Лилия Ивановна Коголенок.Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения всегда была сложной и противоречивой. Поиски эффективных путей ее решения нередко ведут к крайностям и тупикам. Ведь нравственность – не перечень поступков и не сборник правил, которыми можно пользоваться, как кулинарными рецептами…

 

Новополоцкая средняя школа №7 с хореографическим уклоном уже третий год работает в рамках областного эксперимента по созданию системы воспитательной работы на православных традициях белорусского народа. О подготовке к эксперименту, его проведении и результатах рассказывает директор СШ №7 Лилия Коголенок.

 

– Лилия Ивановна, что послужило причиной обращения к православию при воспитании учащихся?

 

– Нравственное воспитание относится к числу острых педагогических проблем. Так получилось, что мы живем в такое время, когда речь уже надо вести о сохранении нравственных начал в жизни общества вообще. Все ли видят захламленность духовного пространства социума? А собственной души, в которой порой для святого и светлого чувства нет "ни полок чистых, ни углов"? Наша большая беда в том, что мы незаметно для себя привыкли не только видеть, но и принимать как должное приниженное положение одних и напористое стремление других достигать своих целей любой ценой, отметая нравственные принципы, переступая границы морали и закона. Что греха таить, жажда "иметь" в противовес "быть" захватила не только молодое поколение, но и среднее и даже старшее…

 

Исторически для нашего народа всегда было характерно соединение усилий государства, семьи, школы и церкви в воспитании достойных граждан, истинных патриотов, духовно зрелых, нравственно чистых. Выпадение из этой цепи на протяжении нескольких десятилетий одного, но самого важного звена – духовного аспекта – и сделало возможным тот острый духовно-нравственный кризис, который захлестнул все бывшие советские республики и наше молодое государство в том числе. Значит, есть основание предположить, что современное светское образование и воспитание могут быть качественными только в том случае, если они опираются на духовные ценности своего народа, национальной культуры.

 

Все это и побудило нас начать целенаправленное формирование воспитательной системы школы, связывающей в единое целое учебный и воспитательный процессы, методическую подготовку учителя, работу с родителями на основе приобщения к духовно-нравственным ценностям и изучения православных традиций белорусского народа. Таким образом, мы поставили перед собой серьезную, глубокую и, как показывает первый опыт, очень трудную задачу.

 

– Понятно, что в самом начале пути вы столкнулись с недоверием и скепсисом. Какие еще трудности поджидали?

 

– Самая большая сложность – в воспитании самого воспитателя. Не сможет научить ребенка понимать, что такое добро и зло, долг и совесть, тот педагог, который не осознал собственные недостатки, не осудил их в себе, не боролся с ними и не победил. Еще одна проблема – как естественно, без навязывания и спешки включить изучение духовных традиций народа в воспитательный процесс? Ведь мы привыкли бояться самого слова "религия", хотя она всегда была основой личной и общественной жизни. Это обширная область духовной и нравственной культуры с ее выдающейся ролью в истории государства, которая на многие годы была практически исключена из содержания нашего образования и воспитания. И мировоззрение нашей молодежи складывалось и продолжает складываться под влиянием противоборствующих социальных процессов.

 

Мы твердо знаем, что, несмотря ни на какие перемены, формирование нравственных качеств личности остается плодотворным и результативным в школьные годы, особенно в младших классах, когда все сведения, касающиеся добра и зла, принимаются детьми естественно и открыто. Но основа все-таки – семья: воспитание, традиции, пример родителей, умение с младенческих лет заложить в характер ребенка стремление к добру, уважение к людям.

 

– В одиночку начинать такое непростое дело тяжело. Кто вас поддерживал?

 

– Интерес к данной проблеме по-настоящему был пробужден владыкой Феодосием, архиепископом Полоцким и Глубокским, когда администрация школы в числе многочисленной группы в 2001 году оказалась участницей международного форума "Глинские православные педагогические чтения". Ежегодное участие в этом мероприятии дает возможность посетить не только одно из святых мест православия, но и почерпнуть идеи духовно-нравственного воспитания, которые в России активно развиваются. Ведь корни и история у Великой и Белой Руси одни.

