет вестись соответствующий реестр.

 

- Насколько для Беларуси актуальна проблема дублирующих национальных федераций?

 

- Раньше у нас такие примеры были… Это касалось фигурного катания, спортивных танцев. Чтобы упредить подобные ситуации, какие-то конфликты, законопроектом вводится норма, что статус национальной может получить только одна федерация. Я думаю, что справедливо, когда национальная федерация одна. Именно она будет представлять интересы страны на международном уровне, в частности в международных спортивных организациях, на международных спортивных мероприятиях. Национальные федерации также будут участвовать в разработке единой госполитики развития их видов вместе с НОК и Минспорта. Они смогут вносить в министерство предложения по формированию национальных и сборных команд Беларуси, обеспечивать их подготовку.

 

Но никто не говорит, что нельзя создавать другие федерации по этому же виду спорта. Это можно будет делать. Право на добровольное объединение гарантировано Конституцией Республики Беларусь. Однако национальная федерация, повторюсь, в каждом виде будет одна.

 

- В одном пакете с проектом закона находятся и поправки в некоторые кодексы. Что они меняют?

 

Второй законопроект обеспечивает взаимную согласованность проекта закона «О физической культуре и спорте» с Трудовым кодексом и Кодексом об образовании через устранение пробелов и противоречий. Эти пробелы связаны с отсутствием в трудовом законодательстве дополнительного основания для прекращения трудового договора, в том числе с теми, кто осуществляет педагогическую деятельность в сфере физической культуры и спорта. Права на осуществление такой деятельности будут ограничены как раз в связи со вступлением в силу новой редакции закона «О физической культуре и спорте».

 

Устраняются отдельные пробелы и противоречия, связанные с законодательством в сфере образования, которое регулирует вопросы подготовки в учреждениях образования спортивного резерва, спортсменов высокого класса, осуществления педагогической деятельности. Это в основном технические моменты.

 

- Не так давно в СМИ обсуждалась тема разработки не просто нового закона, а целого спортивного кодекса...

 

- Да. Об этом писали авторитетные издания, говорили представители власти. В итоге в Палате представителей состоялось совещание под председательством заместителя председателя Палаты представителей Виктора Гуминского, с участием министра спорта и туризма Александра Шамко, советника Президента по вопросам физической культуры, спорта и развитию туризма Максима Рыженкова, председателя Высшего хозяйственного суда и ОО «Белорусская федерация баскетбола» Виктора Каменкова, который активно продвигал идею кодекса, других заинтересованных. Однако хочу отметить, что сегодня в отличие от Спортивного кодекса проект закона о физической культуре и спорте не только готов, но и отработан с широким кругом заинтересованных. Его принятие, на мой взгляд, является наиболее оптимальным шагом. У нас будет возможность посмотреть, как он работает, выявить возможные проблемные моменты, чтобы впоследствии вплотную подойти к разработке Спортивного кодекса. Нет никаких противоречий между идеей кодекса и законопроектом. Мы все работаем вместе и постепенно идем к качественному документу по спорту.

 

 

Василий Малашенко, БЕЛТА

 

Интернет-ресурсы