Витебским областным управлением Департамента государственной инспекции труда (Далее – областное управление) по итогам работы за 2016 год (по состоянию на 06.01.2017 года) проведен анализ производственного травматизма в организациях Витебской области. За данный отчётный период в организациях области производственный травматизм со смертельным исходом сохранился на уровне 2015 года – произошло 19 смертельных случаев (2015 год -19). При этом за данный отчетный период отмечается рост несчастных случаев приведших к тяжелым производственным травмам с 74 до 99 случаев (рост 33,8%).

 

Из общего количества случаев производственного травматизма с тяжкими последствиями (118) в 27 случаях смерть работников и тяжёлые травмы получены в результате произошедших дорожно-транспортных происшествий (13 ДТП, 4 смертельных, 23 тяжелых), что соответственно составляет 23% от общего количества пострадавших (2015 год – 13 пострадавших, 5 смертельных, 8 тяжелых).
Из общего количества дорожно-транспортных происшествий в 8 случаях произошли групповые несчастные случаи, в которых пострадало от 2-х до 9-ти человек.

 

За указанный отчётный период не допущено случаев гибели и тяжелого травмирования людей на производстве в организациях 4 районов: Браславского, Миорского, Сенненского, Ушачского.

 

За 2016 год в сравнении с 2015 годом рост производственного травматизма со смертельным исходом отмечен в организациях: Лиозненского, Городокского, Бешенковического – 1 человек (2015 год – 0), Глубокского района – 6 (1), Железнодорожного района г.Витебска – 5 человек (1).

 

Рост производственного травматизма с тяжелым исходом в сравнении с 2015 годом отмечен в организациях: Дубровенского, Лиозненского – 1 (2015 год – 0); Лепельского – 10 (2); Поставского – 6 (3); Полоцкого– 5 (4); Россонского, Городокского – 3 (0); Толочинского – 3 (1), Витебского-3 (2), Шарковщинского -2(0) районов и г.Витебска – 41 (22); в том числе Октябрьского района – 16 (7) Железнодорожного – 3 (1); Первомайского района – 13 (7).

 

За 2016 год в сравнении с 2015 годом в организациях коммунальной формы собственности отмечается снижение погибших с 10 до 9-ти человек. При этом рост отмечается в организациях: сельского хозяйства – 8 погибших (2015 – 6), Архитектура и строительство – 1 (0).

 

За 2016 год также отмечается рост погибших на производстве в организациях относящихся к республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным правительству: Концерн «Беллесбумпром» – 4 (0); Министерства транспорта – 1 (0), прочие государственные органы – 1 (1).

 

В тоже время, на организации коммунальной формы собственности и без ведомственной подчиненности (субъекты малого предпринимательства и прочие организации частной формы собственности) в 2016 году приходится третья часть всех несчастных случаев с тяжелым исходом (41, 20 и 12 человек, что в общей сумме составляет 74 процента от общего числа тяжело травмированных по области).

 

Увеличение количества потерпевших на производстве с тяжелым исходом допущено в организациях коммунальной формы собственности в организациях следующих видов экономической деятельности: архитектура и строительство – тяжело травмировано 13 человек (2015 год – 3), транспорт и коммуникации – 3 (1); здравоохранение – 3 (1), на высоком уровне тяжёлый травматизм сохранился в организациях сельского хозяйства – 19 (19).

 

Также рост тяжёлого травматизма зарегистрирован в организациях республиканской формы собственности подчиненных Минлесхозу – 5 (3); Минстройархитектуры – 5 (4); Минпрому – 2 (0), Беллесбумпрому – 2 (1), Госкомвоенпром – 1 (0), Минобразования – 1 (0).

 

  

За данный отчётный период смертельные несчастные случаи в организациях области кроме 1 группового несчастного случая, произошедшего в результате ДТП (4 погибших), происходили в результате:

 

- обрушения на потерпевшего предметов, материалов, грунта и др. – 6 случаев (при выполнении складирования; земляных работ; ремонтных работ автотранспорта и сельхозтехники);

 

- падения потерпевшего с высоты – 2 случая (выполнение строительно-монтажных работ; работ в отрасли животноводства);

 

- в результате воздействия на потерпевшего разлетающихся предметов – 3 случая (перемещение древесины (бревен); разрыв колеса при шиномонтаже; вылетевшей заготовкой при деревообработке);

 

- в результате электротравмы (разгрузочные работы в близи ВЛ) (1);

 

- по причине пожара и в результате получения ожогов (2);

 

- в результате воздействия природного явления (молния – 1);

 

За 2016 значительно увеличилось количество тяжёлых производственных травм полученных вследствие воздействия на работника движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей – 24 случая (2015 год – 9 случаев, 2014 год – 22 случая). Данные несчастные случаи произошли при работе на деревообрабатывающем, металлообрабатывающем льноперерабатывающем оборудовании, а также при выполнении ремонтных работ различного оборудования.

