imagesРебенок в инвалидной коляске всегда некое послание. Тест на добросердие, адресованный всем нам. Кто-то отвернется по слабости характера. Кто-то запахнется душой, чтобы отгородиться от чужого несчастья. Но таких меньшинство, потому что мир не без добрых и сильных людей. Это они инициировали создание в Новополоцке центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Это они без устали говорят о его проблемах. Это они проводят благотворительные марафоны в пользу детей с особенностями психофизического развития… О том, насколько важна для нравственного здоровья народа доброта, спасающая мир обделенного детства, корреспондент беседует с начальником городского отдела образования С.Дроздовой.

 

– Светлана Ивановна, трудно переоценить усилия гороо и, в целом, общественности Новополоцка по сбору средств в пользу детей-инвалидов. Но резервы есть в любой сфере. Эти акции, как мне кажется, стали бы еще эффективнее, появись в группах поддержки профессиональные маркетологи. Специалисты, умеющие продвигать в массы не только товары и услуги. Идеи добра, сострадания, помощи ближнему в руках таких креативщиков зазвучали бы громче. Как вы полагаете?

 

– Наверное, вы правы. Нашим благотворительным акциям иной раз не хватает хорошей режиссуры. Просветительского энтузиазма. Маркетинга, если мы его будем понимать как науку побеждать в делах добросердия. Центру, о котором мы с вами говорим, больше восьми лет. Благотворительным марафонам столько же. Однако первые попытки "пустить шапку по кругу" были не очень результативными. Переломным в плане отдачи стал 2005 год. На деньги, собранные тогда, мы купили микроавтобус-вагон для подвоза детей-инвалидов.

 

– Расшифруйте, пожалуйста, значимость этого приобретения.

 

– Охотно. Центр коррекционно-развивающего обучения посещают 84 ребенка. В том числе 32 на стационарной основе. Человеку, не знакомому с проблемой, трудно даже представить, насколько эти дети беззащитны перед окружающим миром. Как обнесла их судьба. Кто-то не говорит. Кто-то не слышит. Кто-то обречен на передвижение в коляске. Кто-то вообще обездвижен... Их родители (в большинстве своем мамы, отцы часто отказываются от детей с особенностями развития) чемпионы долготерпения. Они не ропщут на жребий по мелочам. Но даже таким подвижницам доставка ребятишек в центр и возврат домой приносила много неоправданных огорчений. Вы представьте себе, как в час пик занести инвалидную коляску в переполненный автобус. Как ее вынести. Как то же самое повторить вечером, когда ребенка нужно забрать из центра. Мне по должности не положены резкие выражения. Но ведь это мука – иначе не скажешь. Горькая мука!..

 

И вот 2005 год. Удачный по деньгам марафон, позволяющий расширить перечень позиций в статье расходов гороо. Конечно же, мы сразу пошли навстречу пожеланиям родителей и купили для центра столь необходимый автобус.

 

– Автобус надежды...

 

– Воистину так. Начиная с семи утра, он собирает наших подопечных. В два захода. Потому что сразу всех не возьмешь. А вечером развозит их с родителями по тому же маршруту.

 

Здесь вот что важно подчеркнуть. Наш центр по сути своей дом ребенка-инвалида, который почти паритетно делит тяготы с родителями особенных детей. По их реабилитации. Воспитанию. Обучению. Социализации, насколько она возможна в границах того или иного диагноза. Когда центра не было, мамы оставались один на один со своей бедой. Ребенок требовал неотлучной заботы. Привязывал к себе в буквальном смысле. Превращал молодых женщин в затворниц... Центр стал спасительным кругом. И для самых тяжелых деток, которые проводят у нас десять с половиной часов. И для их мам. Они вернулись в социум. Получили возможность реализовать себя в профессии. В общественной жизни. В других ипостасях.

 

– Светлана Ивановна, все наши читатели представляют себе, как строится работа в обычных детских садах. Но ваш центр – особая страна. Оазис общественной и профессиональной отзывчивости, который требует от персонала редкой концентрации социально значимых качеств. Такта. Терпения. Доброты. Совестливости. Наконец, педагогического новаторства. Ведь им нужно, казалось бы, сделать невозможное. Достучаться до ребенка, страдающего глухотой. Или через пальчики донести красоту и разнообразие мира, когда нарушено зрение, ограничена подвижность, требуется расшифровка кода к алгоритму, в котором работает мышление малыша. Это уже не педагогика в рутинном смысле. Это вызов природе. Интуитивный поиск механизмов развития, которые она создавала и шлифовала на протяжении тысячелетий человеческой эволюции.

 

– Да, под крышей этого дома все необычно. Все поражает глаз и будит внутренний взор вошедшего. К примеру, принесли ребенка, который не ходит. Значит, нужно создать для него микросреду. Тут и мягкие модули. И подушечки, чтобы тельце обложить. И колясочки... Для каждого ребенка своя микросреда – вот уже 32 прикладные задачи, которые держат персонал в напряжении в течение всего рабочего дня. А это, еще раз подчеркну, десять с половиной часов.

