Инна Васильевна Антонова, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.

 

 

О проекте Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц», принятом парламентариями 4 апреля 2011 года в первом чтении.

 

В вопросам работы с обращениями граждан большое внимание уделяет Глава государства. Законопроект имеет особую общественную значимость.
 
В числе законодательных новаций – инициированная депутатами норма, касающаяся электронных обращений. Данный вопрос детально прорабатывался в комиссии со всеми заинтересованными. Предполагается, что обязательное рассмотрение электронных обращений станет нормой для государственных органов, иные же организации могут принимать решение по своему усмотрению.

 

Законопроектом предусмотрено, что ответ заявителю должен даваться на том государственном языке, на котором он обратился в государственный орган.

 

Проект Закона также устанавливает ответственность заявителей и должностных лиц. Так, статья 26 предусматривает ответственность заявителя за нарушение законодательства при подаче на рассмотрение обращения. То есть в случае, если обращение содержит клевету или оскорбление, заявитель будет нести ответственность в соответствии с законодательством. Согласно статье 27 должностные лица, индивидуальные предприниматели и их сотрудники будут нести ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений.

 

Обращаться гражданам будет проще, а руководители на местах будут более ответственно относиться к работе с обращениями.

 

 

О проекте Закона Республики Беларусь «Об оказании психиатрической помощи», который был принят в первом чтении на заседании Палаты представителей 4 апреля 2011 года.

 

Как врач я уверена, что новый документ реально необходим как пациентам, так и медицинским работникам, специализирующимся в психиатрии.

 

В Закон Республики Беларусь «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», в котором уже были заложены демократические принципы, не вносились изменения и дополнения более 10 лет. При подготовке проекта нового законодательного акта разработчики и парламентарии изучили опыт не только стран ближнего зарубежья, но и Швеции, Великобритании, США.

 

Говоря о законодательных новациях, отмечу, что законопроект защищает права пациентов. В нем впервые закреплена презумпция отсутствия психического расстройства (заболевания). Лицо считается не имеющим психического расстройства, пока наличие такого заболевания не будет установлено в определенном законодательством порядке. Если гражданину не установлен диагноз врачом-специалистом или врачебно-консультационной комиссией, не может быть никаких ограничений его прав и законных интересов. Кроме того, если ранее человека могли содержать в стационаре 72 часа до момента обращения с заявлением в суд о принудительной госпитализации и лечении, то законопроект предлагает сократить этот срок до 48 часов.

 

Проект Закона будет способствовать более полному и согласованному регулированию общественных отношений в области оказания психиатрической помощи населению республики и обеспечения гарантий прав граждан при ее оказании.

 

О проекте Закона Республики Беларусь «О предупреждении распространения заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, вируса иммунодефицита человека и гарантиях прав граждан, имеющих такие заболевания», принятом в первом чтении 4 апреля 2011 года.

 

Характеризуя новый законопроект, можно сказать, что он стремится установить разумны баланс между сохранением здоровья нашей нации и помощью лицам, которые имеют социально опасные заболевания либо ВИЧ-инфекцию. Согласно законопроекту ВИЧ-инфекция не относится к социально опасным заболеваниям, поскольку вероятность заражения во многом зависит от образа жизни человека в отличие, например, от туберкулеза. В проекте Закона четко оговорено, что к социально опасным относят заболевания, представляющие опасность для здоровья населения и включенные в специальный перечень Минздрава. Их распространение влечет за собой значительное ухудшение здоровья нации, создает угрозу личной, общественной, национальной безопасности.

 

В перечень социально опасных заболеваний входят венерические заболевания (сифилис, гонорея), активный туберкулез органов дыхания с бактериовыделением, чума, холера, сибирская язва, гемморагические лихорадки, психические расстройства, в том числе и вызванные употреблением алкоголя, наркотиков, психотропных и других одурманивающих веществ.

 

Социально опасные заболевания и ВИЧ объединены в одном законодательном акте, потому что ВИЧ-инфекция, по мнению депутатов, также представляет особую опасность для здоровья населения Беларуси. Вирусом иммунодефицита в нашей стране инфицированы более 11 тыс. человек, и число заболевших из года в год увеличивается. Доля больных лиц в популяции растет, в основном болеют молодые граждане от 19 до 29 лет, у которых могло быть успешное будущее и они могли принести пользу стране. Общеизвестно, что ВИЧ трудно поддается лечению, многие больные умирают. К тому же ВИЧ-инфекция передается от матери к ребенку. Все это стало веским основанием для объединения в одном законопроекте норм по предупреждению и оказанию помощи людям как с социально опасными болезнями, так же и с ВИЧ.

 

В проекте Закона предусмотрена возможность принудительно обследовать на наличие социально опасных болезней и принудительно госпитализировать пациентов с такими недугами. Что касается ВИЧ-инфекции, то в этом случае в законопроекте оговорена только возможность принудительного или добровольного обследования. Добровольное обследование может быть как анонимным, так и явным, и проводится бесплатно в любом медучреждении страны.

