Проблема борьбы с коррупцией требует особого и постоянного внимания, поскольку коррупция порождает такие негативные последствия, как социальное неравенство, тотальное разрушение морально-этических устоев общества, недоверие населения к государственной власти и ее институтам.

 

Коррупция является одним из ключевых факторов, сдерживающих развитие свободной рыночной экономики. Проникая в различные сферы жизнедеятельности общества, она искажает экономическую политику и стратегию развития страны, ведет к хищению государственной собственности, нанося колоссальный урон обществу и государству.

 

Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010г. №575, эффективная борьба с коррупцией отнесена к приоритетным направлениям обеспечения безопасности государства.

 

В настоящее время в Республике Беларусь создана необходимая законодательная база по борьбе с коррупцией во всех сферах жизнедеятельности общества.

 

Указом Президента Республики Беларусь от 23.09.2010г. №485 утверждена Государственная программа по борьбе с преступностью и коррупцией на 2010-2012 годы, направленная на обеспечение эффективного функционирования и качественного совершенствования системы профилактики и противодействия преступности и коррупции.

 

Во исполнение предусмотренных Государственной программой мероприятий ежегодно принимаются региональные программы по борьбе с преступностью и коррупцией.

 

Базовым документом, на основе которого организуется антикоррупционная деятельность в нашей стране, является Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», вступивший в законную силу в январе 2007 года.

 

В упомянутом Законе определено, что под коррупцией понимается умышленное использование должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества, иной выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица путем предоставления им имущества или другой выгоды для них или для третьих лиц с тем, чтобы это должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей.

 

Как следует из вышесказанного, коррупция включает как противоправное поведение самого должностного лица, так и действия других лиц, направленные на подкуп должностного лица.

 

Действующим законодательством к государственным органам, осуществляющим борьбу с коррупцией, отнесены органы прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности. При этом прокуратура является ответственной за организацию борьбы с коррупцией и координирует деятельность иных государственных органов в данном направлении.

 

При координирующей роли прокуратуры в 2011 году в Витебской области состоялось более 70 заседаний координационных совещаний различного уровня, заседаний горрайисполкомов, Советов депутатов, на которых рассматривались вопросы борьбы с коррупцией.

 

Органами прокуратуры области уделялось значительное внимание разъяснению антикоррупционного законодательства. Так, в 2011 году прокурорские работники 237 раз выступили в учреждениях, организациях, на предприятиях по тематике борьбы с коррупцией. Кроме того, состоялось почти 200 выступлений в средствах массовой информации.

 

С учетом анализа результатов работы оперативных служб, следственно-судебной практики, социологических исследований, экономических процессов, статистических и иных данных прокуратурой области осуществлялась работа, направленная на профилактику коррупционных проявлений.

 

В 2011 году в целях пресечения и предупреждения коррупционных проявлений, в том числе преступлений, проведено более 100 проверок исполнения антикоррупционного законодательства, вынесено свыше 200 актов прокурорского надзора. По требованию прокуроров 155 лиц привлечено к дисциплинарной и административной ответственности.

 

Государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, решают стоящие перед ними задачи самостоятельно и во взаимодействии между собой, с другими государственными органами и иными организациями, а также при содействии граждан Республики Беларусь.

 

Таким образом борьба с коррупцией должна осуществляться не только тремя вышеперечисленными государственными структурами. Законом предусмотрено, что все государственные органы и иные организации участвуют в борьбе с коррупцией в пределах своей компетенции.

 

В соответствии со статьей 27 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» руководители государственных органов и иных организаций в пределах своей компетенции обязаны: 

  • принимать установленные законодательством меры, направленные на борьбу с коррупцией; 
  • привлекать лиц, совершивших правонарушения, создающие условия для коррупции, или коррупционные правонарушения, к дисциплинарной ответственности; 
  • информировать государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, о фактах совершения подчиненными работниками правонарушений, создающих условия для коррупции, или коррупционных правонарушений.

 

Руководители государственных органов и иных организаций, не выполняющие или не в полной мере выполняющие указанные требования, а также не предоставляющие информацию, запрашиваемую государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, и необходимую для выполнения их функций, подлежат привлечению к ответственности.

 

На законодательном уровне установлены различные требования и ограничения, направленные на противодействие коррупции. Так, государственные служащие, а также лица, занимающие должности в государственных организациях, при занятии должности дают письменное обязательство о соблюдении определенных ограничений, как то, не заниматься предпринимательской деятельностью. Отказ от подписания обязательства или его нарушение влекут ответственность, в том числе возможное освобождение от занимаемой должности.

 

При ведении антикоррупционной работы следует учитывать изменения и дополнения, внесенные в декабре прошлого года в Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», расширяющие категорию государственных должностных лиц (в частности, к их числу отнесены должностные лица негосударственных организаций, в уставном фонде которых доля государственной собственности составляет не менее 50 процентов) и устанавливающие дополнительные ограничения для государственных должностных лиц, письменное обязательство по соблюдению которых от них должно быть принято.

