Пристегнуться – значит жить!Ни для кого не секрет, что применение ремней безопасности не прихоть – этого требует от нас дорога. В правилах дорожного движения четко указано, что водитель и пассажиры обязаны использовать ремни при движении. Но многие сознательно игнорируют это требование, пристегиваясь только для того, что бы избежать неприятной встречи с сотрудниками ГАИ. Такое отношение возможно лишь потому, что, во-первых, эти пассажиры и водители просто не знают о том, что происходит с сидящими в автомобиле в момент его столкновения с препятствием, возникшим на пути движения. Во-вторых, такие пассажиры и водители безразлично относятся к своей собственной жизни и здоровью, а поэтому и не задумываются о возможных трагических последствиях в случае возникновения ДТП. Что же происходит с сидящим в автомобиле, если он попадает в аварию? Какова эффективность ремней безопасности? Забегая немного вперед заметим, что не пристегнувшись ремнем безопасности, человек во много раз увеличивает степень своего риска погибнуть или получить значительные травмы.

 

Что, в первую очередь, угрожает жизни и здоровью людей, находящихся в кабине, салоне или кузове автомобиля в момент совершения ДТП? Как показывают наблюдения специалистов – это перемещение самих людей в момент столкновения или опрокидывания, а не вторжение в салон, например легкового автомобиля, агрегатов и деталей, или деформация самого кузова. Под действием силы инерции люди, перемещаясь, ударяются о различные предметы интерьера, выкидываются через лобовое стекло, ударяются друг о друга. Именно в этот момент они, в основном, и получают травмы. Исходя из этого, роль и значение ремней безопасности в предотвращении передвижения человека внутри автомобиля во время его столкновения неоспоримо велика. Главное, в этом случае, удержать человека на месте и, тем самым, уберечь его от травм или, в определенной степени, уменьшить их тяжесть. Поэтому важно, чтобы ремень плотно прилегал к телу, тем самым устраняя вероятность проскальзывания человека под ним при столкновении автомобиля.

 

Чтобы оценить степень снижения риска при применении ремней безопасности следует обратиться к результатам исследований методом скоростной съемки. По этим данным, в момент совершения наезда испытуемого автомобиля на неподвижное препятствие со скоростью 80 км/час, происходит следующее:

 

• спустя 0,026 секунды после удара – вдавливается бампер. Сила, в 30 раз превышающая вес автомобиля, останавливает его движение на линии передних сидений, тогда как пассажиры, если они не пристегнуты ремнями безопасности, продолжают двигаться в салоне со скоростью 80 км/час;

 

• спустя 0,039 секунды – водитель вместе с сиденьем стремительно движется вперед на 15 сантиметров;

 

• спустя 0,044 секунды – он грудной клеткой ломает руль;

 

• спустя 0,050 секунды – скорость падает настолько, что на автомобиль и всех пассажиров начинает действовать сила, в 80 раз превышающая их собственный вес. В этом случае (80 кратная перегрузка) мышцы рук человека, а тем более мышцы шеи, не в состоянии удержать туловище и голову от их перемещения вперед;

 

• спустя 0, 068 секунды – водитель с силой в 9 тонн ударяется о приборный щиток;

 

• спустя 0,092 секунды – водитель и сидящий с ним рядом пассажир одновременно врезаются головами в переднее ветровое стекло автомобиля и получают смертельные повреждения черепа;

 

• спустя 0,100 секунды – повисший на руле водитель отбрасывается назад – он уже мертв;

 

• спустя 0, 110 секунды – автомобиль начинает откатываться назад;

 

• спустя 0,113 секунды – сидящий за водителем пассажир, если он также не пристегнут ремнем безопасности, оказывается с ним на одной линии и наносит ему новый удар, одновременно сам получая смертельные повреждения;

 

• спустя 0,150 секунды – наступает полная тишина, осколки стекла и обломки железа падают на землю. Место столкновения окутывает облако пыли. Все окончено менее чем за две десятых секунды.