 

Также большое количество несчастных случаев с тяжелым исходом за 2016 год произошло в результате обрушения (падения) предметов, материалов, элементов конструкций, зданий (сооружений) на потерпевшего – 16 несчастных случаев (2015 год – 7, 2014 год – 8).

 

За 2016 год в сравнении с 2015 годом возросло количество тяжёлых производственных травм произошедших в результате падения потерпевшего с высоты при выполнении строительно-монтажных, ремонтных работ – 15 несчастных случаев (2015 год – 10, 2014 год – 12).

 

Данные несчастные случаи происходят, как правило по следующим причинам: отсутствие проекта производства работ на строительном объекте, организация выполнения работ повышенной опасности без оформления наряда-допуска или не исполнение его требований самими работниками, а так же отсутствие должного контроля за их исполнением со стороны лиц ответственных на месте производства работ.

 

Следует отметить, что существенно снизилось количество работников получивших тяжелые производственные травмы в результате падения с высоты собственного роста при передвижении по ровной поверхности – 13 человек (2015 год – 24, 2014 год – 26).

 

 

Основными причинами несчастных случаев с тяжелыми последствиями (со смертельным и тяжелым исходом), специальное расследование которых завершено до 01 января 2017 года, явились:

 

- невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда – 17,3 процента от общего числа причин (2015 год – 11,4%);

 

- допуск потерпевшего к работе без обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда (некачественное проведение инструктажа, отсутствие или не качественная разработка инструкций) – 16 процентов (5,7%);

 

- отсутствие, некачественная разработка, нарушение требований проектной документации на строительство, реконструкцию производственных объектов, сооружений, оборудования – 10,2 процента (3,8%);

 

- нарушение требований безопасности при эксплуатации неисправных машин, механизмов, оборудования, оснастки, инструмента – 3,6 процента (1,9%);

 

 

По остальным характерным причинам несчастных случаев отмечается некоторое снижение:

 

- нарушение потерпевшими трудовой и производственной дисциплины, инструкций по охране труда – 14,3 процента (19%);

 

- неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест – 5,4 процента (6,7%);

 

- личная неосторожность потерпевшего при отсутствии опасных производственных факторов – 3,6 процента (19%).

 

 

Анализ по характерным причинам несчастных случаев произошедших за 2016 год свидетельствует о том, что в данном отчётном периоде существенно возросло количество случаев произошедших по организационным причинам, а именно по причине невыполнения руководителями и специалистами обязанностей по охране труда, в том числе связанных с некачественно организованной работой по проведению с работником обучения инструктажей и проверки знаний. В процентном соотношении по указанным причинам несчастные случаи происходят от 1,5 до 3 раз чаще, чем в прошлом году.
Необходимо обратить особое внимание на возникновение в списке и рост процентного соотношения в 2016 году таких причин, как допуск потерпевшего к работе без проведения стажировки, не качественная разработка инструкций по охране труда, привлечение потерпевшего к работе не по специальности.

 

Также следует отметить, что в 2016 году произошли несчастные случаи с тяжёлыми последствиями по причине не обеспечения работников СИЗ, а также по причине их не использования и в общей сумме количество случаев произошедших по таким причинам составило 2,4% (в 2015 году – 0).

 

На основании изложенного следует, что работа по профилактике производственного травматизма в Витебской области должна обеспечиваться за счет реализации дополнительных мер по усилению мотивации должностных лиц нанимателей и рабочих к добросовестному выполнению своих обязанностей по охране труда; повышению эффективности осуществления контроля за соблюдением требований охраны труда (в первую очередь ежедневного контроля на рабочих местах осуществляемого непосредственным руководителем работ с участием общественных инспекторов по охране труда); укреплению трудовой и производственной дисциплины в организациях; оказания содействия и сотрудничества работника с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда; заботой работника о личной безопасности и личном здоровье, а также о безопасности окружающих в процессе выполнения работ либо во время нахождения на территории организации; совершенствованием внедренных Систем управления охраной труда и повышением их эффективности, а также формированием у работников культуры охраны труда.

 

В ряде организаций отсутствует или не работает система поощрения работников за надлежащее выполнение требований по соблюдению законодательства об охране труда, у работников нет стремления к оказанию содействия и сотрудничеству с нанимателем в вопросах обеспечения здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах, ввиду отсутствия какой-либо мотивации.

 

Таким образом, немаловажным остается вопрос своевременного, а самое главное качественного проведения должностными лицами нанимателя обучения, инструктажа, стажировки и проверки знаний по вопросам охраны труда, допуска работника к самостоятельной работе, когда закладываются основные базовые требования безопасности, строгое выполнение которых исключает (сокращает) вероятность получения травмы на производстве. В этом случае также играет важную роль размещение соответствующей социальной рекламы безопасных условий труда на рекламных растяжках, баннерах, демонстрация рекламных видеороликов на телевидении.

 

За 2016 год государственными инспекторами труда областного управления проведено 922 проверки соблюдения законодательства о труде и об охране труда, в том числе 303 плановых.

