В.КуксёнокКачество жизни – сумма многих условий. Главные из них воздух, вода и земля, способная приютить и прокормить. Об этом и не только беседуем с начальником Новополоцкой городской и районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды Владимиром КУКСЁНКОМ.

 


– Владимир Дмитриевич, давайте для начала очертим круг вашей компетенции.

 

– Наша инспекция является структурным подразделением Витебского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды. Задач много. Главные – это контроль и регулирование в природоохранной сфере, координация деятельности государственных органов и прочих организаций, стоящих на страже экологической безопасности. Компетенция охватывает три административных образования: Новополоцк, Полоцк и Полоцкий район.

 

– Нефтехимический комплекс Новополоцка – гордость отечественной экономики. Здесь истоки технологического передела, который связывает ОАО «Нафтан» с десятками предприятий-смежников. Акционерное общество направляет продукцию химикам, энергетикам, транспортникам, строителям, металлургам и так далее. Обратная сторона медали – техногенная нагрузка на прилегающие к предприятию территории, включая селитебную зону города.

 

– Влияние промзоны на качество воздуха нас, безусловно, волнует. Население города тоже ставит эту проблему на первое место. Ситуацию мы отслеживаем. Она стабильная. И – приемлемая. Модернизация «Нафтана», в первую очередь его головного завода, дает положительный эффект. Локальные победы заводчан, однако, не должны нас убаюкивать. Объясню – почему. В последние годы в углеводородном сырье, получаемом по «трубе» из России, растет процентное содержание серы. Тенденция устойчивая и неприятная. Зависимость здесь такая. Больше серы – больше побочного сероводорода. Больше сероводорода – больше нагрузка на мощности по его утилизации.

 

Это лишь один настораживающий момент. Есть и другие. Программа развития предприятия предусматривает увеличение объемов переработки нефти и выход на мировые стандарты по отбору светлых нефтепродуктов. Чтобы не перегрузить факел, эта стратегия должна уравновешиваться новыми технологиями утилизации. И наша инспекция с удовлетворением отмечает, что их строительство планируется. В частности, в наборе мощностей комплекса замедленного коксования нефтяных остатков есть установка по производству элиментарной серы, которая возьмет на себя дополнительные объемы сероводорода. Вопрос – в опережающем вводе этого важнейшего объекта.

 

– А как вы оцениваете работу действующих установок-санитаров? Я имею в виду две нитки «Серной кислоты».

 

– На самом деле на заводе три мощности по утилизации сероводорода. Есть еще установка регенерации серной кислоты, пущенная в 1983 году. По техническим кондициям этот объект существенно уступает той установке, о которой вы говорите. Если УРСК осталась в прошлом веке, то обе очереди УСК – день сегодняшний. Это первоклассная технология, которая подняла на новый уровень не только сам процесс, но и культуру производства.

 

Названные установки справляются с возложенными на них задачами. Шероховатости с серосодержащими выбросами возникают тогда, когда одна из них останавливается на ремонт. Но ведь мы должны думать не только о сегодняшнем дне. Есть указ Президента о комплексном развитии города Полоцка на ближайшую перспективу. Природоохранной доминантой в этом плане звучит строка о необходимости снижения выбросов в нашем регионе на 9,5 процента. Этой линии мы должны следовать неукоснительно.

 

Я не говорю, что нужно бить в набат. У промышленности города есть запас прочности в плане выполнения нормативов. Но те факторы, о которых было сказано ранее, могут нарушить статус-кво. Поэтому нам нельзя терять бдительности.

 

– Автомобилизация населения еще одна экологическая проблема. Собственно, она стала головной болью для всего мирового сообщества, а не только для нас. Ваш комментарий?

