В рамках проекта «Новополоцк – от инклюзивной школы к инклюзивному городу», который реализуется при поддержке Европейского союза, группа делегатов во главе с заместителем председателя Новополоцкого горисполкома Андреем Одиночкиным посетила немецкий город Дармштадт. О целях визита, полученном опыте и перспективах его применения корреспондент беседует с руководителем делегации.

 

Инклюзивный проект

 

– Андрей Владимирович, в каком формате прошла встреча с представителями Дармштадта, какие вопросы были поставлены во главу угла?

 

– Целью поездки стало участие в обучающем семинаре «Мобильность молодых людей с ограниченными возможностями в общественных пространствах: опыт Германии на примере города Дармштадт», который проходил с 3 по 10 сентября.

 

В состав делегации от нашей страны вошли главный архитектор города Новополоцка Анна Лысёнок, руководители структурных подразделений Новополоцкого горисполкома – начальник отдела ЖКХ Сергей Шамрило, заместитель начальника управления по труду, занятости и социальной защите Елена Макеева, а также заместитель директора по учебной работе СШ №8 г.Новополоцка Татьяна Парадня, директор филиала «Автотранспортное предприятие №6 г.Новополоцка» ОАО «Витебскоблавтотранс» Иван Ращинский, представители Белорусского союза транспортников и Белорусского общества инвалидов.

 

Нашей первоочередной задачей было изучение европейского опыта инклюзивного развития, создания безбарьерной среды, реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь. В ходе визита мы встретились с представителями местной власти, познакомились с работой общественных объединений, посетили школы, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, увидели, как в Дармштадте адаптированы участки улично-дорожной сети для инвалидов-колясочников, слабовидящих и слепых людей, и в целом смогли оценить уровень развития транспортной инфраструктуры города. Программа пребывания была насыщенной и продуктивной.

 

Инклюзивный проект

 

– Чем вас заинтересовала деятельность общественных движений по линии инклюзии?

 

– Удивило, что отдельные обязательства, которые у нас взяло на себя государство и госструктуры, в Дармштадте делегированы общественным объединениям. Они педантично и профессионально занимаются разработкой различных проектов, мероприятий и максимально подключают к этой работе лиц с ограниченными возможностями, учитывают их мнения и пожелания. После тщательного анализа полученной информации общественники вносят соответствующие предложения руководству города, излагают рекомендации проектировщикам. Это один из ключевых моментов, который влияет на успешное создание безбарьерной среды. За время пребывания в Дармштадте мы много ходили пешком. Убедились в том, что на улицах города немало людей в инвалидных колясках и пожилых людей, которые передвигаются с помощью ходунков. Они позитивно настроены, мобильны, активны, открыты для общения и воспринимаются обществом совершенно спокойно.

 

В рамках проекта внешнего содействия ЕС «Новополоцк – от инклюзивной школы к инклюзивному городу» представители нашего города также смогут познакомиться с ходом реализации инклюзии в Швеции, Англии и Чехии. Проект стартовал 1 ноября 2016-го и рассчитан на 3 года.

 

Также мы взяли на заметку ряд проектов по взаимодействию с семьями, молодыми людьми, которые имеют ограниченные возможности. Выделили перспективные направления работы, связанные с гендерным воспитанием, вовлечением названных лиц в творческую деятельность, процесс активного общения с внешним миром.

 

– Городская мобильность в Дармштадте – это один из ориентиров в развитии безбарьерной среды. Что в структуре дорожно-транспортной сети служит прямым тому доказательством?

 

– По госпрограмме Дармштадт до 2022 года должен быть полностью оборудован безбарьерной средой. По данным, которые были озвучены в ходе обучающего семинара, примерно 75% от запланированных работ выполнены, но еще многое предстоит сделать, чтобы справиться с поставленной задачей. Безбарьерная среда в этом немецком городе формируется за счет заниженных в ноль бордюров в районе пешеходных переходов, оборудования остановочных пунктов голосовыми извещателями, которые помогают слепым и слабовидящим людям перемещаться по городу на общественном транспорте. Переходить улицу этой категории граждан также помогает специальная тактильная плитка. Для удобства передвижения маломобильных групп населения автобусы и трамваи оборудованы клинингом и откидными площадками для заезда в салон... К слову, в Дармштадте ведется активная политика по уменьшению личного транспорта в центральной части города с целью улучшения экологической обстановки.

 

– В аспекте заботы о людях с ограниченными возможностями в чем опыт Беларуси показателен для иностранных участников семинара?

 

– Такого мощного социального пакета, который действует в нашей стране, в Германии просто нет. Помимо пенсии, назначаемой для лиц названной категории, у нас существует широкая система льгот, в том числе по жилищно-коммунальному обслуживанию, налогообложению, транспортным расходам. Бесплатная медицина и выдача лекарственных средств – важные составляющие социальных гарантий, которые не предусмотрены законодательством немецкого государства. Поэтому у нашей страны тоже есть чему поучиться.

 

– Какое практическое применение найдет опыт, который делегаты нашего города почерпнули в Германии?

 

– Проекты, которые нам были представлены в Дармштадте, отдельные направления деятельности общественных организаций, считаю, могут быть адаптированы для работы Новополоцкого территориального центра социального обслуживания населения. По итогам поездки мы обсудили ряд идей по дальнейшему развитию в нашей стране социальной поддержки инвалидов и созданию городской безбарьерной среды – они будут реализованы. С этой целью весной следующего года планируем организовать в Новополоцке международный семинар с участием ОО «ЦБФ», которое занимается в Дармштадте созданием безбарьерного пространства. С представителями этого общественного объединения уже достигнута договоренность о взаимодействии по вопросам инклюзии.

 

 

 

Проект финансируется Европейским Союзом

Проект финансируется Европейским Союзом

Данная публикация подготовлена при поддержке Европейского Союза. Ее содержание является предметом ответственности Новополоцкого горисполкома и не отражает точку зрения Европейского Союза

Данная публикация подготовлена при поддержке Европейского Союза. Ее содержание является предметом ответственности Новополоцкого горисполкома и не отражает точку зрения Европейского Союза

 

 

 

Интернет-ресурсы