 

Государственными инспекторами труда проведено 242 проверки по заявлению проверяемого субъекта (за 2015 – 185) или 79,8 процента от общего числа плановых проверок.

 

В ходе осуществления надзора выявлено 13273 (2015 год – 10915) нарушений законодательства о труде и об охране труда, составлено 665 актов проверки, выдано 559 требований (предписаний) на устранение 10703 (8623) выявленных нарушений.

 

Отстранено от работы 3051 (2015 год – 1882) человек не прошедших инструктаж, проверку знаний по охране труда, не использующих требуемые средства индивидуальной защиты, обеспечивающие безопасность труда, не прошедших медицинский осмотр в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.

 

В 2016 году управлением осуществлялся мониторинг соблюдения трудовой дисциплины в организациях Витебской области. Мониторинг проведен в 426 организациях различной формы собственности, в том числе в 147 государственной и 279 негосударственной формы собственности. В ходе мониторинга установлено, что 3334 работника допустили нарушение трудовой дисциплины. К дисциплинарной ответственности привлечено 3122 человека, из них уволено 1033 человека, 1220 объявлен выговор, а 1207 – замечания.

 

Областным управлением в 2016 году были проведены 25 внеплановых проверок (по информации исполнительных и распорядительных органов о не прохождении руководителями и специалистами организаций, проверки знаний по вопросам охраны труда), в результате которых в 17 случаях факты данных нарушений подтвердились и 17 должностных лиц в соответствии с требованиями действующего законодательства привлечены к административной ответственности на общую сумму 6838 руб.

 

 

С учетом изложенного, на основании проведенного анализа состояния производственного травматизма, надзорной деятельности за 2016 год, следует, что создание надлежащих здоровых и безопасных условий труда работников, в последующем, должна быть обеспечена за счет реализации местными органами власти и субъектами хозяйствования за счёт реализации следующих мероприятий:

 

1. Обеспечение качественного проведения ведомственного и общественного контроля за состоянием охраны труда на рабочих местах, при непосредственном участии профсоюза и общественных инспекторов по охране труда.

 

2. Принятие мер по укомплектованию штатов организаций (в том числе исполкомов) квалифицированными специалистами по охране труда, в соответствии с Нормативом численности специалистов по охране труда на предприятиях, утвержденных постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 23 июня 1999г. №94.

 

3. Повышение роли и эффективности работы созданных в горрайисполкомах комиссий по проверке знаний руководителей и членов комиссий организаций коммунальной формы собственности, расположенных на подведомственной территории.

 

4. Организация системной работы в проведении обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда у руководителей и специалистов организаций, контроля за сроками их проведения.

 

5. Своевременный пересмотр и актуализация Графиков работы комиссий местных исполнительных и распорядительных органов, а также Перечня руководителей организаций и членов комиссий организаций коммунальной формы собственности и не имеющих вышестоящих органов государственного управления, подлежащих проверке знаний по вопросам охраны труда в отчётном периоде в соответствующей комиссии.

 

6. Обеспечение системной работы по повышению квалификации и переподготовки специалистов по охране труда организаций коммунальной формы собственности, организаций не имеющих вышестоящих органов государственного управления, местных органов власти и управления.

 

7. Организация работы мобильных групп в соответствии с требованиями рекомендаций Департамента государственной инспекции труда (с учётом изменений), с обязательным участием надзорных органов, представителей профсоюза и по возможности органов прокуратуры.

 

8. Рассмотрение на заседаниях гор-райисполкомов и комиссий по охране труда результатов работы мобильных групп, с заслушиванием руководителей предприятий по вопросам исполнения рекомендаций и проделанной работе по профилактике производственного травматизма, с принятием мер дисциплинарной ответственности к должностным лицам не выполнивших данные рекомендации.

 

9. Укрепление в организациях трудовой и производственной дисциплины, соблюдение требований Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004г. №1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» (с изменениями и дополнениями), а именно:

 

- обеспечение в организации проведения предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра либо освидетельствования на предмет нахождения работника в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения для работающих, занятых на работах с повышенной опасностью, с учетом требований Инструкции о порядке проведения освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения работающих и Инструкции о порядке проведения предсменного (перед началом работы смены) медицинского осмотра работающих, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 2 декабрь 2013г. №116/119 (с изменениями и дополнениями);

 

- организация надлежащего пропускного режима и введение в ночные смены обязательного дежурного персонала из числа должностных лиц нанимателя для обеспечения постоянного контроля за соблюдением работниками трудовой и производственной дисциплины в ночные смены;

 

- организация внезапных контрольных рейдов на рабочие места работников, работающих в ночные смены, а на предприятиях с численностью более трехсот человек, в том числе и после окончания рабочей смены (на проходных) с участием представителей РОВД.

 

 

Первый заместитель начальника областного управления Департамента госинспекции труда
Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь С.В. АНУФРИЕВ.

Интернет-ресурсы