О ПРОДАЖЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В ЧАСТНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ
НЕГОСУДАРСТВЕННЫМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008 года №425-З (далее Кодекс РБ о земле 2008 года), вступивший в силу с 1 января 2009 года, значительно расширил возможности приобретения земельных участков в частную собственность негосударственными юридическими лицами Республики Беларусь. Известно, что Кодекс Республики Беларусь о земле от 4 января 1999 года №226-З, действовавший ранее, предусматривал только два основания приобретения юридическими лицами земельных участков в собственность: при приватизации объектов государственной собственности либо при осуществлении инвестиционных проектов. При этом в обоих случаях окончательное решение о передаче земельных участков в собственность должно было приниматься Президентом Республики Беларусь.

 

Существенным нововведением Кодекса РБ о земле 2008 года является то, что не устанавливаются конкретные случаи, когда возможно предоставление земельных участков в частную собственность негосударственным юридическим лицам, в результате чего они получают возможность приобретать земли в собственность для любых целей, связанных с осуществлением хозяйственной и иной деятельности. При этом цели использования земель должны соответствовать уставным целям юридических лиц.

 

В соответствии с действующим законодательством, земельные участки, находящиеся в государственной собственности, предоставляются в частную собственность негосударственным юридическим лицам по результатам аукционов. Без проведения аукциона земельные участки могут предоставляться в собственность негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь в случаях, предусмотренных статьей 12 Кодекса РБ о земле 2008 года и пунктом 6 Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 года №667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков», в том числе:

 

• для обслуживания принадлежащих им на праве собственности капитальных строений (зданий, сооружений), расположенных на приобретаемых ими в частную собственность земельных участках;
- если по условиям отвода земельного участка требуется предоставление им другого земельного участка взамен изымаемого (в том числе взамен намеченного к изъятию и предоставлению этим лицам);

 

• юридическим лицам, получившим в установленном законодательством порядке разрешения соответствующих исполнительных комитетов на проведение проектно-изыскательских работ для строительства капитальных строений (зданий, сооружений) до 2 мая 2006 года – в г.Минске, областных центрах и пригородных зонах этих городах, до 1 января 2008 года – на иных территориях, если на эту не было предусмотрено проведение аукционов;

 

• резидентам свободных экономических зон – для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества в этих зонах;

 

• при необходимости занятия дополнительного земельного участка, если при проведении реконструкции существующего объекта без изменения его функционального назначения либо в ходе проведения проектно-изыскательских работ выяснилось, что для строительства объекта требуется земельный участок большего размера;

 

•при приобретении не завершенных строительством, незаконсервированных капитальных строений (кроме незавершенных строительством жилых домов и жилых помещений), решение об отчуждении которых принято Президентом Республики Беларусь;

 

• для строительства объекта недвижимого имущества на территории Республики Беларусь, если строительство такого объекта и конкретное юридическое лицо определены решением Президента Республики Беларусь либо государственной программой, утвержденной Президентом Республики Беларусь или Советом министров Республики Беларусь;

 

• по решению Президента Республики Беларусь в иных случаях.

 

Передача земельных участков из государственной собственности в частную собственность негосударственных юридических лиц Республики Беларусь осуществляется по их кадастровой стоимости, за исключением земельных участков, предоставляемых по результатам аукциона. При предоставлении земельных участков в частную собственность по результатам аукциона их стоимость определяется по результатам аукциона и не может быть ниже кадастровой стоимости. Кроме того, действующее законодательство предусматривает возможность предоставления рассрочки внесения платы (ее части) за земельные участки, но не более чем на два года.

 

Таким образом, купив землю, субъект хозяйствования приобретает ее в собственность, а, следовательно, приобретает дополнительные права и возможности использования и распоряжения земельным участком. Так, собственники земельных участков, помимо прав землепользователей, установленных действующим законодательством, имеют право на возмещение им стоимости земельных участков, изымаемых для государственных нужд по кадастровой стоимости земель, действующей на момент изъятия участка, а также на совершение сделок с земельными участками (купли-продажи, мены, дарения, ренты, аренды, ипотеки) с учетом требований Кодекса РБ о земле 2008 года и иных законодательных актов.

 

 

Наталья Жаркова, главный специалист
землеустроительной службы Новополоцкого горисполкома.

 

Интернет-ресурсы