 

Стационарных деток нужно 3 раза покормить. Город, к слову, эти расходы берет на себя. Так было всегда. Это вопрос принципа для властей... Но что значит организация обеда в условиях такого центра? Это значит аврал. Значит, свистать всех наверх! Директор, завучи, секретари, педагоги, воспитатели, их помощники – все спускаются в группы и начинают транспортировать детей. На руках. В колясках. И так шесть раз за день: трижды – в столовую, трижды – обратно. Тяжело. Хлопотно. Затратно по времени. Однако практика совместного столования себя оправдывает. В ней есть момент социализации. Разрушения психологического кокона, в котором вынужден существовать ребенок. Дома он заперт в четырех стенах. В центре помещен в маленькую группу, в которой 5–6, а то и вовсе 3 человека. Набор лиц минимальный. Спектр впечатлений бедный. А в столовой их много. К хлебу насущному добавляется эмоциональная подпитка. Они рады друг другу, хотя не всегда могут об этом сказать.

 

– Индивидуальная педагогика базируется на таких же эксклюзивных средствах дидактики. На эту потребность наслаиваются запросы уникальной для детского учреждения медчасти. Об этом, пожалуйста, несколько слов.

 

– У каждого ребенка индивидуальный маршрут развития. Это нужно видеть собственными глазами, как в кабинете лечебной физкультуры над маленькими пациентами колдует массажист. Изо дня в день. Неделя за неделей. Месяц за месяцем... Выражение – ставить на ноги – в нашем центре возвращается к своему исконному смыслу. Сама специфика учреждения требует большого присутствия людей в белых халатах. У нас очень сильный медицинский блок. К нему технологически привязан блок физкультурной реабилитации. Мы подкупаем на деньги благотворителей и медицинское оборудование, и специальные тренажеры. Но, откровенно говоря, хотелось бы большего. Дефицитные позиции в части медицинского обеспечения центра и заставляют нас собирать деньги посредством благотворительных марафонов. Не только они. Нам бы очень хотелось дооснастить, усилить блок социальной реабилитации. В чем замысел? В том, чтобы создать вокруг ребенка 100-процентную имитацию домашнего окружения. Это дидактика в масштабе интерьера. Телевизор, холодильник, стиральная машина, мебель здесь не просто предметы обихода, а методические пособия. В жизнь обычного ребенка элементы интерьера входят естественно и незаметно. Особенных детей нужно учить соседству со сложной бытовой техникой. И несложной тоже. Это многоступенчатый процесс. Долгий. Трудный. Вершина адаптации – преодоление порога беспомощности. Умение – в той или иной степени – обслужить себя.

 

– Светлана Ивановна, до сих пор мы говорили о детях с тяжелыми множественными нарушениями. Что можно сказать о других категориях ребятишек, получающих здесь помощь?

 

– Опять же все очень индивидуально. Дети с особенностями развития могут учиться в общеобразовательных школах. В интегрированных классах. В классах специальной школы. В специальных группах. На дому. В любом случае они получают квалифицированное психолого-педагогическое сопровождение. Находятся в орбите коррекционно-развивающей работы, которую проводят с ними специалисты центра. Задача – минимизировать последствия врожденных особенностей. Добиться максимально возможной профессиональной и социальной адаптации. Точнее сказать, заложить основы такой внутренней защищенности, пока ребенок находится под патронатом центра.

 

– В благотворительности, как в любом другом деле, деньги любят счет. Я думаю, ваше интервью обратит на себя внимание корпоративных и частных жертвователей. Предвосхищая их законный интерес к расходам центра, хотелось бы спросить, на какие надобности он тратит собираемые средства?

 

– Возьмем 2008 год. "Полимир" перечислил на счет центра 10 миллионов рублей. Они потрачены на текущий ремонт специальной дошкольной группы для детей с тяжелыми множественными нарушениями. Полностью освоен и другой благотворительный транш. Беларусбанк тоже посчитал возможным перечислить в дар ребятишкам 10 миллионов. Они – в разных долях – пошли на приобретение игрушек и оборудования для спецгруппы, зала адаптивной физкультуры и на материальное обеспечение такого направления в работе центра, как ранняя коррекция. Были и другие целевые расходы. К примеру, автобус, купленный в 2006 году, дооборудован телескопическим раздвижным подъемником. Это существенно облегчило нам и родителям перевозку детей-колясочников.

 

– А на что пойдут средства, собранные в минувшем декабре?

 

– На оборудование блока социально-бытовой адаптации, о котором я говорила ранее. "Дом в доме" – наша давняя мечта. Расширение арсенала до такого методического комплекса, как типовой интерьер, позволило бы поднять усилия коллектива на новую ступень. Зал лечебной физкультуры тоже требует модернизации. В первую очередь – за счет дооснащения специальными тренажерами.

 

Что еще хотелось бы сказать. Декабрьские рамки марафона "Скажи детям "Да!" весьма условны. Лепта, идущая от сердца, не перестает быть таковой и в последующие месяцы. Поэтому я позволю себе напомнить потенциальным благотворителям наши реквизиты и телефоны. Денежные пожертвования принимаются на расчетный счет гороо № 3632000002943 в АСБ "Беларусбанк", МФО 660, УНН 300120236 (с пометкой: для ЦКРОиР г.Новополоцка. Благотворительный взнос для укрепления материально-технической базы). Номера контактных телефонов: в гороо – 53-62-98, в ЦКРОиР – 51-02-88.

 

 

Владимир ФАКЕЕВ, "НГ".

Интернет-ресурсы