ЯмалПервая ассоциация, которая прежде возникала у меня при упоминании Ямало-Ненецкого автономного округа России, – географическая загадка: "Название какого полуострова говорит о его размерах?". Хотя на самом деле Ямал не так уж и мал, по площади он сравним с Беларусью. А теперь у полуострова появилась еще одна связующая нить с нашей страной: минувшим летом 30 студентов Полоцкого госуниверситета по направлению ЦК ОО "БРСМ" занимались строительством автодорог в этом регионе.

 

Хотя то, что ребята окажутся за Северным полярным кругом, для них самих было сюрпризом: первоначально молодежь ехала в Нижневартовск (это в центральной части России, недалеко от Сургута) и о перемене маршрута и его конечной станции узнала уже в пути. Неожиданными оказались и первые впечатления бойцов отряда. Прибыв на место, они попали в самый разгар северного лета (это когда термометр зашкаливает за +50оС). Бригадиры настойчиво просили ребят надевать хотя бы майки: мол, сгорите – работать не сможете… Но буквально через неделю молодежь уже сама натягивала на себя едва ли не весь имеющийся гардероб – тельняшки, свитера, спецовки, телогрейки… В июле-августе среднесуточная температура на Ямале около 12 градусов тепла. Плюс ветер (как говорили сами ребята – "с трех сторон"), который меняется чуть ли не каждую минуту, но, как правило, приносит дыхание Северного Ледовитого океана.

 

– Мы были задействованы на восьмикилометровом участке трассы, которая соединит два крупных газоперерабатывающих завода, – рассказывают командир стройотряда "Два города" Виталий Панасюк и комиссар отряда Сергей Папков. – Трудились по десять часов в сутки в течение 57 дней, без выходных. Выполняли подсобные работы, иначе говоря, делали практически все: планировали землю, раскатывали геотекстиль, укладывали георешетку, монтировали плиты, затем заливали все это смолой, планировали откосы… Сами понимаете, после трудового дня первое время хотелось просто поскорее добраться до "дома", в смысле, места, где мы временно проживали (у большинства ребят это был строительный вагончик с минимумом бытовых удобств). Потом, конечно, стали сами устраивать себе небольшие экскурсии по окрестностям, познакомились с местным населением. Ненцы, между прочим, оказались добрейшими людьми. Правда, вопреки ожиданиям, большинство из них ходят не в национальной одежде. Хотя уклад и уровень жизни у них совершенно не урбанизированный: едят в основном оленину, пьют озерную воду, а молодые люди, которым не удалось поступить в учебное заведение, идут в пастухи.

 

– В отряд "Два города" вошли студенты инженерно-строительного, радиотехнического и спортивно-педагогического факультетов, но большинство составили, конечно, представители ИСФ, – рассказывает секретарь первичной организации БРСМ ПГУ Анна Самойлова. – Для многих ребят это был первый стройотряд в жизни, но абсолютно все они вернулись на родину повзрослевшими, узнавшими трудности реальной стройки.

 

А трудностей, надо сказать, было немало. Первая – то, что ехали студенты в зону умеренного климата, а приехали в заполярье. На вопрос корреспондента "НГ", чего им не хватало для полного счастья на Ямале, стройотрядовцы чуть ли не хором воскликнули: шапок! Также звучали сетования на отсутствие радио и телевидения, слабые гастрономические возможности полевой кухни (кстати, на сале ребята обнаружили штамп "РБ"), низкое качество медобслуживания (одна "красная таблетка" от всех болезней) и, конечно, полчища комаров, которые не боятся холода.

 

…Дорога домой заняла почти неделю. Вертолетом – до Надыма, потом на "вахтовке" до Нового Уренгоя, затем – поездами через Казань, Москву, Чернигов, Минск. Ребята не скрывают, что трудились не в лучших условиях, но в хорошем смысле получили по заслугам, а именно по 1300 у.е. На мой взгляд, каждый из студентов обрел на Ямале несоизмеримо больше – умение работать в команде и нести ответственность за себя и товарищей, опыт масштабных строительных работ и преодоления всех сопутствующих трудностей. А еще эти 30 человек стали своеобразными первооткрывателями далекого заполярного края, вписав свои имена в книгу трудовой славы ПГУ.

 

Юрий Павлюк.

 

Больше новостей читайте в "Новой газете"!

Интернет-ресурсы