 

Решение о принудительном обследовании или лечении принимается не единолично врачом, а врачебно-консультативной комиссией в составе не менее 3 медработников. Для ее проведения требуется санкция прокурора, а принудительная госпитализация возможна только по решению суда.

 

Принудительному обследованию на ВИЧ будут подлежать те лица, у которых врачи заподозрят большую вероятность инфицирования. Если ВИЧ-инфицированный сообщил, с кем у него были половые контакты, то его слова будут достаточным основанием для предположения о наличии у контактного лица ВИЧ-инфекции. Данная информация будет основанием для принудительного обследования на ВИЧ тех, с кем были половые контакты, если эти лица не дадут добровольного согласия.

 

Многие случаи ВИЧ-инфекции врачи устанавливают не при добровольном обследовании пациентов, а при лечении людей, имеющих параллельные заболевания. Например, когда длительно не удается вылечить пневмонию и возникает подозрение на ВИЧ.

 

Однако, если парламентарии примут законопроект, исполнять решения о принудительном лечении и обследовании будет все же весьма непросто. Схема для этого предусмотрена следующая: при наличии санкции прокурора группа из медработников и правоохранителей на медицинском транспорте будет выезжать к месту жительства и приглашать человека на госпитализацию и обследование. Часто врачи сталкиваются с пациентами, больными туберкулезом, венерическими заболеваниями, которые скрываются от лечения, дают неправильные адреса. Пока мы только стремимся к тому, чтобы у нас, как в высоко развитом обществе, все было добровольно.

 

При подготовке законопроекта поступило много нареканий со стороны общественных организаций, людей, живущих с ВИЧ, но в итоге парламентариям удалось выйти на согласованное решение. Они шли со своей целью, со своими эмоциями. Члены рабочей группы по подготовке документа попытались прийти к общему знаменателю, убедить, что депутаты и разработчики хотят наоборот услышать от них не эмоции, а конкретные предложения, как лучше изложить ту или иную статью.

 

Работа над законопроектом продолжится и при подготовке его к рассмотрению во втором чтении можно будет учесть замечания и предложения заинтересованных сторон.

 

 

Депутаты Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности разработали законопроект, в соответствии с которым предлагается внести поправки в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительные кодексы Республики Беларусь в части, касающейся ответственности за воинские преступления.

 

Этот документ уже обсуждался на заседании рабочей группы с участием парламентариев, представителей Министерства обороны Республики Беларусь, Государственного пограничного комитета Республики Беларусь, Белорусского военного суда и Белорусской военной прокуратуры.

 

Основная идея нового законопроекта – исключение такого вида наказания для военнослужащих срочной военной службы, как направление в дисциплинарную воинскую часть. Существование дисциплинарных батальонов давно считается анахронизмом, их нет нигде в мире. Наличие такого батальона не соответствует новой структуре армии с учетом перехода на контрактную основу и службу в резерве, а его содержание связано с неоправданно большими финансовыми расходами.

 

За последние годы ситуация в Вооруженных Силах Республики Беларусь коренным образом изменилась. Например, многие должности солдат и сержантов, на которые раньше набирали призывников, теперь комплектуют из военнослужащих-контрактников. В армию больше не призывают лиц, ранее совершивших преступления. Благодаря этим мерам удалось пресечь распространение преступных традиций в армейской среде, повысить привлекательность и престижность военной службы, призывать на военную службу лучших представителей молодежи.

 

В подтверждение этому приведу такую статистику:

 

Так, если в 1995 году наказание в дисбате отбывали 353 человек, то к 2005 году их было 73, а после амнистии в связи с 65-летием Великой Победы в 2010 году осталось только 6.

 

Вместе с тем, общие затраты на содержание 8-го отдельного дисциплинарного батальона, в котором насчитывается более 160 человек, обходится в сумму более 1,8 млрд. рублей в год (в среднем 44,2 млн. рублей на одного осужденного). Хотя, в принципе, содержание дисбата не входит в компетенцию Вооруженных Сил, которые не должны заниматься исполнением уголовного наказания.

 

Поэтому депутаты предлагают внести дополнения и изменения в уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство. В частности, они инициируют упразднение дисциплинарного батальона и замену его в необходимых случаях арестом.
 
Парламентарии также настаивают на пересмотре части первой ст. 443 Уголовного кодекса Республики Беларусь (Нарушение уставных правил взаимоотношений). В действующей редакции этого кодекса уголовная ответственность и наказание предусмотрены за причинение любого насилия, не связанного с тяжестью телесных повреждений, количеством ударов, с видами насилия (физическое или психологическое), мотивами. Нанесение пощечины, толчков, единичных ударов одним военнослужащим другому, не повлекших никаких последствий, образуют состав преступления, за совершение которого виновный может быть лишен свободы сроком до четырех лет. По мнению профильной комиссии, это неправильно.

 

Уровень преступности в Вооруженных Силах ежегодно снижается на 10 – 12 процентов. Число преступлений, предусмотренных частью 1 ст. 443, за период с 2001 по 2009 год уменьшилось в 2,7 раза. Более того, почти половина из них связаны с причинением только побоев и иного насилия, без каких-либо телесных повреждений.

