Не оставляйте ни на минуту! Фото: Новополоцкий ГОЧС 

 

Как известно, одной из распространенных причин пожаров является детская шалость с огнем, которая нередко заканчивается трагическими последствиями. Почему так происходит? Рассматривая каждый случай гибели ребенка, понимаешь, что трагедиям сопутствовали обыкновенные житейские обстоятельства – родители ушли на работу, в магазин, к соседям или занимались во дворе хозяйственными делами. Другими словами, дети оставались без присмотра. А далее – непоправимый и жестокий итог родительской халатности – гибель ребенка.

 

Случай, шокировавший всю страну, произошел 8 марта в Гродненской области. Сообщение о загорании частного жилого дома в деревне Нацково Мостовского района поступило в службу «101» в 18 часов 37 минут от односельчан. К месту вызова выдвинулись пожарные расчёты из райцентра, а также из трех соседних деревень. Горели две комнаты жилого дома, наблюдалось сильное задымление. После тушения огня на месте пожара в жилой комнате на кровати были обнаружены тела двух малолетних девочек 2008 и 2009 годов рождения, на полу – мальчика 2011 года рождения. На момент пожара родители в доме отсутствовали.

 

Следователи установили, что семья является благополучной. Оба родителя 1989 года рождения работают, заботятся о детях, не злоупотребляют спиртным. 8 марта около 17 часов отец детей отправился в соседнюю деревню встречать супругу, возвращавшуюся от родителей. Когда увидел мчавшиеся пожарные автомобили, почувствовал неладное и вернулся домой. Желая спасти детей, пытался войти в горящий дом. Собственными руками принимал их бездыханные тела от пожарных.

 

Причиной возгорания дома стала шалость детей с огнем. Очагом пожара является шкаф с одеждой, на котором хозяин дома хранил сигареты и спички. Выбраться из горящего дома дети не могли, так как отец перед уходом запер их в комнате на замок. Кроме того, входную дверь в дом тоже запер.

 

Пожар в Новополоцке 30 мая в дневное время чуть не стоил жизни шестилетнему Ярославу, которого мать оставила одного дома, а сама отправилась в магазин. Ребенок взял спички и поджег картонную коробку на балконе. Огонь в считанные секунды охватил весь балкон и перекинулся в комнату. Ярослав едва успел выбежать из квартиры и стал звать соседей на помощь. Мальчик остался жив. Квартира сильно повреждена огнем, пострадал и балкон соседей. Итог пожара – многомилионный ущерб.

 

Увы, цифры статистики жестки и неумолимы. В 2013 году на пожарах погибло 20 детей, в 2014 –огонь унес 14 детских жизней, с начала текущего года уже погибло 8 детей. Именно поэтому мы еще и еще раз обращаемся к вам, уважаемые родители, и пытаемся не просто привести примеры из жизни, а достучаться до каждого.

 

Дети в своих играх часто повторяют поступки и действия взрослых. Стремление к самостоятельности особенно проявляется в то время, когда ребенок остается один. И нельзя быть уверенным, что ребенок не решится поиграть с коробкой спичек, не захочет поджечь бумагу, не заинтересуется работой бытовой техники, которой достаточно в каждой квартире. Поэтому, прежде чем уйти из дома, необходимо поручить наблюдение за ребенком старшим детям или кому-нибудь из взрослых. Чтобы ребенок не скучал, следует дать ему какое-нибудь задание: подсказать тему игры, подобрать нужные игрушки.

 

Навыки осторожного обращения с огнем необходимо воспитывать у детей, начиная с 4-5-летнего возраста. Нужно стремиться к тому, чтобы ребенок осознал, что спички – не игрушка, а огонь – не забава, чтобы у него сложилось впечатление о пожаре, как о тяжелом бедствии для людей.