 

Большую помощь нам оказывает республиканская Академия последипломного образования. Для того чтобы подготовка учителей носила последовательный, системный и научный характер, в 2004 году академия организовала проведение курсов "Основы православной культуры" на базе нашей школы. Отдел образования горисполкома поддержал инициативу, и 45 учителей города, из которых 20 были из нашего учреждения образования, стали участниками этих курсов. Накопив определенные знания в этом направлении, мы разработали перспективную комплексную программу духовно-нравственного воспитания учащихся на православных традициях белорусского народа и гражданско-патриотического развития их личности "Возвращение к истокам", реализация которой рассчитана до 2010 года. Значит, нельзя сказать, что мы работаем в одиночку. Учителя посещают областные и республиканские семинары, ежегодно проходят курсы в академии последипломного образования, встречаются с коллегами из других городов, делятся своим опытом и изучают работу школ республики. Мы ощущаем поддержку и помощь городского отдела образования, а областной институт повышения квалификации опубликовал наши планы и программы в "Методическом вестнике".

 

– Таким образом, вы плавно подошли к экспериментальной работе…

 

– Да, накопленный опыт сделал возможным открытие на базе школы с 2005/06 учебного года областной экспериментальной площадки по апробации системы воспитательной работы на православных традициях белорусского народа. Мы уделяем большое внимание самообразованию учителей. Для его обеспечения имеем обширную подписку на периодическую печать, приобретаем литературу, накапливаем аудио- и видеоматериалы. В нашей библиотеке уже около 1000 наименований научных, методических и учебных пособий для учителей и классных руководителей по духовно-нравственному воспитанию. Есть и художественная литература для детей по соответствующей тематике. Многое подарено Полоцкой епархией. Приобретаем фильмы нравственного и духовного содержания, имеем возможность брать необходимое для работы в епархии, Спасо-Евфросиньевском монастыре, библиотеках при храмах. Каждый учитель охотно делится с другими тем, что удалось приобрести, понять самому. Все прошедшее проверку и достойное внимания становится достоянием коллективов школ, которые к нам обращаются. Эффективной воспитательная работа является тогда, когда духовно-нравственное направление выдерживается при организации всего учебно-воспитательного процесса. Работа с отдельными классами, факультативы, курсы – хорошо, но если строить всю работу школы на духовно-нравственной основе, получится надежная система воспитания, к чему мы и стремимся.

 

– Можно ли говорить о результатах работы?

 

– Этот вопрос нам задают очень часто. Если говорить об изучении проблем и путей их решения, накоплении проверенных методических подходов и форм работы, разработке конкретных программ, то – да. Эксперимент к тому обязывает, и мы выполняем его задачи. Если говорить о нравственном совершенствовании личности участников воспитательного процесса, а это педагогический коллектив, ученики школы и их родители, их духовном росте, – это то, что трудно, а может, и невозможно выразить в процентных и других показателях. Это внутренняя работа, можно даже сказать, борьба с собой, со своими не лучшими привычками, наклонностями, качествами характера. И победа в ней – самая трудная и не такая быстрая, как этого хотелось бы. Мы надеемся, что знания, которые получают взрослые и дети, непременно проявятся в конкретных повседневных поступках, и мы не будем слышать сквернословия, которое заменяет привычное общение, придет понимание того, что к людям надо относиться так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе.

 

Как правило, считается, что если в школе ведется работа по духовно-нравственному воспитанию, значит, ученики не должны нарушать дисциплину, совершать правонарушения. Увы, это пока не так. Но если подросток удержался от привычной дерзости, стал реже употреблять непристойные выражения, помог, защитил слабого – это уже результат. Однако ни в какой сводке его не зафиксируешь…

 

– Как сегодня оценивается работа школы?

 

– Конечно, положительных отзывов очень много. Если говорить о более весомом признании труда, можно упомянуть грамоту руководства Глинских чтений, которой был отмечен наш коллектив минувшим летом. А в январе, на городском празднике, посвященном Рождеству Христову, владыка Феодосий вручил мне медаль Евфросинии Полоцкой и благодарность от Митрополита Филарета. Это отмечена не я лично, а работа всего педколлектива средней школы №7.

 

– Лилия Ивановна, а возможна ли нравственность без веры?

 

– Наверное, не стоит ставить вопрос таким образом. Многие живут по заповедям Божиим, вовсе не считая себя верующими. С другой стороны, прикрываясь и оправдывая себя верой, человек может совершать дурные поступки. Мы видим смысл духовно-нравственного воспитания не в том, чтобы непременно привести всех к изучению Закона Божия в школе, повести классами в полном составе в церковь, а в том, чтобы научить понимать, принимать и выполнять в своей повседневной жизни заповеди Божии, руководствоваться ими в каждом своем поступке. Ведь ничего точнее и мудрее за две тысячи лет человечество не придумало. А как и когда прийти к вере – это личное дело каждого. Такой цели школа не имеет и не должна ставить перед собой. Наше дело – разбудить работу мысли, указать путь духовного совершенствования.

 

 

Интернет-ресурсы