 

– Новополоцк, к счастью, не мегаполис, где суммарный автомобильный «выхлоп» возглавляет перечень факторов, ухудшающих качество воздуха. Но и у нас проблема обозначилась достаточно остро. В летние месяцы фиксируются случаи превышения ПДК по формальдегиду. Это прямая указка на транспорт. И она настораживает. Прежде всего потому, что увеличение парка машин идет не за счет новинок немецкого или какого-то другого автопрома. Люди в массе своей пригоняют в Новополоцк «железных коней», приобретенных на вторичном рынке. Это техника не первой свежести. Ее доля в смоговых явлениях будет увеличиваться.

 

Еще больше, чем техника как таковая, нас волнует позиция автовладельцев. В любой экологической дискуссии они вспоминают о правах, забывая о том, что всякие права уравновешиваются обязанностями. Спору нет, поставить личное авто под окном удобно. Но когда ты подъезжаешь, отъезжаешь или подолгу греешь мотор, то принудительно заставляешь всех соседей дышать канцерогенными выбросами твоей машины. А это уже вторжение в чужие права. Это момент доказуемой безнравственности.

 

Ущерб несут не только соседи. Машины вытесняют с дворовых территорий стариков, детвору, молодых мам с колясками. Мешают работе подразделений МЧС, вневедомственной охраны, жилкоммунхоза, карет скорой помощи. Специалисты в области промышленно-транспортной экологии подсчитали, что автобус или грузовик, курсирующий по городу, дает в год четверть тонны различных отходов. Личный автомобиль сорит поменьше. Но и он оставляет за собой десятки килограммов дорожного смета, прочих твердых отходов. Это не считая того, что растворяется в атмосфере, уходит вместе с ливневыми стоками в наши водоемы, откладывается в почве, подрывая иммунные силы зеленых насаждений.

 

Картина, надо сказать, удручающая. Дворы оккупированы частным автотранспортом, в то же время стоянки наполовину пустые. Думаю, одними административными мерами проблему не решить. Нужна ломка сознания. Эгоизм автовладельцев переступил черту, за которой урбанизм современного города становится враждебным человеку. Вопиющий случай гибели школьника в Минске – предупреждение всем нам. Такое может случиться где угодно. В Новополоцке с его плотной застройкой тем более. Сказывается и платежеспособность населения, позволяющая каждому взрослому члену семьи иметь личный автомобиль... Вопрос стоит очень жестко: или автомобиль у подъезда, или здоровье населения и благожелательная дворовая среда.

 

– Владимир Дмитриевич, вода в самом широком смысле. Что об этом можно сказать?

 

– Начнем с реки Западная Двина. Приходится констатировать, что антропогенная, иначе говоря – связанная с хозяйственной деятельностью человека, нагрузка на нее весьма существенна. К счастью, биология большой реки, механизмы самовосстановления справляются с этим прессингом. Природоохранные мероприятия, имеющие трансграничный характер, тоже дают положительный эффект. В этом несомненная заслуга очистных сооружений головного предприятия ОАО «Нафтан» и завода «Полимир», входящего в структуру общества. Под многоступенчатую очистку отработанной воды – механическую, физико-химическую, биологическую – на НПЗ отдано около 180 гектаров производственных площадей. Водоочистной комплекс «Полимира» такого же калибра. Превышений ПДК на сбросе мы не фиксируем уже много лет. Более того, биологические пруды очистных сооружений дают приют некоторым видам перелетных птиц.

 

В теплые зимы здесь коротают время до весны гуси, лебеди, кряквы. Это тоже своего рода лакмус. Еще одно подтверждение того, что вторичная вода наших очистных сооружений имеет товарные кондиции в смысле совместимости с живой природой. Запас по мощности у них тоже есть. Он позволяет планировать прокладку ветки водовода, которая в ближайшие годы соединит новые микрорайоны Новополоцка с очистными сооружениями «Полимира».

 

Нас больше беспокоят ливневые стоки города. Их облагораживание очень дорогостоящий проект. На сегодняшний день таких денег нет. Но это не значит, что мы сидим и ждем у моря погоды. Варианты решения рассматриваются. Один из них – суммация усилий государств, связанных этой водной артерией.