 

Дети дошкольного и младшего школьного возраста, особенно мальчики, любят применять в играх спички и огнеопасные предметы. Но у детей отсутствует жизненный опыт, соответственно они не могут предвидеть всех последствий своих действий. Наиболее распространены у детей игры, связанные с разведением костров. Места для разведения костра подбирают соответствующие – подальше от родительских глаз – на чердаках домов, в сараях, подвалах, хозяйственных постройках, около стогов сена. Пока огонь небольшой, ребенок наблюдает за происходящим. Как только  огонь  принимает  устрашающие размеры, а происходит это в течение нескольких минут, естественной реакцией является испуг, а потом стремление спрятаться. Боясь родительского гнева и наказания, некоторые дети убегают и прячутся в другом месте. Другие же, закрыв лицо руками от страха, навсегда остаются в огненном капкане.

 

Дети страдают от огня из-за своей неподготовленности. Ребенок не знает, как себя вести в случае возникновения пожара, как действовать, у кого просить помощи и, главное, как спастись. К сожалению, в семье обучение детей мерам пожарной безопасности чаще всего ограничивается запрещающими окриками: «положи спички на место!», «Электроплитку не включай!», «не подходи к газовой плите!» и т.п. А ведь детям в повседневной жизни приходится, и это вполне естественно, пользоваться газовыми и электроплитами, другими электроприборами (телевизором, утюгом и др.), – всем тем, что способно вызвать пожар. Поэтому, общаясь с детьми, упор нужно делать не на запретах, а на разъяснениях.

 

Психологи советуют: слово «нельзя» употребляйте как можно реже. Используйте «заменители», например «опасно». Лучше скажите ребенку: «Будь осторожен! Включать плиту самому опасно! Ты можешь обжечь руку. Давай я тебе помогу». И вообще, используйте замечательное слово «можно», для того, чтобы переключить внимание вашего малыша. Например: «Включать электрочайник самому – нельзя, но можно сделать это, если рядом папа». Учите ребенка пользоваться электроприборами, плитой, но пошагово и под присмотром. Это касается любой ситуации. Лучше использовать чаще слово «можно», для того, чтобы сменить фокус внимания вашего ребенка.

 

Где и как ребенок проводит свой досуг, с кем он дружит, какими играми  увлекается – эти вопросы должны быть предметом постоянного внимания родителей. Воспитание иммунитета личной безопасности у ребенка должно идти с чувством меры. Разговор на эти темы надо вести доброжелательно. Учеба не пройдет в пустую,  если  учитывать особенности детской психологии и индивидуальные особенности ребенка, объяснять и показывать на примерах, играх, фильмах (мультфильмах), картинках и реальных жизненных ситуациях. Объясните, для чего предназначен тот или иной прибор, как правильно им пользоваться, какие меры предосторожности при этом соблюдать. Расскажите, что при неправильном использовании, этот прибор может вызвать пожар.

 

Еще раз обращаем внимание родителей на то, что детей нужно не просто «беречь от огня»: не оставлять их одних без присмотра, не разрешать им баловаться со спичками и электроприборами. Необходимо обучать детей правилам обращения с источниками огня и действиям в случае пожара.

 

Меры по предупреждению пожаров от шалости детей:

 

• не оставляйте на виду спички и зажигалки;

 

• не позволяйте детям покупать спички, сигареты;

 

• следите за времяпрепровождением детей;

 

• не оставляте детей без присмотра;

 

• не доверяйте маленьким детям наблюдать за топящимися печами и нагревательными приборами, пользоваться газовыми приборами;

 

• выучите с ребенком ваш домашний адрес и номер телефона, чтобы при необходимости он мог сам обратиться за помощью в службу спасения;

 

• возле телефона на листе бумаги напишите номера экстренных служб, и объясните ребенку при каких обстоятельствах ими можно воспользоваться.

 

 

Уважаемые родители! Позаботьтесь о своих детях – постарайтесь организовать их досуг, особенно, в летний период. Учите их правилам безопасного поведения. У детей должно быть счастливое детство! И именно вы, в первую очередь, ответственны за это!

 

 

Интернет-ресурсы