Старший инструктор отдела подписки ГУПСа Надежда Боць и инструктор Светлана Подлесных.Как тип издания со всеми характерными признаками газета сложилась в передовых европейских странах на заре капитализма, в начале 17-го века журналы ведут свою родословную от Французского "Журналь де саван", первый номер которого увидел свет 5 января 1665 года... На вахте времен век сменяется веком, а мы все читаем. Хотя печатное слово хоронят давно. Сначала на роль могильщика претендовало радио. Потом пришло ТВ, открывшее взору человека все горизонты. Сегодня много разговоров о Всемирной паутине. Мол, Интернет уж точно накроет своим виртуальным тазиком старушку-газету и все журналы без изъятия. Ничуть не бывало! В подписном пакете Новополоцка 57100 экземпляров периодики. Цифра остается неизменной на протяжении многих лет. Ею можно гордиться. А можно рассматривать как базовый лагерь восхождения к иному уровню любознательности и самообразования. Об этом и не только рассуждают наш корреспондент и заместитель начальника ГУПСа О.Пудова.

 

– Ольга Николаевна, 57 тысяч экземпляров периодики на 107-тысячный Новополоцк – это много или мало?

 

– Давайте сравнивать. У нас в городе, грубо говоря, на человека приходится половинка периодического издания. Газеты, журнала – не важно. А есть районы Придвинья, Глуботчина, например, где коэффициент охвата приближается к единице.

 

– Ну вот, а мы все кичимся своим асфальтом. Получается, бахвальства – много, экземпляров – мало.

 

– Не совсем так. Води сравнивать механически, упрощенно, то – да, сопоставление не в нашу пользу. Но ведь есть киоски "Союзпечати". Есть многоканальное кабельное телевидение. Есть библиотечная сеть со своим фондом периодики. Наконец, есть домашние компьютеры с выходом в Интернет. По этим параметрам город опережает сельскую глубинку. И все это нужно положить на весы сравнения, если мы хотим, чтобы оно было корректным.

 

– Согласен. Но и вам придется согласиться, что зарплата в Новополоцке выше, чем в районных городках, не говоря уже о деревне. И, значит, вопрос о том, кто сильнее тянется к свету знаний, требует, по меньшей мере, серьезного изучения.

 

– Хорошо. Не будем отбивать хлеб у социологов, а поговорим о подписке. Кампания-2008 началась необычно рано. Уже 20 сентября ГУПС получил порядка 400 каталогов. Вскоре уведомления об этом были направлены всем корпоративным клиентам почты. Ми сообщали руководителям предприятий ж организаций, что подписка открыта и что можно начинать работать.

 

– Названного количества ведомственных справочников достаточно для проведения кампании?

 

– Вполне, в Новополоцке 11 отделений почтовой связи. Плюс 52 почтальона и 85 общественных распространителей печати. У каждого, кто вовлечен в процесс подписки, есть под рукой каталоги. И белорусский, и российский.

 

– Ольга Николаевна, газета или журнал – это информационный продукт. Его, как любой товар, нужно продвигать на рынок, преодолевая сопротивление плотной конкурентной среды. В советские годы, когда СМИ были монополией государства, такой необходимости почти не было. Теперь проблема есть, и она год от году обостряется.

 

– И мы это видим. Сегодня за читателя нужно бороться. Нужно идти ему навстречу. Приведу два примера. В начале декабря в Новополоцке гостили журналисты "Рэспублiки". В первой половине дня мы с ними побывали у работников НЗМ, после обеда – в ЦВР. Итог – 62 экземпляра подписки. Неплохо, хотя могло быть и больше. Потому что выездная модель презентации издания сопровождалась лотереей. На две трети беспроигрышной. Из 62 подписчиков 43 получили призы. Включая фотоаппарат, зонт, электрочайник. Каждый из подписавшихся уносил в качестве бонуса кружку или календарь с логотипом газеты. Интересно? Да. Взаимовыгодно? Безусловно.

