Директор АТП-6 Иван Ращинский.Участники координационного совета РАТУП "Витебскоблавтотранс", анализируя итоги 2009 года, согласились во мнении, что мировой экономический кризис стал тормозной колодкой для многих начинаний автомобилистов. Вместе с тем опыт лучших подразделений управления свидетельствует, отнюдь не все в руках фатума. Организованность, творческий подход к делу, инновации помогают передовым автопаркам Придвинья работать прибыльно и без нареканий со стороны населения. Генеральный перевозчик Новополоцка лучший тому пример. Наш корреспондент встретился с директором АТП-6 Иваном Ращинским и попросил его ответить на вопросы редакции.

 

– Иван Иванович, что беспокоит ваших коллег?

 

– Потребность в пассажирских перевозках в целом удовлетворяется. Социальные стандарты выдерживаются повсеместно. Вызывают беспокойство иные направления работы – доставка грузов, модернизация основных фондов, инвестиции, условия привлечения заемных средств на обновление подвижного состава, платные услуги.

 

– Как эти проблемные вопросы решает ваш коллектив?

 

Фото Игоря Супроненка.– На системной основе, я бы сказал. К примеру, объемные показатели пассажирских перевозок находятся в прямой зависимости от темпов обновления подвижного состава, способности предприятия осваивать перспективные маршруты. В 2009 году АТП-6 приобрел 19 автобусов, два из них – "Форды", купленные специально под международные рейсы. В планах этого года – приобретение 17 единиц пассажирской техники. Это часть более глобального плана по вытеснению с улиц Новополоцка морально устаревших и физически изношенных "ЛАЗов", "ЛиАЗов", "Икарусов". У нас осталось 28 таких автобусов. Если не помешает какой-нибудь форс-мажор, в течение 2010–2011 годов мы заменим их на современные модели отечественного автопрома.

 

Та же стратегия в модернизации техники для грузовых перевозок. Только за январь-февраль текущего года приобретено 10 машин. В марте пригоним еще 3 грузовика. Это обновление, по большому счету, подверстано к национальной географии. Находясь в центре Европы, логично претендовать на собственный кусочек от грандиозного пирога континентальной логистики.

 

Внешнеэкономическая деятельность один из важнейших приоритетов экономики. Транспорт не исключение. Более того, нам – при известной разворотливости – легче, чем другим, зарабатывать валюту. Момент трансграничности заложен в специфику отрасли... В 2009 году мы существенно нарастили экспорт услуг. Особенно в грузовом секторе. Этот вид перевозок по отношению к 2008 году вырос на 138 процентов. Самыми продуктивными были рейсы в порты Прибалтики, европейскую Россию, Украину, Казахстан.

 

– Непрофиль, попутные услуги – как они помогают вам выживать?

 

– Я называю их "неперевозочные виды деятельности". Вы же понимаете, что грань между профилем и непрофилем часто весьма условна. Автопарк связывают эксклюзивные отношения с минскими автомобилестроителями. АТП-6 – региональный представитель МАЗа. У нас действует фирменная станция техобслуживания и гарантийного ремонта всего модельного ряда этого завода. Скажу больше. Сертификаты Белорусского НИИ "Транстехника" и Витебского ЦСМС позволяют нам возвращать в строй автомобили более 100 марок и модификаций. Так профиль это или непрофиль? Конечно, профиль!

 

В сервисном пакете предприятия три десятка направлений. Сама жизнь заставляет нас расширять перечень. Тут мы региональные лидеры. В 2009 году наш парк впервые в своей истории преодолел отметку в полмиллиарда рублей. Такова отдача неперевозочной деятельности. По отношению к предыдущему отчетному периоду это 128 процентов.

 

– Думаю, ложка к обеду. Ведь пассажирские перевозки остаются убыточными. Людей вы по-прежнему возите в режиме социальной ответственности, а не полного хозрасчета. Зазор между реальной и номинальной стоимостью проезда нужно как-то перекрывать.

 

– Хороший вопрос... Тарифы на городские перевозки – это 70 процентов в работе автобусов или 40 процентов в общих объемах предприятия – не повышались с 2007 года. А вся постатейная себестоимость за это время взмыла к небесам. Вы не хуже меня знаете, что творится на мировом рынке энергоносителей. Отсюда рекордные убытки пассажирского извоза. В 2009 году они по парку составили более миллиарда рублей. Такой пробоины в собственных финансах мы никогда прежде не имели. Латаем за счет неперевозочной деятельности, о которой я сказал выше, и форсированного наращивания грузовых перевозок. Это и было отмечено нам в похвалу на координационном совете "Витебскоблавтотранса". Хвалили, уж извините за нескромность, не только за положительный финансовый итог. Мы – региональные лидеры в плане структурной оптимизации грузовых перевозок. Приобретенная спецтехника позволяет парку перевозить опасные грузы всесезонно. Летом доставляем – веерно, по всей стране – битум с "Нафтана". Зимой переключаемся на международные контейнерные перевозки.

 

Есть и другие достижения. Это передовая технология пассажирских перевозок. Энергосбережение. Культура производства. Продуктивное взаимодействие с властями Новополоцка и партнерами по обеспечению бесперебойной работы транспортного конвейера.

 

 

Владимир ФАКЕЕВ, "НГ".
Фото Игоря Супроненка.

Интернет-ресурсы