mages26.06.2009г. проводится единый день безопасности дорожного движения
(ДТП с тяжкими последствиями).

 

Последние годы характеризуются бурным развитием процесса автомобилизации в нашей стране. В дорожное движение вовлечены огромные массы людей и транспортных средств. Наряду с положительным значением автомобилизации, существует и ряд негативных моментов, с ней связанных, поскольку рост интенсивности движения транспорта и пешеходов объективно приводит к росту количества дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и тяжести их последствий.

 

Дорожно-транспортный травматизм становится одной из главных причин гибели людей. Такое положение во многом является следствием агрессивного поведения участников дорожного движения на дорогах. Мировая статистика ДТП свидетельствует, что в большинстве из них виноват водитель. В нашей республике доля таких ДТП составляет примерно 70%.

 

"Надежность" водителя можно определить как его способность управлять автомобилем, обеспечивая при этом максимально возможную безопасность как для себя, так и для других участников движения. Причины, отрицательно влияющие на "надежность" водителя, можно классифицировать следующим образом:

 

водитель не может безопасно управлять автомобилем вследствие низких психофизиологические качеств, психических нарушений, наличия заболеваний, при которых противопоказано управление автомобилем, чрезмерного утомления, стрессового состояния и т.п.;

 

водитель не хочет безопасно управлять автомобилем вследствие негативного отношения к соблюдению Правил дорожного движения, низкого уровня правосознания и культуры, агрессивных черт характера, безответственности, склонности к употреблению алкоголя и др.;

 

водитель не знает, как безопасно управлять автомобилем из-за пробелов в знаниях Правил дорожного движения, устройства автомобиля, основ безопасности движения и т.п., необходимых для безопасного управления автомобилем в разных условиях движения, неточных, неполных или неверных знаний;

 

водитель не умеет безопасно управлять автомобилем вследствие недостаточно или неправильно сформированных навыков и умения, необходимых для безопасного управления автомобилем, потери навыков.

 

Надежность водителя в значительной степени зависит от таких его нравственных качеств, как дисциплинированность, моральная и эмоциональная устойчивость, самообладание, чувство ответственности. Транспортная дисциплина водителя обеспечивается путем неуклонного выполнения требований Правил дорожного движения, проявления этики и уважения к другим участникам дорожного движения – водителям, пешеходам, пассажирам.

 

Социальная задача повышения дисциплинированности водителей решается разнообразными мерами. Меры административной и уголовной ответственности положительно влияют на нарушителей. Однако на отдельных водителей эти меры воздействуют только через чувство страха, не затрагивая более глубинных основ человеческого сознания, его нравственности. Так, некоторые водители, опасаясь наказания, ведут себя осмотрительно лишь в тех местах, где их нарушения могут быть замечены и пресечены лицами, осуществляющими надзор за дорожным движением. При отсутствии же такого контроля они идут на сознательное нарушение норм и правил поведения.

 

 

ОПАСНОСТЬ, И ЕЁ ВОСПРИЯТИЕ УЧАСТНИКАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

 

В дорожном движении нередко встречаются ситуации, в которых вероятность появления опасности (допустим, выход пешехода на проезжую часть) незначительна, но возможна. Как же ведут себя водители в таких ситуациях? Оказывается, далеко не всегда правильно. Вот несколько примеров.

 

Представьте себе крутой поворот дороги вне населенного пункта. Насаждения, растущие вдоль дороги ограничивают видимость дороги за поворотом. Ширина проезжей части около 5 м. Интенсивность движения на дороге небольшая. Именно на таких участках было проведено исследование скоростей движения, выбираемых водителями при подъезде к повороту. Оказалось, что водители, которые двигались по участку первый раз и не знали, что интенсивность движения на нем незначительна, выбирали скорость, позволяющую им остановить автомобиль при внезапном появлении на дороге встречного транспорта. Те же, кто часто ездил по этой дороге и хорошо знал, что вероятность появления встречного автомобиля мала, подъезжали к повороту на высокой скорости, при которой встречный разъезд был весьма опасен.

