Фото В.МальцеваВ горисполкоме состоялся "круглый стол" на тему "Гаражные кооперативы, садоводческие товарищества: законодательство, практика применения". Участники дискуссии – Дмитрий Табакин, начальник отдела архитектуры и градостроительства горисполкома, Татьяна Кулакова, ведущий специалист – ведущий юрисконсульт управления делами горисполкома, представители ГОВД, городского отдела Департамента охраны МВД Республики Беларусь, городского отдела по ЧС, а также журналисты новополоцких средств массовой информации. Вела заседание "круглого стола" начальник отдела идеологической работы горисполкома Светлана Туронок. А основное внимание его участники уделили теме гаражных кооперативов.

 

БУКВА ЗАКОНА

 

Указ №43 "О деятельности организаций застройщиков, гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок" подписан Президентом Беларуси Александром Лукашенко в конце января этого года. В соответствии с документом контроль деятельности, в том числе финансово-хозяйственной, организаций застройщиков, гаражных кооперативов и кооперативов возлагается на местные исполнительные и распорядительные органы, а также на иные государственные органы в пределах их компетенции в соответствии с законодательством. Указом утверждено, в частности, Положение о порядке учета граждан, нуждающихся в местах хранения транспортных средств. Так, на учет принимаются дееспособные граждане Беларуси, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в нашей стране, являющиеся собственниками транспортных средств и нуждающиеся в местах хранения этих средств (не имеющие в данном населенном пункте гаража). Учет будет осуществляться местными исполнительными комитетами. Чтобы стать на учет, надо всего лишь подать по месту жительства письменное заявление, предъявить паспорт и приложить копию технического паспорта транспортного средства и документ, подтверждающий право на первоочередное вступление в гаражный кооператив или кооператив, осуществляющий эксплуатацию автомобильной стоянки. Таким правом обладают инвалиды I и II групп, участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, члены семей лиц, погибших при исполнении служебных обязанностей.

 

Земельные участки для строительства и эксплуатации гаражей (автомобильной стоянки) предоставляются кооперативам на праве постоянного пользования либо аренды и осваиваются за счет его средств. Члены гаражного кооператива имеют право возводить гаражи в соответствии с решением общего собрания о выделении определенного места каждому члену кооператива и утвержденным архитектурным проектом или утвержденной частью строительного проекта с учетом требований законодательства, в том числе технических нормативных правовых актов, соблюдая при этом права других членов кооператива. Кооператив также может осуществлять предпринимательскую деятельность (насколько она необходима для его уставных целей, ради которых он создан, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности кооператива).

 

Указ гласит, что строительство временных индивидуальных гаражей на земельном участке, предоставленном кооперативу, не допускается. Что касается их реконструкции, то она возможна только в случае, если гаражи будут переведены в капитальные строения.

 

Такая реконструкция осуществляется по решению местных исполнительных и распорядительных органов, которыми были предоставлены земельные участки для строительства (установки) временных индивидуальных гаражей, с последующей государственной регистрацией создания этих капитальных строений и прав на них в территориальных организациях по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

 

ЧТО ХРАНЯТ В ГАРАЖАХ?

 

Как известно, гаражи предназначены сугубо для хранения транспортного средства. Но их используют и для других целей. Насколько масштабна эта проблема и чем рискуют нарушители – об этом говорил инспектор городского отдела по чрезвычайным ситуациям Роман Воронцов. Пожарная служба регулярно проводит рейды по проверке гаражей. Боксы очень часто используются как склады ненужных вещей, которые не помещаются в квартирах, либо как транзитные пункты для дальнейшей перевозки домашней утвари на дачу. Нередко владельцы гаражей легкомысленно относятся к электричеству, а также проводят ремонт с помощью открытого огня. Нарушения правил пожарной безопасности в гаражах (и на их территории) чреваты неприятными последствиями.

 

Автомобиль – средство повышенной опасности не только на дорогах: пожар возможен даже тогда, когда машина находится в гараже с голыми бетонными стенами. Для этого есть и горючая среда, и источники зажигания, то есть весь комплект в компактном виде. В качестве горючего могут быть и начинка автомобиля, и топливо. А потенциальный источник огня – электрическая система, которая в неисправном состоянии может привести к возникновению пожара. Поэтому в Правилах пожарной безопасности Республики Беларусь гаражи и автостоянки выделены в отдельную главу. Жесткие ограничения касаются, например, хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей. За исключением топлива в баке машины допустимо держать в гараже не более 20 кг бензина (или дизельного топлива) и до 5 кг масел. Запрещается использовать боксы не по прямому назначению. Зачастую владельцы гаражей включают электрические обогреватели, которые также являются источником повышенной опасности. Отдельные требования пожарной безопасности предъявляются и к территории гаражных массивов. Например, запрещается загромождать чем бы то ни было выездные ворота, проезды. Не допускается хранить машины с грузом, а также проводить окраску автомобиля или мойку деталей горючими веществами.