 

По закону физики, в момент столкновения двух тел всегда выделяется определенное количество энергии. По данным статистического анализа в момент столкновения автомобиля с неподвижным препятствием при скорости движения 80 км/час эта энергия колоссальна по своей величине: она достаточна для того, чтобы подбросить легковой автомобиль весом в тонну на высоту почти 30 метров, т.е. выше семиэтажного дома!

 

Ученые сравнивают перегрузки, которые испытывают в момент столкновения люди, находящиеся в автомобиле, с перегрузками, которые воспринимает тело человека в момент падения с различной высоты. Так, наезд автомобиля на препятствие со скоростью 30 км/час влечет перегрузки, равные тем, которые наступили бы при падении с высоты 3,5 м, т.е. с крыши одноэтажного дома. Увеличение скорости в 2 раза (до 60 км/час) повлечет последствия, аналогичные падению с высоты 14 м.

 

Исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, подтверждают: смерть может наступить при столкновении даже при скорости 30 км/час. При происшествиях, совершенных на скорости 30, 40, 50 и даже более километров в час, ремни, если они были правильно пристегнуты, гарантировали сохранение жизни водителю и пассажиру автомобиля. Но, по мере увеличения скорости возрастают смертельные травмы, которые при скоростях более 90 км/час становятся практически неотвратимыми. Водитель, вследствие его большей отмобилизованности в момент удара и амортизирующих свойств рулевого колеса, как правило, оказывается несколько устойчивее к травмам, чем пассажир.

 

Рассмотрим следующую таблицу:

 

Распределение элементов внутреннего оборудования автомобиля
по частоте причиняемых ими травм, в %

 

 

Для водителей

Для пассажиров

Рулевое колесо

33,3

-

Лобовое стекло

21,1

28,4

Рулевая колонка

14,3

-

Панель приборов

13,4

38,4

Двери и передние стойки

10,4

20,2

Крыша автомобиля

5,2

4,0

Спинки сидений

1,0

3,6

Прочие предметы

2,3

5,4

 

По данным статистики, у пассажиров и водителей, пользующихся ремнями безопасности, при столкновении в два раза больше шансов сохранить жизнь, а при опрокидывании – в пять раз.

 

Безусловно, ремень безопасности сам по себе не предотвращает ДТП, но он устраняет перемещение водителя и пассажиров внутри салона, а также их выпадение из автомобиля. Пользование ремнями примерно на 50% сокращает количество смертельных исходов и, в таких же пропорциях, ранений. При скорости движения 60 км/час, восемь человек из десяти, пристегнутые ремнями, вообще не получают травм. Главное – это тугое прилегание ремня безопасности. Ладонь на уровне груди должна проходить под ним с натягом.

 

Иногда, не пристегнутые ремнями, во избежание быть замеченными инспектором ГАИ, ремень безопасности просто набрасывают на себя, не закрепляя, как это требуется, в замке – фиксаторе. В этом случае к тем бедам, которые могут произойти, добавится еще одна: при столкновении металлическая пряжка ремня может «хлыстом» ударить в висок. Вот чем еще опасен наброшенный, но не пристегнутый ремень.

 

Плата за пренебрежение ремнями безопасности слишком высока – здоровье, жизнь. Как показывают расчеты, если все водители и пассажиры станут пользоваться ремнями безопасности, то количество смертельных исходов при ДТП может сократиться примерно на 45%.

 

В заключении приводим вам следующие предостережения при использовании ремней безопасности.

 

• Если поясная лямка ремня расположена на теле слишком высоко, это увеличивает вероятность травмирования внутренних органов. Причина заключается в том, что нагрузка от лямки будет восприниматься не прочными костями таза и бедер, а будет приходиться на внутренние органы брюшной полости.

 

• Всегда следите за тем, чтобы поясная лямка ремня располагалась как можно ниже и плотно прилегала к телу. Перекрученная лямка ремня не может выполнять своих защитных функций. В случае дорожно-транспортного происшествия она может глубоко врезаться в тело. Следите за тем, чтобы лямки ремня не были скручены.