 

В качестве объекта другого исследования был выбран обгон. Поведение водителей при совершении этого маневра изучалось с помощью съемок автомобилей, обгоняющих автомобиль, в котором находились лица, проводившие исследования. Когда к автомобилю экспериментаторов на прямом участке сзади приближался автомобиль, то его водитель не начинал обгон, если видел впереди встречное транспортное средство, причем независимо от расстояния до него. Однако в тех случаях, когда автомобиль экспериментаторов приближался к повороту дороги, водители, двигаясь за ним, часто принимали решение совершить обгон. Очевидно, они просто пренебрегали вероятностью возможного появления из-за поворота встречного автомобиля.

 

И, наконец, третьим примером, подтверждающим тот факт, что большинство водителей пренебрегают маловероятной опасностью, может служить исследование выбора скорости движения в темное время суток. Было выяснено, на каком расстоянии водитель автомобиля может в темное время суток заметить пешехода, идущего по дороге впереди. После этого замерена скорость движения большого числа автомобилей. Оказалось, что подавляющее большинство движется со скоростями, намного превышающими безопасную, т.е. позволяющую избежать наезда на пешехода. Очевидно, вероятность появления пешехода на дороге расценивается как чрезвычайно малая величина, либо неверно оценивается остановочный путь автомобиля и расстояние, с которого можно заметить пешехода.

 

Чем же объясняется столь устойчивая склонность людей недооценивать маловероятную опасность? Возможно, она связана с тем, что решение принимается по принципу "все или ничего". То есть, если вероятность появления события оценивается ниже какого-то определенного уровня, то оно просто не принимается во внимание.

 

Подобные эксперименты показывают, что люди часто проявляют слишком большую самоуверенность в успехе предпринимаемых ими действий. В условиях дорожного движения чрезмерная самоуверенность довольно часто является причиной ошибок. Для многих людей очень сложно оценить разницу в тяжести возможных последствий при столкновении автомобилей на различных скоростях. Как правило, большинство недооценивают влияния скорости на тяжесть возможного последствия столкновения. Можно с уверенностью сказать, что способность рассматривать других участников дорожного движения в качестве партнеров, а не конкурентов или помех для движения во многом, связана с умением, понимать себя и свое отношение к вождению.

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДТП, СВЯЗАННЫХ С НАЕЗДОМ НА ПЕШЕХОДОВ

 

Пешеход – самый массовый участник дорожного движения, согласно требований Правил дорожного движения – наделенный правами и обязанностями. Статистика аварийности свидетельствует о том, что преобладающим видом дорожно-транспортных происшествий являются наезды на пешеходов. Причин наездов на пешеходов много, но одними из главных являются невыполнение ими своих обязанностей и незнание навыков безопасного поведения на дорогах. Поэтому одним из основных направлений в профилактике аварийности должно стать обучение людей, воспитание у них ответственного поведения на дороге.

 

Выполняя одно из основных требования Правил дорожного движения, пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным или велосипедным дорожкам либо обочинам, где отсутствует контакт с транспортными средствами. Однако не следует идти по самому краю тротуара, прилегающего к проезжей части дороги. Оступившись, пешеход может неожиданно оказаться на проезжей части дороги. Задеть пешехода могут и транспортные средства особенно с прицепом, движущиеся рядом с тротуаром, так как отклонение прицепа при маневрировании может достигать 1,5 м.

 

Пересекать проезжую часть дороги пешеходы должны по пешеходным переходам, а в случае их отсутствия на перекрестках по линии тротуаров и обочин. При отсутствии в зоне видимости обозначенных пешеходных переходов пешеход должен перейти проезжую часть дороги по кратчайшей траектории на участке, где дорога хорошо просматривается в обе стороны, убедившись, что выход на проезжую часть безопасен и своими действиями пешеход не создаст препятствия для движения транспорта. Переходя проезжую часть дороги, пешеход не должен замедлять движение или останавливаться на ней, поскольку это повышает опасность наезда.

 

Кроме этого всем необходимо знать нововведения в том, где запрещено переходить дорогу:

 

· если проезжая часть имеет шесть и более полос для движения;

 

· если установлены дорожные ограждения;

 

· если встречные потоки разделены разделительной зоной или полосой.