 

Для некоторых категорий должностных лиц и членов их семьи предусмотрена обязанность ежегодного предоставления деклараций о доходах и имуществе. Отражение неполных или недостоверных сведений в декларации станет предметом проверки с последующим решением вопроса об ответственности.

 

С целью единообразного понимания термина «коррупция» с точки зрения уголовного закона на государственном уровне определен перечень коррупционных преступлений.

 

К коррупционным преступлениям отнесены:

  • хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (статья 210 УК Республики Беларусь);
  • легализация должностным лицом материальных ценностей, приобретенных преступным путем (статья 235 УК Республики Беларусь);
  • злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности (статья 424 УК Республики Беларусь);
  • бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности (статья 425 УК Республики Беларусь);
  • превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности (статья 426 УК Республики Беларусь);
  • получение и дача взятки, посредничество во взяточничестве, получение незаконного вознаграждения (статьи 430-433 УК Республики Беларусь).

 

Сразу следует отметить, что согласно постановлению Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26.06.2003 №6 не является получением взятки принятие должностным лицом сувениров и подарков при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, а равно подарков по случаю дня рождения и праздников, если они были вручены должностному лицу без какой-либо обусловленности вознаграждения соответствующими действиями по службе. Если же будет установлено, что под видом подарка передавалась взятка за использование должностным лицом своих служебных полномочий в интересах лица, вручившего подарок, то содеянное квалифицируется как взяточничество независимо от стоимости предмета взятки.

 

Таким образом, минимальный размер взятки, за который наступает уголовная ответственность, законодательством не установлен. При квалификации действий лица, получившего товарно-материальные ценности, услуги, определяющее значение будет иметь то обстоятельство, за что, т.е. за какие действия (бездействие), предоставлялись эти ценности, услуги.

 

Необходимо знать, что, если лицо, давшее взятку, после дачи взятки добровольно заявило о содеянном либо в отношении его имело место вымогательство взятки, оно освобождается от уголовной ответственности.

 

За совершение коррупционных преступлений к виновным лицам могут быть применены различные виды наказаний, предусмотренных уголовным законом, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, мотивов и целей содеянного, личности виновного, наступивших вредоносных последствий, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.

 

Как правило, к должностным лицам, совершившим коррупционное преступление, в качестве основного или дополнительного наказание применяется лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. При этом речь идет не только о той должности, занимая которую лицо совершило преступление, а гораздо боле широком спектре (к примеру, запрет занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных полномочий).

 

Также за совершение коррупционных преступлений применяется конфискация имущества.

 

Лишение свободы предусмотрено в санкции каждой статьи, устанавливающей уголовную ответственность за коррупционное преступление.
 
В Витебской области на различных уровнях проводится работа, направленная на предупреждение, выявление и пресечение коррупционных проявлений, устранение причин и условий, им способствующих.

 

О положении дел в сфере борьбы с коррупцией и существующих проблемах в регионах области, а также в конкретных отраслях и сферах деятельности систематически информируются органы исполнительной власти.

 

В то же время надзорная и судебно-следственная практика свидетельствуют о необходимости принятия дополнительных мер по совершенствованию антикоррупционной работы.

 

В 2011 году на территории области зарегистрировано 329 коррупционных преступлений, что на 6,8% больше чем в 2010 году (308).

 

Удельный вес коррупционных преступлений в общей структуре преступности составил в 2011 году 2%.

 

Как свидетельствует анализ сведений о преступности, связанной с коррупцией, отмечается увеличение выявленных фактов взяточничества. Зарегистрированы 182 преступления данной категории (в 2010 году – 147). Это более половины в структуре коррупционной преступности.

 

При этом более чем в полтора раза (с 47 до 73) возросло и число одного из наиболее социально опасных коррупционных преступлений – получение взятки.

 

По-прежнему отмечается значительное количество фактов хищений, совершенных путем злоупотребления служебными полномочиями, – 120 преступлений. Их них 30% – хищения в крупном (более 250 базовых величин) или особо крупном (более 1000 базовых величин) размере.

 

Сумма установленного по области ущерба от коррупционных преступлений составила 3,4 млдр. рублей.

 

Применительно к отраслям и сферам деятельности наибольшее количество коррупционных преступлений зарегистрировано в промышленности – 81 (в 2010 году – 54), в сельском хозяйстве – 38 (44), в системах образования – 26 (13), торговли – 25 (46), государственного управления – 23 (43).

 

Как показывает практика работы правоохранительных органов, предпосылки для коррупционных проявлений создают отсутствие надлежащего учета товарно-материальных ценностей, изъяны в осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, низкий уровень трудовой и исполнительской дисциплины, непринятие необходимых мер по сохранности собственности.