 

Другой пример. ГУПС не первый год проводит конкурс детского рисунка, сопряженный с подпиской. Только раньше мы стимулировали участников игры на свои деньги, а теперь генеральным партнером Белпочты выступил оператор мобильной связи МТС. В названии творческого турнира – "Мышкин Новый год" – присутствовал мотив восточного календаря. Возраст конкурсантов варьировался от 4 до 15 лет. Очень азартный, надо сказать, возраст. Мы получили более полусотни работ. Порадовались за родителей, у которых растут одаренные дети. С удовольствием вручили победителям призы: три главных – от МТС и пять (зрительских симпатий) от ГУПСа. Теплая обстановка. Счастливые глаза ребятишек. Все приметы праздника, которым откладывается в памяти на долгие годы.

 

– А в чем, собственно, был интерес почты?

 

– В мотивации подписки. Ведь рядом с выставкой детского рисунка была развернута другая экспозиция, ее гиды они же работники почты, что называется, убивали двух зайцев. Знакомили новополочан с классикой и новинками детиздата и тут же принимали подписку. Более 80 экземпляров газет и журналов вошла в круг домашнего чтения городской детворы. Кроме того, каждый подписчик получал кружку с логотипом ГУПСа. В качестве суперприза мы выставили новогодний набор конфет. На него могли претендовать обладатели трех или большего числа подписных абонементов.

 

– Ольга Николаевна, вот еще о чем хотелось бы поговорить. Леди, мягко говоря, не жалующие печатное слово, нередко встают в позу оскорбленной невинности. Чего, мол, вы со своей подпиской пристаете. Хочу – читаю, хочу – нет. И никто мне не указ... Знакомая позиция?

 

– Да, наши почтальоны имеют опыт такой, не всегда приятной, полемики...

 

– Мы, журналисты, тоже. Но давайте порассуждаем. Врач, который не читает медицинской периодики и, следовательно, живет за счет старого багажа знаний, хороший врач? Не думаю. Учитель, готовым свалить собственны! просчет на школьника или его родителей вместо того, чтобы регулярно обновлять познания в области детской психологии, хороший учитель? Не думал. Сегодня самообразование – спутник любой профессии. Два вузовских диплома для иных должностей – норма. Есть поборники знаний, у которых но три высших образования. Это требование жизни. Общественного прогресса. Самовыживания нации, которая, не имея нефтяных кладовых, делает ставку на человеческий капитал.

 

– Готова согласиться с вами. Но что отвечать человеку, который объясняет отказ от подписки скромностью семейного бюджета?

 

– Презумпция неплатежеспособности, как и презумпция невиновности требует уважения. Но, думаю, что дело все-таки не в деньгах, а в приоритетах семьи. Совсем свежий факт подбросила отечественная торговля. Она заявила, что рождественские и новогодние торжества сулят ей прибавку к обычному товарообороту в 300 (!) миллиардов рублей. Значит, в оливье и шампанское есть, что перекачивать из семейного бюджета, а духовная пища – по остаточному принципу. Плохо это. Тот же детский журнал – инструмент воспитания. Мы все время забываем, что святая родительская обязанность не только кормить-одевать своих отпрысков, но и просвещать, учить добру, обустраивать детскую душу. А как это можно сделать? Только увлекав личным примером. Отец читает умную периодику – будьте покойны, и сын подружится с этими изданиями. У отца в святцах первым номером пивная кружка – общество наплачется с его детьми. В этом смысле газеты и журналы, адресованные юным читателям, самая доступная форма педагогики. Занимательная. Ненавязчивая. Сделанная руками и сердцем умных, тонких, талантливых людей. А вы что скажете, Ольга Николаевна?

 

– Скажу как мать, а не работник ГУПСа, Выписываю сыну "Компьютерную газету". И вижу, что его увлечение компьютером становится, как бы это сказать... интеллигентным что ли. Он быстро переболел всякими стрелялками и одну за другом берет другие ступени. Открывает для себя огромный мир возможностей, заложенных в электронный мозг ЭВМ человеческим гением. Растет как пользователь. Радует любознательностью, направленной в нужное русло... И вообще, нет ничего рентабельнее знаний. В истории тьма примеров фантастических карьер самых успешных из людей, которые – при ближайшем рассмотрении – были всего лишь продолжением родительской самоотверженности и мудрости. Отец с матерью отказывали себе в самом насущном, лишь бы выучить ребенка...

