Территория ОАО «Автопарк №6, г.Новополоцк». Фото Игоря Супроненка. 

 

 

– Иван Иванович, не ошибусь, если скажу, что – при всем разнообразии задач, решаемых генеральным перевозчиком Новополоцка, – пассажирские перевозки остаются самой большой заботой вашего коллектива. Тут уместна параллель из семейной жизни. О крепком отпрыске родители так не пекутся, как о том, у кого со здоровьем не очень. Слабенького жалеют, ему лучший кусок за столом... Так вот, дотируемый пассажирский извоз – это и есть такой ребенок.

 

– Да, прагматика хозрасчета в данном случае отступает. Мы работаем в режиме социальной ответственности. А как же иначе? Дотация помогает нам сохранять тариф ниже реальной стоимости проезда. В результате такой политики выигрывают уязвимые слои населения. Для справки: в Новополоцке только детей и пенсионеров больше 40 тысяч. Счет дачникам, которые решают проблему сбалансированного питания на отдельно взятых сотках, тоже идет на многие тысячи. Пассажирская проблематика занимает 80 процентов моего директорского времени. Хотя в экономике предприятия на нее приходится процентов 50–55.

 

– Доступность – одно, комфорт – другое.

 

– Эту двуединую задачу мы стараемся решать в комплексе. На балансе предприятия 202 автобуса различных марок и типов. Почти каждый второй приобретен в последние 5 лет. Среди новинок преобладает техника отечественного производства – автобусы МАЗ, «Неман», «Радимич».

 

Маршрутная сеть, которую мы обслуживаем, включает более 80 направлений. И это ни есть какая-то раз и навсегда застывшая данность. В прошлом году мы привлекли студентов ПГУ для углубленного изучения пассажиропотока в границах города. Зондаж дал основания для корректировок. Был открыт новый городской маршрут №11 «Подкастельцы–Больничный городок» с важной в социальном плане остановкой «1-я поликлиника». Появились рейсы по выходным дням по маршруту 10а «Новополоцк–Полоцк».

 

Анализ ожиданий клиентов лег в основу многих других шагов автопарка, направленных на улучшение сервиса. Ведется предварительная запись на междугородные и международные рейсы. Посадка на такие автобусы производится не только на вокзале, но и на городских остановочных пунктах. В салонах автобусов дальнего следования установлены системы видеонаблюдения. Резон двойной – контролируется поступление выручки, документируется поведение пассажиров. Почти на всех «Радимичах» установлены многофункциональные рекламные видеомониторы. Спутниковая навигация поставлена на службу диспетчерам автопарка. Автоматизированной системой контроля охвачены участники пассажирского конвейера всех форм собственности. Вежливость, пунктуальность, финансовая чистоплотность – кто готов подписаться под этим уставом, тот работает на городских маршрутах. Остальных мы просим не беспокоиться.

 

С 1 марта 2010 года массовый пассажир Новополоцка получил еще одну, я бы сказал, капиталоемкую привилегию. Раньше, купив многоразовый проездной билет, он мог им воспользоваться только в городских автобусах. А на челночных по сути маршрутах номер 5, 10 и 10а кошелек приходилось доставать снова. Даже тогда, когда нужно было проехать одну-две остановки в черте Новополоцка. Теперь обладатель проездного смело садится в пассажирский транспорт сообщением «Новополоцк–Полоцк», если речь идет о внутригородском перемещении. Положа руку на сердце, скажу, что этот жест доброй воли обошелся нам в копеечку. Зато выиграли почти 12 тысяч новополочан, которые регулярно покупают городской билет многоразового пользования.

 

Две обобщающие цифры. За текущую пятилетку было перевезено 152,6 млн пассажиров, выполнено – 1193,6 млн пассажирокилометров. У первого показателя – планетарный, у второго космический масштаб.

 

Территория ОАО «Автопарк №6, г.Новополоцк». Фото Игоря Супроненка.

 

– Иван Иванович, «минус», который дают пассажирские перевозки, приходится перекрывать «плюсом» других видов деятельности, в первую очередь – грузовыми перевозками. Что можно об этом сказать?

 

– Пять лет назад наш грузовой парк насчитывал 181 автомобиль. Сегодня в нем 132 машины. Казалось бы, откат. На самом деле – модернизация. Теперь мы берем не числом, а качеством приобретаемой техники. Подвижного состава меньше, а его суммарная грузоподъемность выросла без малого на 19 процентов. Понятно, что такой технический прогресс дело не одного дня. Программа развития, а точнее – выживания в условиях открытых границ и жесткой конкуренции, предусматривала ежегодную ротацию старого на новое в пределах 10–15 единиц в год. И как бы ни было трудно, мы, ужимаясь в чем-то другом, технику приобретали. За счет собственных средств. Кредитуясь в банке. Итог пятилетки – 49 новых автомобилей, на покупку которых потрачено более 6,5 млрд рублей.

