Куда пойти учиться?Куда пойти учиться? Сегодня этот вопрос задают себе сотни выпускников новополоцких школ. Ответ на него не так прост, как может показаться. При выборе профессии необходимо учесть немало нюансов. Об этом рассуждает учитель экономики гимназии Л.Меркульева.

 

– О том, что сегодня на республиканском рынке труда наблюдается дисбаланс, знают многие. Представителей одних профессий, например, строителей, врачей, инженеров-программистов, медиков, специалистов по информатике не хватает. В то же время юристы, экономисты, педагоги, финансисты работу по специальности могут найти не всегда. Так что выпускникам школ стоит хорошо подумать и многое взвесить, прежде чем поступать в то или иное учебное заведение. Они должны знать, какие профессии существуют сегодня в экономике республики, какие из них наиболее востребованы и какие будут востребованы по прогнозу в будущем, должны представлять себе характеристики этих профессий, а также то, каким образом наиболее вероятно получить рабочее место… Ведь завершение образования еще не означает автоматическое трудоустройство. По распределению сможет получить работу только часть специалистов, остальные же будут устраиваться самостоятельно. Вот когда понадобятся сведения о состоянии как республиканского, так и регионального рынков труда.

 

Группа девятиклассников нашей гимназии, факультативно изучающих экономику, уже четыре года исследует эти вопросы. Изучает рынок труда, его структуру, тенденции. Прежде всего ребята проанализировали "уравнение" заработной платы по ее составляющим, автором которого является российский ученый И.Липсиц. Речь идет о том, что если перемножить интеллектуальный (умственные способности и образование) и физический (здоровье) капитал человека, а также его трудовой опыт, то мы получим так называемый человеческий капитал. Именно он характеризует все то, что работник может предложить на продажу на рынке труда и за что ему производится оплата. Правда, при этом следует учитывать и другие показатели. Такие, к примеру, как уровень риска выполнения той или иной работы (за больший уровень риска платят больше, но такая работа опасна для здоровья и даже жизни), сложившиеся условия купли-продажи труда, уровень цен на основные виды продуктов и товаров.

 

Затем школьники проанализировали рейтинг и долю профессий, выбранных выпускниками нашей гимназии за 2003–2005 годы. Оказалось, что в среднем за данный период почти каждый третий гимназист предпочел экономические специальности, каждый пятый – технические, а в медицину решил пойти только один из 25. Это означает, что по окончании вуза большинство экономистов не сможет устроиться на работу в соответствии с полученной профессией ввиду ее сегодняшней невостребованности. Специальности по социокультурному и естественно-научному направлениям выбирают 11–16 процентов гимназистов, что в целом достаточно для республиканского рынка труда. В то же время, к сожалению, экономика страны будет по-прежнему испытывать дефицит "технарей" и медицинских работников.

 

Результаты проведенного анализа заставили ребят еще глубже вникнуть в проблему выбора профессии. В прошлом учебном году та же группа школьников исследовала состояние рынка труда г.Новополоцка по результатам анкетирования 1134 респондентов – работников четырнадцати предприятий города различных форм собственности. Анкету гимназисты разработали самостоятельно. Было опрошено 430 инженерно-технических работников и 704 рабочих. Ребят интересовали вопросы движения кадров на новополоцком рынке труда, стаж работы по специальности и причины перехода на другое место работы по другой специальности, возможности трудоустройства без направления вузов (ссузов).

 

Основные результаты данного исследования следующие. Почти 70 процентов респондентов за свою трудовую жизнь меняли место работы. Среди тех, кто хранил верность избранной профессии, были в основном техники, инженеры-механики, бухгалтеры, экономисты, инженеры-строители, швеи, штукатуры, электромонтеры. Причины смены места работы (профессии) рабочими – это низкая зарплата (48%), не устраивает график работы (14%), работа не по специальности или не нравится (9–10%). Анкетирование ИТР дало практически те же результаты. Основными причинами смены места работы были названы низкая зарплата (38%), работа не по специальности (19%), график работы (18%) и "это не мое" (12%). Реже всего инженерно-технические работники уходят из-за тяжести работы и ее непрестижности (6%). Таким образом, практически каждый второй ИТР (49%) и рабочий (45%) ошибаются с выбором профессии, поскольку имеют о ней недостаточное представление (считаем это в том числе и недоработкой школы), не учитывают особые условия труда (его тяжесть, график работы и др.).

 

Анализ возможностей трудоустройства ИТР и рабочих Новополоцка в соответствии с анкетой проводился по следующим параметрам: по распределению, по объявлению, по родственным связям (династиям) и по знакомству. В результате было выявлено, что у ИТР в два раза больше, чем у рабочих, возможностей получить распределение, и они реже всего трудоустраиваются с помощью родственных связей. В свою очередь рабочие чаще, чем инженерно-технические работники, находят работу по знакомству. В ходе анкетирования также выяснилось, что величина заработной платы больше всего не устраивает строителей и работников техническо-технологического направления. Работники социокультурного направления чаще других меняют профессию (и место работы), так как работают не по специальности (37%), не устраивает график работы (46%), низкая зарплата (46%) и "это не мое" (49%). Не престижной считают свою работу женщины-строители (17–25%).

 

Кроме того, анализ показал, что из-за низкой зарплаты чаще всего уходят с частных предприятий (69%), реже – из акционерных обществ (51%) и еще реже – с унитарных предприятий. По причине "работа не по специальности" переходят на другие предприятия 16% работников ОАО, 12% – унитарных предприятий и 4% – частных предприятий.

 

Возможно, анализируемая выборка респондентов (1134 человека) и не раскрывает полностью ситуацию на новополоцком рынке труда. Однако участие в анкетировании работников предприятий различных форм собственности, анализ причин движения кадров, на наш взгляд, позволяют судить об определенных тенденциях. Хочется, чтобы выпускники и старшеклассники школ города учли их, когда будут определяться с выбором профессии. Удачи вам!

 

Подготовила

Галина ВАСИЛЬЕВА, "НГ".

 

Интернет-ресурсы