imagesТехосмотр – важнейший фактор обеспечения безопасности дорожного движения. По закону все транспортные средства, находящиеся на территории Республики Беларусь, подлежат государственному техническому осмотру на специализированных пунктах ГТО. Контрольно-разрешительная процедура выявляет соответствие матчасти транспортных средств нормативно-правовым требованиям и техническим нормам, пресекает правонарушения, дает "добро" на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Об этом и не только беседуют наш корреспондент и ведущий инженер отдела гостехосмотра в Витебской области УП "Белтехосмотр" А.Лоскутов.

 

– Александр Николаевич, водители со стажем, я думаю, прекрасно осведомлены о том, где вы дислоцируетесь. Но число блондинок и брюнетов за рулем постоянно растет. Поэтому первый вопрос я задаю от лица новобранцев сводной автоколонны Новополоцка. Как можно с вами связаться?

 

– Мы располагаемся на территории генерального перевозчика города – автопарка №6. Это улица Промышленная, 2. Телефон предварительной записи 59-37-96.

 

– В каком виде предъявляется транспортное средство?

 

– Начну с очевидной параллели. Как мы идем к врачу? Уж извините за натурализм, после ванны. В чистом белье... А ведь техосмотр транспортного средства тот же визит к доктору, только специалиста этого зовут инженер-диагност. Мы понимаем, что охотники, рыбаки, другие экстремалы гордятся тем, что их джипы грязи не боятся. И слава богу! Но на техосмотр, пожалуйста, являйтесь в чистом виде. Иначе говоря, автомобиль нужно привести в порядок.

 

– А документы часто бывают причиной фальстарта?

 

– Чаще, чем хотелось бы. Поэтому владельцу транспортного средства, прежде чем направиться к нам, нужно приготовить все необходимые бумаги. В пакете 7 документов. Я их сейчас перечислю. Свидетельство о регистрации транспортного средства. Водительское удостоверение. Сертификат о прохождении гостехосмотра. Договор обязательного страхования гражданской ответственности автовладельца. Разрешение органа связи на пользование радио- и спутниковой связью, если таковая имеется. Справка о годности к управлению транспортным средством. Документ, подтверждающий внесение платы.

 

– Значит, сначала получение диагностической карты. А уж затем, на основании этой карты, вы даете разрешение на допуск к участию в дорожном движении. Так?

 

– Да, наше местонахождение на территории автопарка не случайно. Такая привязка избавляет людей от лишней беготни по инстанциям.

 

– Александр Николаевич, история высокотехнологичного криминала – так скажем – свидетельствует: практически нет таких документов, которые не пытались бы подделать мошенники. Вам, видимо, тоже приходилось сталкиваться с фальшивками?

 

– Не без того. И документы бывают липовые. И печати поддельные. Помню, по областному ТВ прошел сюжет как раз на эту тему. Витебские оперативники взяли с поличным группу мошенников, которые прямо на дому штамповали якобы наши документы... Что хотел бы сказать. Если какие-то доброхоты обещают вам организовать "недорого" диагностические карты и допуски, не идите на поводу у прохиндеев. И помните: скупой платит дважды. Сначала вы купите "липу". Потом, когда она обнаружится, вам все равно придется пройти техосмотр в установленном порядке. Да еще и штраф неслабый заплатить. Он на сегодня составляет от 10 до 30 "минималок".

 

К сожалению, простодушных людей хватает. На этой черте характера и паразитируют дельцы. Но если с их мотивацией все понятно, то, спрашивается, на что надеются наивные владельцы транспортных средств, которые клюют на приманку жуликов? Все законопослушные автовладельцы ставятся на компьютерный учет, попадают в республиканскую базу данных. Любой инспектор ГАИ – при нынешних технических средствах это минутное дело – прямо на дороге может выяснить, есть ли Иванов, Петров, Сидоров в этом реестре.

 

– Может быть, люди бояться очередей, потому и покупают сомнительные документы?

 

– Ну что вы, какие очереди! Дефицит на диагностику канул в Лету. Давайте считать. В автопарке №6 работают две станции. Еще одна есть у КУП ЖКХ. В Полоцке, во втором автопарке, тоже две. Третья – у тамошнего филиала новополоцкого автопредприятия. Итого: 6 диагностических станций. Везде организована предварительная запись по телефону. Выбирай удобное для тебя время – и проходи техосмотр в рамках нормативного срока.

 

– Может ли доверенное лицо собственника транспорта заниматься процедурой техосмотра?

 

– Хороший вопрос. Иногда на станцию диагностики приезжает в машине чуть ли не вся родня. Это по незнанию. Кроме понятия "собственник" есть понятие "владелец". Это тот человек, который предъявляет средство передвижения для техосмотра.

 

Если субъект родственных связей постоянно пользуется машиной жены, мужа, тещи, свекра, зятя, сына, брата, кого угодно, то он – при наличии водительского удостоверения, медицинской справки – имеет полное право приехать и пройти техосмотр.

 

– О периодичности прохождения техосмотра что можно сказать?

 

– Срок действия допуска для легковых автомобилей до 10 лет ограничивается двумя годами. Машины старше 10 лет должны проходить техосмотр ежегодно. Аналогично для грузовиков. А вот автобусы и автомобили, занятые перевозкой пассажиров и опасных грузов, должны предъявляться на техосмотр раз в полгода.

 

– Попутный вопрос. По вашим наблюдениям, в какую сторону дрейфует колесный парк Новополоцка? Стареет? Молодеет? Держится двумя руками за "копейки" и двадцать четвертые "волги" или, наоборот, предпочитает свежие образчики западного автопрома?

 

– Молодеет. И предпочитает. Скажу по декабрю-январю. Вновь приобретенных машин старше 99-го года выпуска практически нет. Подавляющее большинство сошло с конвейера в 2000–2004 годах. Что касается "копейки" советской штамповки, то это не обязательно консервная банка. Тут два варианта. Или ее пригоняют как игрушку, любимицу семьи в стиле ретро. Или ее давно уже нет в природе – отправлена в переплавку.

 

– Рейтинг автопредпочтений в новополоцкой версии?

 

– Об этом трудно говорить, не имея под рукой статистики. Но общее впечатление такое, что в нише экономкласса представлен весь мировой автопром. Есть японские производители. Европейских тем более много, они ближе всех по карте. В последние два-три года на улицах Новополоцка прибавилось "американок"... О чем можно говорить с полной определенностью, так это о том, что доля российских автомобилей резко снизилась.

 

 

Владимир ФАКЕЕВ.

 

Интернет-ресурсы