 

Благодаря этой стратегии нам удавалось плюсовать даже в условиях мирового экономического кризиса. За 2006–2010 годы перевезено 4256 тыс. тонн различных грузов, выполнено 160164,3 тыс. тоннокилометров, что составило 101,8 процента к плану по объемам перевозок и 114,5 процента по грузообороту. Доходы за 9 месяцев текущего года почти в 2 раза выше показателя за весь 2006 год. Такова динамика наших успехов на белорусских дорогах и зарубежных трассах.

 

Здесь нужно сделать важную оговорку. Нельзя освоить новые рынки транспортных услуг на Востоке, не подобрав ключа к высокотехнологичному Западу. Российское Зауралье, Казахстан, республики Средней Азии нуждаются в современной продукции машиностроения и материалах глубокого передела. То есть в том, что могут предложить страны Евросоюза. Но это сплошь «зеленая зона». Если твоя техника не отвечает экологическим стандартам Западной Европы, тебя туда просто не пустят. А хочется, чтобы пускали. Потому, как выгодно. Не только нам, но и государству, которое обязывает транспортников заниматься экспортом услуг, зарабатывать валюту. С этой целью мы приобретаем седельные тягачи с полуприцепами, соответствующие требованиям ЕВРО-4 и ЕВРО-5. Комбинируем перевозки в зависимости от сезона. Изучаем рынок. Совершенствуем логистику.

 

Результаты налицо. И не только финансовые. Ассоциация «БАМАП» присудила автопарку звание «Лучший международный перевозчик 2009 года». На днях стало известно, что мы продублировали достижение годичной давности. Только теперь завоеванный титул звучит несколько иначе – «Лучший международный автоперевозчик Евразии». Ждем, когда представители БАМАП побывают в Женеве на церемонии награждения и привезут из Швейцарии атрибуты новой трудовой победы.

 

– Иван Иванович, сектор околотранспортных, непрофильных услуг вы тоже успешно развиваете. Об этом, пожалуйста.

 

– Мы называем их «неперевозочные виды деятельности». И нужно сказать, что грань между профилем и непрофилем часто весьма условна. Автопарк связывают эксклюзивные отношения с минскими автомобилестроителями. АТП-6 – региональный представитель МАЗа. У нас действует фирменная станция техобслуживания и гарантийного ремонта всего модельного ряда этого завода. Скажу больше. Сертификаты Белорусского НИИ «Транстехника» и Витебского ЦСМС позволяют нам возвращать в строй автомобили более 100 марок и модификаций. Так профиль это или непрофиль? Конечно, профиль!

 

В сервисном пакете предприятия три десятка направлений. Сама жизнь заставляет расширять этот перечень. Тут мы региональные лидеры. За 9 месяцев текущего года доходы от неперевозочных видов деятельности вплотную подошли к отметке 2 млрд рублей. Удельный вес этого сектора в общих доходах превышает 7 процентов.

 

– Инвестиции. Говоря о темпах обновления подвижного состава, вы частично ответили на этот вопрос. Но дополнительный комментарий не помешает.

 

– Без модернизации основных фондов любое предприятие оказывается на обочине жизни, теряет конкурентоспособность. Тот самый случай, когда скупой раскошеливается дважды, второй раз – оплачивая собственное банкротство. Если овчинка стоит выделки, нас не останавливают ни сроки окупаемости, ни банковские проценты, ни суровая необходимость потуже затянуть поясок. Текущий год в плане работы на перспективу оказался исключительно удачным. Сумма инвестиций превысила 10 млрд рублей. Никогда прежде парк не направлял таких средств на модернизацию своей материальной базы. О приобретае-мых автобусах и грузовиках сказано. Параллельно с подвижным составом обновляем все здания парка. Большинству из них – полвека. Фасады, внутреннее убранство, инженерная начинка – все нужно подтягивать к требованиям сегодняшнего дня. В плане дизайна, комфорта, энергоэффективности.

 

Постоянно наращиваем технический арсенал служб, которые занимаются диагностикой и ремонтом транспортных средств. Из последних серьезных приобретений можно назвать автоматический шиномонтажный стенд для легковых автомобилей, стенды для регулировки форсунок и проверки электрооборудования, тестер для диагностики автомобилей МАЗ, автоматическую моечную установку портального типа, многое другое.