 

В связи с этим депутаты предлагают уменьшить предельное наказание по части 1 ст. 443 с четырех до двух лет лишения свободы.

 

Во многих случаях, по мнению парламентариев, за воинские преступления, которые не представляют большой общественной опасности или квалифицируются как менее тяжкие, следует назначать штраф или исправительные работы.

 

 

О проекте Закона Республики Беларусь «Об обращении с животными».

 

Эта тема также является весьма актуальной для общества. В настоящее время все вопросы в этой сфере регулируются разрозненными нормативными законодательными актами. Это вызывает много нареканий как у зоозащитных организаций, так и у граждан. Депутаты совместно с заинтересованными приступили к разработке комплексного законопроекта, официальное внесение которого в Палату представителей запланировано на 2012 год. Изначально документ имел иное название – «О защите животных». Но депутаты убеждены в необходимости законодательного решения более широкого круга вопросов, поэтому проект Закона получил название «Об обращении с животными».

 

Новым законопроектом предлагается запретить содержание особо опасных пород собак в квартирах многоквартирных жилых домов, поскольку они представляют реальную угрозу для людей. Сегодня в перечень таких животных включено около 40 названий пород, генетически предрасположенных к агрессии. Отдельным положением будет запрещен их выгул без намордника и поводка, а также несовершеннолетними. По мнению парламентариев, данная мера абсолютно оправдана, поскольку ребенок не всегда может справиться с таким животным.

 

Многие владельцы потенциально опасных пород собак обеспокоены будущим своих питомцев. Хочу подчеркнуть, что после вступления в силу нового Закона не нужно будет уничтожать свою собаку: владелец имеет право содержать ее до естественной смерти. А вот заводить новую такой же породы будет уже нельзя.

 

Вместе с тем законодатели намерены разрешить содержание агрессивных пород животных в частных жилых домах и коттеджах. Но при этом не должны нарушаться санитарные нормы и условия их содержания. Кроме того, владелец животного обязан будет получить разрешение на его содержание и пройти специальное обучение в кинологическом центре.

 

Граждане обращаются также с нареканиями на соседей, которые содержат в своей квартире большое количество кошек или собак. Это шум, запах, антисанитария... Поэтому мы предлагаем ввести ограничительную норму – не более двух животных (например, одной собаки и одной кошки, двух кошек или двух собак). Зоозащитники же настаивают, что количество животных следует ограничить пятью. Этот вопрос пока находится в стадии обсуждения.

 

Депутаты также особое внимание уделяют вопросу обязательной регистрации домашних питомцев, что, по нашему мнению, будет способствовать уменьшению количества безнадзорных животных.

 

 

О проекте Закона Республики Беларусь «О вспомогательных репродуктивных технологиях и гарантиях прав граждан при их применении», внесен в Палату представителей 20 декабря 2010 года.

 

В его разработке совместно с парламентариями участвуют профессионалы в области репродуктивных технологий как государственных центров ЭКО, так и центров частной формы собственности, юристы, специалисты Министерства здравоохранения Республики Беларусь и другие заинтересованные.

 

Дискуссии у разработчиков вызывают отдельные, предлагаемые документом нормы.

 

Возраст женщин, которые желают стать мамами с помощью метода ЭКО, возможно следует ограничить 45 годами (сегодня в законопроекте присутствует норма – 49 лет). Уменьшить предельный возраст необходимо в первую очередь ради самих же женщин, поскольку в лечении применяются высокие дозы гормональной терапии, а это большой стресс для женского организма, который влечет за собой серьезные последствия, особенно в таком позднем репродуктивном возрасте. Кроме того, у женщин старше 40 лет возрастает количество осложнений во время беременности и родов, что значительно увеличивает риск материнской смертности.

 

Нельзя забывать и о судьбах детей, которые рождены мамами такого возраста. Это и психологический фактор (например, в детском садике можно услышать, что у ребенка не мама, а бабушка), и социальный – поскольку малыша надо воспитать, дать ему образование и, как говорят, поставить на ноги, а также медицинский аспект – если у женщины первая беременность в возрасте после 40 лет, то возможность генетических нарушений у плода значительно выше. Мы не должны на законодательном уровне ухудшать состояние здоровья женщин и поощрять рождение больных детей. Все в жизни нужно делать своевременно. Нельзя на первый план ставить собственное «эго», ведь в слове семья буква «я» на последнем месте.

 

Депутаты также обсуждают финансовую сторону вопроса. Например, целесообразно ли лечение бесплодия методом ЭКО за счет государственных средств, ведь из 100 циклов, которые индуцируются, рождается только 30 – 40 детей. Поэтому ни в одной стране мира нет бесплатного лечения этим методом. А ведь все вопросы нужно решать по-государственному.

 

Хочу обратиться к юношам и девушкам с убедительной просьбой: заботьтесь о своем здоровье, ведите правильный образ жизни и помните, что женщины созданы в первую очередь для продолжения рода человеческого.

 

 

 

Интернет-ресурсы