 

– В завершение беседы хотелось бы поговорить о человеческом факторе. Не в глобально-антропогенном, а бытовом разрезе. Я понимаю, что порядок на земле и благоустройство городской территории скорее забота коммунальщиков и специалистов в области социальной санитарии, чем ваша. Но как эрозия почвы начинается с небольшого овражка, так разрушение общественной морали становится следствием частных проявлений экологического невежества и безразличия. Рецидивы на каждом шагу. Окурки и бельма жвачки на тротуарах. Стихийные свалки в местах массового отдыха. Берега девственных озер, превращенные в автомойки. Похабные надписи на стенах домов. Воровство цветов-многолетников и других декоративных насаждений, украшающих город. Рукотворные палы, покрывающие лесопарковые территории жуткими черными язвами... Читатели легко продолжат перечень безобразий, которые в равной степени имеют отношение к экологии души и здоровью окружающей среды. А мне хотелось бы спросить. Ваша инспекция вносит лепту в борьбу с такого рода проявлениями?

 

– Вы правы, говоря, что благоустройство городских территорий не входит в компетенцию инспекции. Тем не менее эта тематика нам не безразлична, она есть во всех наших планах. Тезис можно конкретизировать. Обращение с отходами, зеленое строительство, состояние особо охраняемых зон, положение дел в поясе дачного землепользования, порядок на заводских территориях и в кварталах, где Новополоцк прирастает новыми многоэтажками, – все это находится в поле зрения сотрудников инспекции.

 

Несколько примеров активного вмешательства в назревшие проблемы экологического свойства. При плановой проверке ОАО «Автовит» был выявлен факт несанкционированного размещения строительных отходов на территории предприятия. Штрафом в 20 базовых величин дело не ограничилось. Юридическому лицу была предъявлена исковая претензия на сумму более 11 миллионов рублей. Основание – причинение вреда окружающей среде. Случай датирован августом текущего года.

 

Или возьмем майские рейды инспекции по садовым товариществам Новополоцка. Эта работа проводилась в составе комиссии, созданной по распоряжению горисполкома. Было выявлено 9 нарушений природоохранного законодательства. Виновные понесли соразмерное административное наказание. То есть были оштрафованы.

 

Большим подспорьем для инспекторской работы являются непосредственные контакты с населением, прямые и горячие линии, обращения граждан. Именно по каналам обратной связи мы получили сигнал жителей улицы Шнитки (ранее одноименной деревни) о том, что данная территория не включена в городскую схему обращения с коммунальными отходами. За совещанием у заместителя председателя исполкома Альберта Шакеля последовали исчерпывающие меры.Были убраны стихийные свалки. Организована контейнерная площадка. Установлен порядок вывоза отходов на полигон ТБО.

 

– Владимир Дмитриевич, даже неспециалисту ясно, что культура производства строительных и ремонтных работ в городе частенько хромает.

 

– Мы тоже это видим. И стараемся влиять на виновников тех или иных нарушений в меру отпущенных нам полномочий. Скажем, административные санкции применялись к таким организациям, как ООО «ВилтТоргСервис» и ЧПУП «BИЗ-cтpoйпpoeкт». Всего с начала года сотрудниками инспекции составлено 260 протоколов об административных правонарушениях, в том числе 84 – касающихся наведения порядка.

 

Подводя черту под разговором, хотелось бы сказать следующее. Никакой власти, никакой инспекции не под силу навести порядок в одиночку. В уважении и любви к природе человек должен воспитываться с младых ногтей. Это задача всего социума. Каждый из нас в ответе за красоту и чистоту городских улиц. И каждый – творец бытовой морали, которую – концентрированно! – можно передать одной фразой. Относись к окружающей среде, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.

 

 

Владимир ФАКЕЕВ, "НГ"
Фото Николая Авсеева

Интернет-ресурсы