 

– Точно так же, год назад, мы встречались в канун Дня автомобилиста. Помнится, коллектив тогда форсировал подготовку к совещанию руководителей областных управлений Минтранса. Чести принимать коллег со всей страны АТП-6 был удостоен по совокупности достижений. А именно: в организации перевозок, внедрении инноваций, обновлении подвижного состава, энергосбережении, вспомогательной коммерции, культуре производства... На календаре октябрь 2010 года, а хлопоты, я смотрю, точь-в-точь как прошлой осенью. Опять ждем гостей?

 

– Ждем. На базе нашего предприятия руководство РАТУП «Витебскоблавтотранс» решило подвести итоги года. Приедут директора всех структурных подразделений управления. Нельзя ударить в грязь лицом. Тот разворот ремонтных и планировочных работ, что вы увидели, в какой-то мере связан с предстоящим совещанием. Хотя – в принципе! – культура производства, создание достойных условий труда для работников парка – наша долговременная стратегия. Показухой мы не занимаемся.

 

– Опыт журналиста подсказывает: едут – значит, в Новополоцке есть чему поучиться.

 

– Во всяком случае, мы готовы без утайки обо всем рассказать и все показать. Прошедший год был продуктивным и в плане социального строитель-ства. Мы подписали новый колдоговор. В ближайшие три года он будет регулировать взаимоотношения администрации и коллектива в лице профсоюзного комитета. Среди главных акцентов согласованного документа честный труд, материнство, уважительное отношение к ветеранам. Гарантии в финансовом отношении усилены. Но у правильных денег запах пота. Значит, всем нам придется еще лучше трудиться, чтобы бонусы, заложенные в договор, не остались благими пожеланиями.

 

Честный труд как важнейший из приоритетов имеет представительскую грань. Это понимаешь, участвуя в конкурсах профессионального мастерства. Скажу без ложной скромности, мне, как директору, приятно выезжать с нашими водителями на такие соревнования. Без наград они не возвращаются. Среди виртуозов баранки пассажирской службы Дмитрий Гуляев, Юрий Сергеев, Алексей Воронченок, Олег Ходиков, Виталий Гудков, грузовых колонн – Александр Шаменок, Виктор Шпарун, Виталий Ващилин. В активе этих водителей десятки призовых мест в областных, республиканских и международных конкурсах профмастерства. Особо выделю Олега Ходикова. В сентябре он стал лучшим в Беларуси на автобусе МАЗ-104, а до этого блеснул мастерством в Санкт-Петербурге, где белорусы соперничали с россиянами.

 

Ветеранам у нас почет, молодым – дорога в спорткомплекс. Содержать, ремонтировать, оснащать инвентарем такой объект непросто. Но это сознательные расходы и усилия. Здоровья не купишь. А сохранить то, что вложено в гены родителями, можно. Но – в движении, но – в борьбе с гиподинамией и соперниками. Мы ежегодно проводим круглогодичную спартакиаду. В ее программе 11 видов спорта, выбирать есть из чего. Бесспорным лидером коллектива физкультуры является пассажирская колонна. Сборная АТП-6 регулярно выигрывает на областных соревнованиях транспортников. Хотя победы с каждым разом даются тяжелее – растет мастерство других команд. Готовность и умение постоять за спортивную честь коллектива, здоровый образ жизни, работа без больничных – это солидный капитал, дорогая складчина. Мы серьезно относимся к спортивно-массовой и оздоровленческой работе, которую 40 лет возглавляет методист по физкультуре Николай Атепалихин. Серьезно – значит, на уровне колдоговора. Он предусматривает различные формы поощрения для носителей победного командного духа.

 

– Последний вопрос, Иван Иванович. Как будете отмечать профессиональный праздник?

 

– Схема отработана. Достойных – наградим. Почетные грамоты автопарка получат 44 работника. Кроме того, 3 человека будут отмечены грамотами новополоцких властей, 9 – «Витебскоблавтотранса», 2 – Ушачского райисполкома.

 

По-семейному проведем праздничный вечер. Украсим его концертом народных талантов. А в прологе торжеств, прежде, чем идти в актовый зал, проведем ветеранов по территории парка. Пусть сравнят то, что было, с тем, что есть. Похвалят – будет приятно. Укажут на недочеты – намотаем на ус. Сверять шаг с мудростью старейшин – хорошая привычка, проверенная десятилетиями.

 

И, конечно, всем пожелаем добра. И тем, кто в зале. И тем, кто за столом. Но прежде всего – работникам, которых праздник застанет в кабине автобуса или грузовика. Пусть легкой будет дорога у рыцарей нашей нелегкой профессии и радостной встреча с родным домом!

 

 

Владимир Факеев, "НГ".
Фото Игоря Супроненка.

 

Интернет-ресурсы