 

• Плечевая лямка ремня должна удобно лежать на грудной клетке, не касаясь шеи. Возвратная пружина инерционной катушки автоматически поддерживает необходимое натяжение ремня.

 

• Очень опасно пропускать плечевую лямку ремня под рукой. При этом велика вероятность сильного удара головой о переднюю панель и травмирования шеи. Кроме того, лямка, проходящая под рукой, может стать причиной травмирования внутренних органов. Помните, что ребра могут выдержать гораздо меньшую нагрузку, чем плечевой пояс. Правильное положение плечевой лямки относительно тела обеспечивает безопасную передачу высоких нагрузок от ремня на наиболее прочные кости.

 

Рекомендации для беременных женщин по использования ремней безопасности. Специалисты ведущих автомобильных фирм рекомендуют беременным женщинам всегда пользоваться ремнем безопасности независимо от срока беременности. Обеспечение безопасности самой женщины, является самым надежным средством обезопасить будущего ребенка.

 

Сильно изношенная или надорванная лямка ремня может не выдержать нагрузку при дорожно-транспортном происшествии и порваться со всеми вытекающими отсюда последствиями. Периодически контролируйте состояние ремней, обращая внимание на наличие порезов, потертостей лямок и ослабление креплений. Изношенные или поврежденные детали необходимо немедленно заменить. Не рекомендуется самостоятельно демонтировать ремни безопасности или вносить в их конструкцию какие-либо изменения. Если ремни безопасности получили механические повреждения во время дорожно-транспортного происшествия, необходимо их заменить в сборе.

 

Нельзя пристегивать двух пассажиров одновременно одним ремнем безопасности. При дорожно-транспортном происшествии это чревато взаимным травмированием обоих пассажиров. Никогда не пристегивайте диагонально-поясным или поясным ремнем двух пассажиров одновременно, независимо от их возраста и роста.

 

Рекомендация для тех, чьи автомобили оснащены подушками безопасности. Подушки являются дополнительным средством пассивной защиты и должны использоваться совместно с ремнями безопасности. О наличии подушек безопасности предупреждает надпись SRS/AIRBAG.

 

Ремни безопасности являются универсальным средством защиты, и эффективны в большинстве дорожно-транспортных происшествий. Фронтальные подушки безопасности срабатывают только при столкновениях средней и большой силы. Однако, всегда, даже при срабатывании подушек безопасности, эффективная защита водителя и пассажира может быть обеспечена только при условии использования ими ремней безопасности. Ремни обеспечивают безопасное положение тела в момент развертывания оболочки подушки и снижают риск травмирования.

 

Ниже приведены простые правила, выполняя которые, вы сведете к минимуму риск травмирования при срабатывании подушки безопасности:

 

- дети младше 12 лет должны всегда перевозиться на заднем сиденье с использованием соответствующих средств защиты;

 

- если автомобиль оснащен фронтальной подушкой для переднего пассажира, категорически запрещается устанавливать на переднее сиденье детские кроватки, в которых ребенок располагается лицом назад. Такие кроватки предназначены для младенцев младше одного года. При срабатывании фронтальной подушки безопасности ребенок может получить серьезные травмы или погибнуть.

 

Уважаемые водители и пассажиры! Правильное применение средств пассивной безопасности максимально снизит риск травмирования или тяжесть последствий дорожно-транспортного происшествия. Пользуйтесь ремнем безопасности всегда, даже если вы полностью уверены в своем водительском мастерстве. Короткие поездки на автомобиле тоже не должны быть исключением. На дороге встречаются и малоопытные водители, по вине которых вы можете стать участником аварии.

 

 

МО ГАИ УВД Витебского облисполкома
по обслуживанию Полоцка, Новополоцка и Полоцкого района.

 

 

 

 

Интернет-ресурсы