 

В местах, где отсутствуют тротуары или обочины пешеходы могут двигаться по проезжей части навстречу потоку транспортных средств, чтобы видеть приближающийся автомобиль и своевременно уступить ему дорогу. В таких случаях пешеход должен идти как можно ближе к краю проезжей части, чтобы занимать минимальное пространство и не препятствовать движению транспортных средств.

 

Особенно опасно пересекать проезжую часть дороги в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, поскольку пешеход видит автомобиль с включенными фарами, а водитель может не заметить пешехода. Многие пешеходы, особенно дети, этого не знают, чем подвергают себя опасности, так как водитель заметит их только в тот момент, когда пешеход будет освещен светом фар транспортного средства. При этом темная одежда поглощает свет и, как правило, менее заметна для водителя. Следует иметь в виду, что во время тумана в светлое время суток свет фар не облегчает водителю распознавание объектов на дороге, а пешеход видит транспортное средство значительно раньше, чем водитель его. Поэтому согласно Правилам дорожного движения от 01.01.2006 года "при движении по краю проезжей части дороги в темное время суток пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом. Световозвращательные характеристики данных элементов устанавливаются техническими нормативными правовыми актами".

 

Часто водители испытывают затруднения из-за неопределенного поведения пешехода на дороге, когда он выходит на проезжую часть и останавливается, не зная как действовать в возникшей ситуации. Водителю трудно предвидеть какие действия будут предприняты пешеходом. В таких случаях пешеходу необходимо отойти на безопасное место, сделать знак рукой или предпринять такое действие, которое однозначно было бы понятно водителю приближающегося транспортного средства.

 

Наиболее опасные ситуации возникают при внезапном появлении пешехода на проезжей части дороги из-за стоящего транспортного средства или другого препятствия, ограничивающего обзор. Чаще всего это происходит там, где транспортное средство останавливается прямо на проезжей части дороги, имеющей недостаточную ширину или возле оборудованных "карманов", если они не имеют дополнительных инженерных устройств – барьеров, сеток и т.п. Поэтому водитель, проезжая мимо стоящих на остановках автобусов, троллейбусов, должен соблюдать следующие меры предосторожности: снизить скорость, по возможности увеличить интервал относительно стоящего транспорта и при появлении пешехода внимательно наблюдать за его действиями и быть готовым к экстренной остановке транспортного средства. Если водитель движется по двухполосной дороге и выдерживает интервал до стоящего попутного автобуса около полутора метров, то он сможет заметить пешехода, выходящего из-за автобуса с расстояния 12-13 метров, что, как правило, достаточно для того, чтобы остановить на сухом асфальтобетонном покрытии грузовой автомобиль, движущийся со скоростью 20-25 км/ч и легковой автомобиль, движущийся со скоростью 30-35 км/ч. Аналогичные меры безопасности нужно соблюдать и при проезде по двухполосным дорогам мимо автобуса и троллейбуса, стоящего на встречной полосе.

 

В ряде случаев наезд на пешехода происходит, когда он движется по пешеходному переходу, расположенному на многополосной проезжей части дороги, а транспортное средство выезжает из-за стоящих в соседних рядах транспортных средств. Нередко наезд на пешехода совершается транспортным средством, проезжающим перекресток в период смены сигналов светофора. Подъезжая к пешеходному переходу, водитель должен внимательно наблюдать за поведением пешеходов и водителей других транспортных средств. Если, движущийся впереди по соседней полосе автомобиль затормозил, то возможно, что он останавливается, чтобы пропустить пешехода, поэтому в этой ситуации необходимо притормозить или остановиться, и продолжить дальнейшее движение, убедившись в отсутствии пешеходов.

 

Особую осмотрительность нужно проявлять водителю при встречном разъезде в зоне пешеходного перехода, поскольку пешеход, перебегая дорогу перед близко идущим транспортом, все внимание уделяет ему и не замечает встречное транспортное средство. Поэтому водителю нужно учитывать, что любое появление пешехода на проезжей части дороги должно стать сигналом опасности совершения ДТП, особенно в условиях скользкого покрытия, когда пешеход не может быстро перейти проезжую часть, а водитель быстро остановить транспортное средство.

