СЛЕДСТВИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

 Законодательством Республики Беларусь процедуры государственных закупок регламентированы однозначно. Алгоритм прост – выделены средства, составлен план закупок, проведена необходимая процедура, заключен договор. Соблюдение законодательства – единственный способ противодействия коррупционным правонарушениям. Однако в Витебской области при решении актуальной задачи обновления парка автомобилей скорой и неотложной медицинской помощи был избран «собственный» путь.

 

История указанной закупки началась еще в июне 2011 года, когда управлением здравоохранения Витебского облисполкома было принято решение о централизованной закупке 88 автомобилей для нужд учреждений здравоохранения области при отсутствии средств областного бюджета на закупку и полномочий на ее проведение, чем нарушалось законодательство о государственных закупках. Несмотря на этот факт, подведомственным учреждением – централизованным гаражом облздрава заявка на проведение процедуры закупки была направлена в государственное объединение «Белресурсы».

 

В сентябре 2011 года комиссия ГО «Белресурсы» выбрала победителем конкурса СООО «Грандискар» (резидент СЭЗ «Витебск») с ценами, определенными в белорусских рублях (за реанимобиль – 782,5 млн руб., за автомобиль скорой помощи – 463,1 млн руб.). При этом комиссией было допущено существенное нарушение: принято к рассмотрению ценовое предложение СООО «Грандискар», выраженное в российских рублях, что противоречило заданию на закупку. Однако с учетом решения комиссии цена автомобилей была зафиксирована в национальной валюте, следовательно, по указанной стоимости автомобили и должны были приобретаться. Но с победителем в отведенный законодательством 30-дневный срок договор поставки заключен не был. При этом, в ноябре 2011г. в адрес централизованного гаража ГО «Белресурсы» дважды направляло письма с информацией о том, что проведение закупки экономически невыгодно, так как имелась информация о других поставщиках, предлагавших автомобили скорой помощи по более низким ценам.

 

Видимо исходя из этих писем, в централизованном гараже при участии облздрава была создана комиссия для проведения переговоров с победителем конкурса по снижению цены. Но в разрез с законодательством комиссией были приняты новые возросшие ценовые предложения СООО «Грандискар»: за реанимобиль – на 377,5 млн руб., за автомобиль скорой помощи – на 221,9 млн руб. Тогда как следовало, руководствуясь нормами законодательства, отклонить новое ценовое предложение и провести новую процедуру закупки.

 

Несмотря на перечисленные выше нарушения законодательства, управлением здравоохранения в январе 2012 года фактически было принято решение не проводить централизованную закупку, и согласно разосланному в 24 учреждения здравоохранения приказу руководителям предписывалось за счет средств местных бюджетов закупить у СООО «Грандискар» 88 единиц автомобилей. Упомянутый приказ не соответствовал порядку централизации государственных закупок, так как децентрализовал закупку, кроме того, противоречил требованиям законодательства о государственных закупках, которые должны осуществляться ежегодно. В результате нарушения законодательства продолжились в каждом учреждении здравоохранении, которым был заключен договор на приобретение автомобилей с поставщиком без проведения процедуры открытого конкурса, по завышенной цене.

 

В поле зрения Комитета государственного контроля Витебской области закупки дорогостоящих автомобилей скорой помощи попали в ходе проводимого в июне 2012г. мониторинга. Информация о недопустимости незаконного способа закупок с требованием прекратить их была направлена в облздрав и облисполком. Следует отметить оперативность руководителей госорганов, принявших решение прекратить закупки до окончания проверок, которые были начаты Комитетом госконтроля в учреждении «Централизованный гараж управления здравоохранения» и учреждениях здравоохранения «Витебская городская станция скорой и неотложной медицинской помощи» и «Полоцкая центральная городская больница». Проверочные мероприятия проводились с привлечением сотрудников управления по Витебской области ГУБОПиК МВД Республики Беларусь. Оперативное принятие мер позволило предотвратить дальнейшее незаконное использование бюджетных средств в сумме 29,5 млрд руб.

 

В ходе проверок и изучения хода закупок в остальных учреждениях были установлены не только нарушения законодательства о госзакупках. Проверяющие также выявили, что поставляемые автомобили не соответствовали комплектации, которая была определена договорами поставок. По первоначальной оценке из-за несанкционированного «удешевления» цена каждого автомобиля была завышена поставщиком более чем на 17 млн руб. Фактически, в масштабах уже поставленных 46 автомобилей, СООО «Грандискар» «присвоило» более 800 млн  руб.
Для возврата средств бюджета были приостановлены дальнейшие расчеты учреждений здравоохранения с поставщиком на сумму 1,2 млрд руб. По требованию Комитета госконтроля учреждениями здравоохранения начата претензионная работа по уменьшению стоимости автомобилей.

 

Материалы проверок для дачи правовой оценки были переданы в управление по Витебской области ГУБОПиК МВД Республики Беларусь, которым возбужден ряд уголовных дел, назначена проверка СООО «Грандискар», так как с большой вероятностью результаты проверки указывали на то, что некомплектность автомобилей имеет большие объемы, чем это было выявлено первичными осмотрами. Предположение проверяющих Комитета госконтроля было подтверждено проверкой специалистов КРУ главного управления Минфина по Витебской области. Выяснилось, что общая стоимость 46 автомобилей была незаконно завышена на 3,6 млрд руб. путем недоукомплектования их рядом дорогостоящих узлов и агрегатов.

 

В настоящее время потери бюджета (3,6 млрд руб.) восстановлены виновными лицами. Продолжается следствие. Ведется претензионная работа.

 

С 2013 года законодательство о государственных закупках претерпело изменения, но принцип открытости закупок, добросовестной конкуренции сохранился. 

 

Интернет-ресурсы