 

ПАМЯТКА ВЛАДЕЛЬЦУ ГАРАЖА

 

Многие предметы в боксе легко воспламеняются и при горении выделяют высокотоксичные отравляющие вещества. Чтобы избежать пожаров, гибели и порчи имущества, необходимо:

  • помещение гаража постоянно содержать в чистоте;
  • горюче-смазочные материалы хранить в герметической небьющейся таре (напоминаем: бензина – не более 20 кг, масла – не более 5 кг);
  • при содержании автотранспорта в гараже отключать клеммы аккумулятора;
  • пролитое масло или бензин немедленно засыпать песком;
  • промасленные обтирочные материалы хранить только в металлическом ящике;
  • уходя из помещения, выключать электрическое освещение;
  • обеспечить гараж средствами пожаротушения (ящиком с песком, лопатой и, по возможности, огнетушителем).

 

Запрещается:

  • пользоваться открытым огнем, в том числе – спичками;
  • оставлять автотранспорт при наличии течи бензина, трубопроводов или карбюратора.

 

НУЖНА НАДЕЖНАЯ ОХРАНА

 

Согласно оперативным сводкам, в нашей республике наблюдается рост краж, в том числе и из гаражей. Предметом посягательств воров становятся автомобили, магнитолы, запчасти. В Новополоцке с начала года совершено около тридцати краж личного имущества из гаражных кооперативов. Проводится определенная разъяснительная и профилактическая работа с председателями гаражных кооперативов и автовладельцами, в случае необходимости применяются административные меры наказания виновных. Об этом во время беседы за "круглым столом" говорили заместитель начальника отделения охраны правопорядка и профилактики ГОВД Юрий Курбыко, заместитель начальника отдела уголовного розыска ГОВД Андрей Семенков, старший инспектор лицензионно-контрольной группы Новополоцкого отдела Департамента охраны МВД Игорь Русак и другие участники дискуссии. Отмечалось, что в большинстве ГСК слабо налажен пропускной режим. Он предусматривает наличие ограждения, ворот, автоматического шлагбаума, должен быть сторож, который добросовестно относится к своим обязанностям. Въезд и выезд – только по пропуску члена кооператива. К сожалению, эти правила очень часто игнорируются. Целесообразно заключить договора на охрану с организациями, которые занимаются этим вопросом на профессиональной основе. Современные средства сигнализации помогут снять многие проблемы. Совершить кражу в охраняемом кооперативе злоумышленнику практически невозможно. Если же ситуация не контролируется, то как бы ни старались работники правоохранительных органов предотвратить "автопреступления", результат может быть плачевным. Здесь не обойтись без желания самих хозяев защитить своих же четырехколесных друзей от посягательств криминала. Злоумышленникам необходимо создать ситуацию, при которой усилия и риск быть обнаруженными при попытке проникнуть внутрь гаража перевешивали бы потенциальную прибыль от продажи находящегося внутри помещения автомобиля и запчастей.

 

КТО ХОЗЯИН В ГАРАЖНОМ КООПЕРАТИВЕ?

 

Кто может навести порядок в гаражном кооперативе? Прежде всего, председатели этих образований. Об этом во время "круглого стола" говорили все участники дискуссии.

 

Управление в кооперативе ведется в соответствии с "Положением о создании и деятельности гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок" и уставом этого образования. Органами управления являются: общее собрание (собрание уполномоченных); правление; председатель правления. Высшим органом управления кооператива является общее собрание. При наличии в кооперативе более 50 членов высшим органом управления может являться собрание уполномоченных. Общим собранием (собранием уполномоченных) утверждаются правила эксплуатации гаражей. В них определяются противопожарные, санитарные и природоохранные требования, обязательные для выполнения членами кооператива на его территории и территории, прилегающей к кооперативу; режим работ, связанных с повышенным уровнем шума на территории кооператива; порядок пользования водопроводом и иными объектами общего пользования кооператива; другие требования, обязательные для выполнения всеми членами кооператива.

 

Общее собрание (собрание уполномоченных) созывается правлением по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Внеочередные общие собрания (собрания уполномоченных) проводятся по решению правления, по предложению местного исполнительного и распорядительного органа, по письменному требованию ревизионной комиссии (ревизора) или не менее 25 процентов членов кооператива. Такое предложение или требование должно включать предполагаемую повестку дня общего собрания (собрания уполномоченных).

 

К компетенции председателя правления относится осуществление текущего руководства деятельностью кооператива, организация проведения заседаний правления; организация исполнения решений общего собрания (собрания уполномоченных), правления. Председатель правления при осуществлении своих функций в пределах компетенции должен действовать в интересах кооператива в соответствии с законодательными актами и уставом кооператива. Он несет полную материальную ответственность за убытки, причиненные кооперативу в результате его виновных действий (бездействия).

 

Так что порядок в гаражном кооперативе во многом зависит от его председателя. Но, как отмечали участники "круглого стола", серьезно и ответственно относятся к своим обязанностям далеко не все. А ведь у председателей есть возможность, подкрепленная законодательством, решать на своей территории все возникающие вопросы.

 

Лариса ЛЕЛЕКА.

Больше новостей читайте в "Новой газете"!

Интернет-ресурсы