 

Водителю не следует забывать о том, что неблагоприятные погодные условия повышают опасность наезда на пешеходов, поскольку их внимание снижается, например, при низкой температуре воздуха, сильном ветре, дожде, снегопаде и т.п. Большую опасность для водителей на проезжей части представляют дети. Они не всегда осознают опасность, отличаются непоследовательностью действий. Водитель, зная об этом, должен воспринимать появление ребенка на проезжей части или даже у края тротуара, как сигнал тревоги и не пытаться объехать ребенка на проезжей части дороги, так как ребенок может неожиданно изменить направление движения.

 

Особенно опасно, когда дети на проезжей части дороги либо возле нее катаются на санках или лыжах. Такие места водитель должен проезжать с особой осторожностью и только тогда, когда уверен, что они видят автомобиль и не находятся в движении. Особую опасность представляет превышение скорости транспортного средства в местах скопления детей – у школ, детских садов, площадок, когда на проезжей части или в непосредственной близости от нее находятся дети. Часто ДТП с детьми совершаются в ситуациях, когда они оказываются между встречными потоками транспорта. Если в такой ситуации ребенок видит автомобиль – опасность меньше, если же он смотрит в противоположную сторону – опасность возрастает, поскольку нет уверенности в том, что ребенок заметит автомобиль. Особенно водителю надо быть внимательным, когда ребенок на проезжей части дороги стоит спиной к нему или его внимание отвлекают другие дети, уже перешедшие дорогу, а также в случаях, когда на середине дороги находится группа детей. Водителю в этих случаях необходимо снизить скорость и непрерывно держать детей в поле зрения.

 

Каждый водитель должен постоянно помнить, что право пешехода на жизнь превалирует над правом водителя транспортного средства на проезд.

 

А в отношениях "водитель-водитель" важное место занимает так называемая водительская этика. Главная заповедь которой гласит о том, что необходимо помогать друг другу – подсказывать правильный маневр, уступать дорогу, если просят, предупреждать об опасности, помогать в устранении неисправностей. Также в водительской практике важны такие этические нормы как, ответственность, дисциплинированность, соблюдение требований Правил дорожного движения, уважение к другим участникам дорожного движения.

 

Практика позволила выработать основные нормы и правила этики поведения водителя:

 

· относитесь к другим водителям так, как хотите, чтобы относились к Вам;

 

· действуйте понятно для других водителей и пешеходов, это может избежать многих критических ситуаций;

 

· терпеливо и снисходительно относитесь к ошибкам других;

 

· уступайте дорогу водителям, которые хотят въехать в плотный транспортный поток или перестроиться;

 

· не возмущайтесь каждой мелочью – медлительным пешеходом, красным сигналом светофора, медленно движущимся транспортным средством; относитесь к этим явлениям спокойно;

 

· проявляйте выдержку к проявлениям недисциплинированности и агрессии, не отвечайте тем же;

 

· не допускайте возникновения отрицательных эмоций, при необходимости уступить дорогу другому участнику дорожного движения;

 

· соблюдайте экологические нормы и требования, не засоряйте землю отработанным маслом, изношенными деталями и мусором – для них есть отведенные места;

 

· оказывайте помощь в дороге другим водителям, при необходимости помогут и Вам;

 

· всегда уступайте дорогу пешеходам в местах, где они имеют преимущественное право на движение, жестом приглашайте их идти, если они не решаются;

 

· остановившись у светофора в темное время суток, не держите ногу на педали тормоза, яркий свет стоп-сигналов может ослепить водителей автомобилей, стоящих сзади;

 

· не забывайте благодарить поднятием руки водителей, уступивших дорогу по вашей просьбе или предупредивших Вас об опасности;

 

· уступайте дорогу по просьбе других участников дорожного движения, предупреждайте их об опасности;

 

· не забывайте, что безопасное движение требует сотрудничества между водителями, а не соревнования;

 

· не настаивайте на своей правоте, а просто уступайте дорогу.

 

Выполнение этих, казалось бы, несложных правил, а также безукоризненное следование требованиям Правил дорожного движения позволит Вам избежать неприятных моментов в жизни.

 

 

Информация предоставлена

отделением ГАИ Новополоцкого ГОВД.

 

Интернет-ресурсы