 

Так, в прошедшем году к 5 годам лишения свободы с конфискацией имущества и с лишением права занимать организационно-распорядительные, административно-хозяйственные и материально-ответственные должности осуждена бывшая главный бухгалтер одного из предприятий Чашникского района, которая на протяжении нескольких лет похищала денежные средства предприятия (похитив таким образом десятки миллионов рублей), внося в документы ложные сведения, занижая прибыль предприятия и увеличивая его расходы.

 

Также 5 лет лишения свободы с конфискацией имущества и с лишением права занимать должности, связанные с хранением и реализацией товарно-материальных ценностей, назначено в качестве наказания женщине, работавшей начальником отделения почтовой связи в Городокском районе и наделенной полномочиями принимать от граждан деньги для оформления банковских вкладов. На протяжении более пяти лет она похищала деньги вкладчиков, завладев в итоге более 70 млн. рублей.

 

Несколько лет назад судом постановлен обвинительный приговор в отношении бывшего главного бухгалтера государственной структуры в Толочинском районе. Суд приговорил ее к лишению свободы с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности. Бывший бухгалтер, систематически необоснованно начисляя зарплату и перечисляя денежные средства под видом зарплаты на открытые в банке карт-счета на подставных лиц, совершила хищение почти 100 млн. рублей. Кроме того, она вопреки интересам службы необоснованно завышала размер зарплаты, начисленной другим работникам, в результате чего размер зарплаты, необоснованно перечисленной на их карт-счета, составил почти 34 млн. рублей.
Аналогичный способ хищения применяла бухгалтер по заработной плате предприятия жилищно-коммунальной отрасли в г.Витебске.

 

Как отмечалось выше, взяточничество относится к числу наиболее часто встречающихся коррупционных преступлений.

 

В прошлом году в г.Витебске за получение взятки осужден инспектор ГАИ, который принял в качестве взятки 1 млн. рублей за непринятие мер по документальному оформлению правонарушения с участием нетрезвого водителя.

 

Ранее к 10 годам лишения свободы с конфискацией имущества осужден бывший заместитель начальника областной финансовой милиции (УДФР КГК Республики Беларусь по Витебской области), который, занимая ответственное положение, принял в качестве взятки 5000 долларов США за решение вопроса по прекращению проверочных мероприятий финансово-хозяйственной деятельности индивидуального предпринимателя и наложения на него минимальных штрафных санкций.

 

Осужден к лишению свободы уже бывший главный специалист инспекции государственного пожарного надзора в г.Витебске, который получил от руководителей, иных должностных лиц частных субъектов хозяйствования в качестве взяток денежные средства, товарно-материальные ценности на общую сумму свыше 2 млн. рублей за решение различных вопросов в сфере пожарной безопасности (за непривлечение к административной ответственности, невыдачу предписаний по устранению нарушений требований пожарной безопасности, лояльное отношение при осуществлении пожарного надзора, за выдачу разрешения на размещение парикмахерской).

 

В системе здравоохранения не редко выявляются случаи получения взяток врачами за выдачу листков нетрудоспособности (с внесением в них ложных сведений о заболеваниях, в действительности не имевших место).

 

В то же время, следует упомянуть и факты, когда должностные лица помогают изобличать преступников, желающих решить свои вопросы незаконными методами.

 

Так, в г.Новополоцке осужден гражданин Российской Федерации, который передал взятку в сумме 570 тыс. российских рублей начальнику управления завода «Полимир» ОАО «Нафтан» за благоприятное решение вопроса, связанного с реализацией российскому предприятию технологического оборудования завода «Полимир» по заниженной стоимости без проведения в установленном порядке конкурса. О намерении гражданина России дать взятку начальник управления завода «Полимир» сообщил в правоохранительные органы и оказал содействие в изобличении взяткодателя.

 

К сожалению, некоторые руководители не только не принимают в пределах компетенции необходимых мер по предотвращению коррупции, но и сами используют занимаемую должность для незаконного извлечения личной выгоды в ущерб интересам возглавляемой организации. Противоправное поведение должностных лиц нередко проявляется в виде использования служебного транспорта, а также труда подчиненных работников в рабочее время в личных целях.

 

За подобные действия в г.Витебске осуждено должностное лицо руководящего звена, дававшее незаконные указания и привлекавшее в рабочее время подчиненных работников к выполнению строительных и иных хозяйственных работ на дачных участках, принадлежащих ему и его родственникам, а также использовавшее в этих целях служебный автотранспорт.

 

Подытоживая сказанное, следует отметить, что руководством организаций, предприятий, учреждений в подчиненных структурах должна проводиться постоянная работа по профилактике проявлений коррупции.

 

Одним из важнейших элементов организации работы, способствующих недопущению коррупционных проявлений, являются надлежащий подбор и расстановка кадров, детальное изучение морально-деловых и личностных качеств работников.

 

Успех совместной деятельности по противодействию коррупции возможен при условии понимания каждым должностным лицом, гражданином и обществом в целом пагубной роли этого социального зла.

 

 

 

 

Прокуратура города Новополоцка

Интернет-ресурсы