 

– Именно! Потому что только так и можно разорвать порочный круг наследственной бедности. Мнимой или настоящей... Но мы с вами, Ольга Николаевна, несколько увлеклись. Пора вернуться к основной теме разговора. Скажите, пожалуйста, насколько восстановлены те, на мой взгляд, достаточно скромные 57 тысяч экземпляров, с которых мы начали наш диалог?

 

– В этой сумме есть ведомственная подписка – 5730 экземпляров, Так вот, она восстановлена на 65 процентов, индивидуальная – на 45. Называю вам данные на 12 декабря, день нашего с вами разговора. В целом динамика удовлетворительная. Амплитудные всплески после зарплат и авансов, временные затухания заказов между ними... Но есть и поводы для тревоги. Огорчает НРУПТ "Дружба", которое всегда входило в числе лучших корпоративных клиентов. На 1 января 2007 года у коллектива было 164 экземпляра ведомственной подписки, около 700 экземпляров индивидуальной. А сейчас на круг – порядка сорока. Двадцатая часть.

 

– А сроки? Когда заканчивается кампания?

 

– Заказы на республиканскую периодику мы принимаем по 26 декабря, областную – по 27-е, городскую – по 29-е, Казалось бы, время еще есть. Но ведь приближающиеся праздники – это цунами. Через неделю хлопоты, связанные с елкой, подарками, обильным застольем, накроет с головой всех нас и никому дела не будет до подписки. Дороги каждый день и час. Эту мысль хотелось бы с помощью "Новой газеты" донести до всех жителей Новополоцка. Особенно до директорского корпуса, поскольку практика показывает, что лучший из идеологов – сам директор...

 

– Сущая правда, Ольга Николаевна! Если ветер просвещения занес в директорскую душу хотя бы искорку от огня, разложенного в свое время отцами нашей письменности Кириллом и Мефодием, то можно не сомневаться, что под его рукой – читающий коллектив. И наоборот. Но это – к слову. А на посошок хотелось бы спросить вас, как человека, посвященного во все тонкости подписных марафонов, о "Новой газете". Скажите, печатное издание городских властей уже достигло тиражного потолка в Новополоцке?

 

– Ну что вы! "Новая газета" стабильно возглавляет все топ-десятки самой востребованной периодики. Но, в принципе, так и должно быть. Другого летописца в городе нет. Не читать "Новую газету" – значит, выпадать из контекста времени, уходить в добровольную самоизоляцию... Но я о другом хочу сказать. О резервах. По оценкам ГУПСа, они у газеты велики. Есть тьма положительных примеров, которые можно и нужно тиражировать. Многие состоятельные горожане, скажем, стали выписывать "Новую газету" для родителей. Чем не повод для подражания? Примерно то же самое мы наблюдаем и на корпоративном уровне. В Новополоцке немало коллективов, которые вносят такой пункт поддержки ветеранских организаций, как бесплатная подписка, в свои колдоговоры. В этом ряду акционерные общества "Нафтан", "Нефтезаводмонтаж", автопарк № 6, ТЭЦ, промывочно-пропарочная станция, станция Новополоцк. Белхимпрофсоюз постоянно помогает на договорной основе городской организации общества инвалидов. Бывало такое и в практике коммерческих структур, "Газета – для ветерана" – замечательные лозунг. Если переплавить его в массовое движение, в общегородскую кампанию, то рейтинг "Новом газеты", безусловно, вырастет.

 

Скажу и как рядовой читатель, Новополоцк не заштатный город. Не из тех, о которых говорят "один из многих". Это – столица белорусской нефтехимии. Город с локомотивной экономикой, крепкими научными кадрами, богатой культурой, чемпионским спортом. У нас столько замечательных людей - пиши не ленись. И это, может быть, самый главный резерв наращивания тиража. Доброе слово люди хранят в семейных альбомах десятилетиями. Но чтобы это слово хранить, его нужно найти в газете. И оно должно быть самоцветным, а не затертым, не штампованным. Так что энергичнее работайте над коллективным портретом Новополоцка, воспевайте героев нашего времени – и за подпиской дело не станет, и тиражи приложатся!

 

– Спасибо, Ольга Николаевна, за интервью. Будем считать ваши пожелания коллективным наказом читателей "НГ".

 

 

Владимир ФАКЕЕВ.

Больше новостей читайте в "Новой газете"!

Интернет-ресурсы