Проведенный среди населения Новополоцка опрос показал, что значительная часть жителей города лишь в общих чертах представляет себе определение термина "коррупция" и практически не знакома с вступившим в силу 29 января 2007 года Законом Республики Беларусь "О борьбе с коррупцией". Рассказать о названном нормативно-правовом акте мы попросили помощника прокурора города, юриста первого класса Сергея Шилько.

 

– Сергей Казимирович, так что же такое коррупция?

 

– Четкое определение этого термина дано в первой статье названного выше закона. Под коррупцией следует понимать умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей.

 

– То есть в наиболее общем смысле коррупцию можно определить как использование должностным лицом своего положения в целях получения личной выгоды?

 

– Закон разграничивает четыре категории лиц, которые являются субъектами правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений. Это государственные должностные лица; лица, приравненные к государственным должностным лицам; иностранные должностные лица и лица, осуществляющие подкуп государственных должностных или приравненных к ним лиц либо иностранных должностных лиц.

 

В соответствии со статьей 1 Закона "О борьбе с коррупцией" в перечень относящихся к государственным должностным лицам входят: Президент Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе, а также иные государственные служащие, лица, занимающие должности в государственных организациях, Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь и относящиеся в соответствии с законодательством Республики Беларусь к должностным лицам.

 

Согласно ст.4 Уголовного кодекса Республики Беларусь к должностным лицам относятся в том числе лица, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные обязанности, а также лица, уполномоченные на совершение юридически значимых действий. Если государственные служащие, работники государственных организаций, лица, занимающие должности в воинских формированиях Республики Беларусь, являются должностными лицами исключительно по признаку наличия у них полномочий на совершение юридически значимых действий, они относятся к лицам, приравненным к государственным должностным лицам.

 

– Как следует из приведенных выше положений закона, правонарушения, связанные с коррупционными проявлениями, делятся на правонарушения, создающие условия для коррупции, и непосредственно коррупционные правонарушения.

 

– Совершенно верно. При этом в первом случае речь может идти, например, о вмешательстве государственного должностного лица с использованием своих служебных полномочий в деятельность иных государственных органов и других организаций, если это не входит в круг его полномочий и не основано на законодательном акте Республики Беларусь; об оказании государственным должностным лицом при подготовке и принятии решений неправомерного предпочтения интересам физических или юридических лиц либо о предоставлении им необоснованных льгот и привилегий или оказании содействия в их предоставлении.

 

К непосредственно коррупционным правонарушениям относятся принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей, кроме предусмотренной законодательством Республики Беларусь оплаты труда; действие или бездействие государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица при исполнении служебных (трудовых) обязанностей в целях незаконного извлечения выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц и др.

 

– Говорят, болезнь легче предупредить, чем лечить. В какой мере это утверждение справедливо в отношении такого опасного социального заболевания, как коррупция?

 

– В Законе "О борьбе с коррупцией" предупреждению этого явления уделено серьезное внимание. В первую очередь речь идет об установлении для государственных должностных и приравненных к ним лиц определенных ограничений (ст.17) и отобрании у государственного должностного лица, лица, претендующего на занятие должности государственного должностного лица, обязательств о соблюдении таких ограничений (ст.16).

 

В частности, государственное должностное лицо не вправе: заниматься предпринимательской деятельностью лично либо через доверенных лиц, оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, иной государственной организации, служащим которого (которой) оно является, либо подчиненного и (или) подконтрольного ему (ей) государственного органа, государственной организации, а также выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением трудовых обязанностей по месту основной работы (кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики), если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь; принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь; иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в иностранных государствах и иных случаев, установленных законодательными актами Республики Беларусь; выполнять имеющие отношение к служебной (трудовой) деятельности указания и поручения политической партии, иного общественного объединения, членом которой (которого) оно является (за исключением депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов).

 

Государственное должностное лицо, нарушившее письменное обязательство по соблюдению ограничений, установленных частями первой-четвертой настоящей статьи 17, привлекается к ответственности, в том числе освобождается от занимаемой должности, в порядке, предусмотренном законодательными актами Республики Беларусь.

 

– Насколько распространены преступления коррупционной направленности в нашем городе?

 

– Как показывает анализ, в целом самыми распространенными преступлениями коррупционной направленности являются получение взятки (ст.430 Уголовного кодекса Республики Беларусь), дача взятки (ст.431), служебный подлог (ст.427), злоупотребление властью или служебными полномочиями (ст.424), хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (ст.210).

 

Что касается непосредственно Новополоцка, то в прошлом году на территории города зарегистрировано 41 преступление коррупционной направленности, из них по ст.210 – 15, ст.427 – 12, ст.424 – 3, ст.430 – 3 и ст.431 – 8. По выявленным фактам возбуждено 30 уголовных дел, по остальным материалам в возбуждении уголовных дел отказано.

 

Так, например, начальник новополоцкого филиала одного из предприятий Ш., являясь должностным лицом, умышленно, из корыстной заинтересованности, злоупотребляя своими служебными полномочиями, в период с 1 марта 2006 года по 12 марта 2009 года заключал с гражданами фиктивные договора подряда, давал подчиненным сотрудникам указания о внесении в акты выполненных работ (которые на самом деле не выполнялись) заведомо недостоверных сведений, после чего, используя банковские пластиковые карточки указанных лиц, снимал с карт-счетов начислявшиеся в виде вознаграждения деньги. Общая сумма похищенных таким образом средств составила 34 839 148 рублей.

 

Приговором суда г.Новополоцка Ш. признан виновным по статьям 210 ч.3 и 427 ч.1 Уголовного кодекса Республики Беларусь и ему назначено наказание в виде шести лет лишения свободы с конфискацией имущества и с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей, на три года с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях усиленного режима.

 

Коррупция подрывает доверие народа к власти, нарушает принцип социальной справедливости и равенства всех перед законом. Поэтому бескомпромиссная и решительная борьба с этим негативным явлением является центральным звеном внутренней политики нашего государства.

 

 

 

Интернет-ресурсы