imagesТЕЛЕФОННОЕ ПРАВО

 

При Полоцкой межрайонной инспекции охраны животного и растительного мира работает круглосуточная "горячая линия". Позвонив по номеру 43-43-27, можно сообщить о фактах нарушения природоохранного законодательства.

 

"Звонков поступает много, – рассказывает начальник инспекции Витольд Литынский. – На сообщения мы стараемся реагировать оперативно. "Стараемся", потому что на всю обслуживаемую территорию (а это города Полоцк и Новополоцк, весь Полоцкий район, а также частично Ушачский, Шумилинский, Миорский и Бешенковичский районы) у нас всего четыре инспектора да я. И очень обидно, когда с помощью нашей службы кто-то пытается свести личные счеты, кляузничая на неугодных соседей".

 

А за примерами далеко ходить не надо. Один сельский житель сообщил, что в границах населенного пункта незаконно отстреляли диких гусей. Приняв заявление за чистую монету, сотрудники инспекции два дня занимались разбирательством. В итоге оказалось, что никакого правонарушения не было… А в это время настоящие браконьеры и горе-лесорубы делали свои черные дела. Или еще звонок: кто-то незаконно валит молоденькие сосны. В итоге выясняется, что все документы у человека в порядке, он проводит санитарную рубку на отведенной лесничеством делянке. Время на выезд по звонку "доброжелателя" потрачено зря.

 

"Хотелось бы, чтобы люди с пониманием и ответственностью относились к работе нашей "горячей линии", – говорит Витольд Литынский. – Только сообща, с помощью граждан можно сохранить окружающий мир в его богатстве и разнообразии. И мы благодарны тем, кто сигнализирует о незаконной вырубке деревьев, рыбной ловле, охоте, загрязнении почвы… А вот тех, кто желает воспользоваться "телефонным правом" сугубо в своих целях, просим не беспокоить!".

 

* * *

ОПЕРАЦИЯ "РЫБА"

 

Не так давно законодательство достаточно мягко относилось к тем, кто использовал запрещенные способы рыбной ловли. Проще говоря, размеры штрафов особо никого не пугали. Сейчас время иных административных санкций. А потому от браконьеров требуются ловкость, расчет и умелая организация "трудового процесса".

 

По словам начальника Полоцкой межрайонной инспекции охраны животного и растительного мира Витольда Литынского, так и происходит. "На дело" выходят чаще всего глубокой ночью либо внаглую днем. Как правило, организованными группами, где четко прописаны обязанности каждого: один ловит, другой несет рыбу, третий – сети, четвертый стоит "в дозоре". Все, разумеется, с мобильниками. Словом, не рыбалка, а настоящая военная операция! Бывает, ловят и "гоном", и т.н. электроудочкой. Наш край богат озерами (только на Полотчине их 312). Отсюда – сотни правонарушителей. И, пользуясь случаем, стражи природоохранного законодательства еще раз обращаются к гражданам с просьбой сообщать о фактах браконьерских действий на круглосуточную "горячую линию" по номеру 43-43-27.

 

* * *

КУДА "УХОДЯТ" КАБАНЫ?

 

Статистика славится своим упрямством. Потому она и в чести у тех, кто стоит на страже законодательства, в том числе – природоохранного. К примеру, учет зверя, даже при имеющихся у этого занятия недостатках и нюансах, позволяет безапелляционно утверждать: браконьерство в наших лесах по-прежнему живет и нередко побеждает.

 

Самка кабана в год дает до десяти поросят приплоду. Те вырастают, образуют новые пары… Словом, поголовье этого зверя должно расти чуть ли не геометрически. Бывают, конечно, неблагополучные годы с суровыми зимами (хотя от бескормицы кабанов обязаны в хорошем смысле спасать сами охотники). Что до законно отстрелянных особей, то по этому поводу также имеется соответствующая статистика. Но при всех возможных погрешностях учета цифры "убыли" и "прибыли", что называется, никак не "бьют". Куда же "уходят" кабаны?

 

"Браконьеры нынче народ образованный, – рассказывает начальник Полоцкой межрайонной инспекции охраны животного и растительного мира Витольд Литынский. – Они досконально знают свои "наделы". Знают, как зайти и выйти, не оставив следов. Знают, где спрятаться. Порой мы встречаемся с прямо-таки чудесами изобретательности, когда убитого кабана на медицинских носилках заносят в чащу, там разделывают и только потом вызывают машину…".

 

Конечно, все браконьеры – нарушители закона. Но есть среди них настоящие варвары. Из этой когорты так называемые петельщики. Петли ставятся на звериных тропах. А вот попасть в них может кто угодно, даже человек. Но самое страшное не это. А то, что зачастую браконьеры попросту не удосуживаются проверить все свои ловушки. В результате пойманные, но не найденные звери сутками мучаются, пока не погибнут. "Несмотря на столь варварский метод охоты, доказать вину петельщика очень непросто, – говорит Витольд Витольдович. – Даже "застуканный" на месте преступления, он всегда может сказать, что просто нашел ловушку и решил ее снять, чтобы спасти зверя. Словом, предстать в образе не губителя, а защитника природы!"

 

Упрямая статистика свидетельствует еще об одном распространенном виде нарушения природоохранного законодательства. Представьте себе сцену загонной охоты. Несколько человек с собаками направляют кабана к участку леса, где стоит засада. Зверь спасается от погони, он напуган, петляет след. Какой исход вероятнее: кабана свалят одним-двумя меткими выстрелами или поранят и дадут скрыться (либо продолжат на него охоту)? Разумеется, бывает всякое. Но если просмотреть документы, фиксирующие хронику загонных охот, можно предположить, что наши стрелки – самые меткие в мире! "Даже в тирах люди промахиваются, – говорит Витольд Литынский. – А здесь что ни выстрел, то "в яблочко"! Лишь единичные записи свидетельствуют, что кабан был ранен, а охота на него – продолжена. Поэтому сложно удержаться от подозрения, что на самом деле куда больше покалеченных зверей охотники просто отпускают умирать и не заносят их в статистические сводки. А следовательно, многие загонные охоты проводятся с нарушениями закона".

 

 

Больше новостей читайте в "Новой газете"!

 

Интернет-ресурсы