И.РасчинскийНапряжение, с которым генеральный перевозчик Новополоцка работает в последние месяцы, видно невооруженным глазом. В чем проблемы? Этот вопрос мы адресовали директору АТП-6 Ивану Ращинскому, с которым беседует наш корреспондент.

 

* * *

 

– Иван Иванович, по каналам обратной связи мы получаем все больше писем и звонков, касающихся пассажирских перевозок в нашем городе. Дыма без огня не бывает. Об этом и хотелось бы поговорить. Давайте начнем с экономики предприятия.

 

– Экономика автопарка в нынешнем виде не позволяет решать проблемы воспроизводства, заработной платы, кадровой политики. Нас не спасает даже хорошая работа грузовых колонн. В этом сегменте «плюс» 1,35 миллиарда. К сожалению, прибыльная работа грузовиков не может перекрыть убыточных рейсов пассажирских автобусов. Здесь мы имеем «минус» 4,5 миллиарда рублей. Таких убытков у автопарка никогда не было. Они в разы больше аналогичных показателей даже самых неудачных лет постсоветского периода.

 

– А субсидии? Возмещение затрат за счет бюджетной поддержки?

 

– Объясняю. В городе мы собственными доходами закрываем фактическую стоимость проезда на 61,3%, на пригородных маршрутах – на 56,2%. Соответствующие субсидии составили 15,6% и 10%. Зазор в первом случае – 21,3%, во втором – 33,8%. Вот вам анатомия убытков. И она имеет тенденцию к ухудшению.

 

– А нельзя было бы расширить деятельность грузовых колонн?

 

– Нет. Здесь тоже есть объективные факторы сдерживания. Жесткая конкуренция. Нехватка водителей. Простой части подвижного состава из-за отсутствия запчастей, шин и аккумуляторов. У нас нет оборотных средств на нормальное матобеспечение. Скажу больше. Мы не можем рассчитаться за многие ресурсные поставки прошлого года. А такие отсрочки наказуемы. Сколько бы мы ни ссылались на форс-мажорные обстоятельства, решения хозяйственного суда обязывают платить. И основную сумму долга, и пеню, и штрафы. Юрист предприятия скоро будет в суд ездить как на работу. Тем более, что и нам заказчики транспорта не спешат возвращать долги по полгода. В этих случаях приходится самим инициировать судебную тяжбу. Согласитесь, быть добренькими, имея миллиардные убытки, самоубийство.

 

– Вернемся к пассажирским перевозкам. Для наших читателей это самое интересное из вашей проблематики. Скажу как на духу, за последние годы вы избаловали нас бесперебойной работой. Горожане привыкли к хорошему очень быстро и любой сбой транспортного конвейера воспринимают как диссонанс, как далекое эхо полуголодных 90-х.

 

– Начну с кадров. Недокомплект по водителям 40–45 человек. Он был бы еще больше, да, как говорится, несчастье помогло. Из 206 автобусов в парке осталось 186. Списанный подвижной состав – техника, отслужившая свой срок. Мы ее разбираем на запчасти, потому что новые автобусы покупать не в состоянии. Ну а зависимость здесь такая: меньше автобусов – меньше потребность в дефицитных водительских руках. Но процесс кадровой эрозии я остановить не в силах. Один-два водителя уходят каждую неделю. Автопарк пытается решать проблему за счет новобранцев. Но надо понимать, что на Молодежную с ее рисками кого попало не пошлешь. Чтобы возить по такой оживленной улице пассажиров, нужно лет пять покрутить баранку на менее ответственной работе.

 

По тем же причинам стал проблемным пригородный маршрут Новополоцк–Боровуха. Раньше по этому направлению ежедневно курсировало 5 автобусов. Сейчас их осталось только 4. Число рейсов уменьшилось, интервалы в графике движения увеличились. Но это, повторяю, не вина транспортников, а беда. Общее состояние экономики автопарка не позволяет нам переломить ситуацию к лучшему. Во всяком случае, пока.

 

– А с помощью рубля не пытались удержать людей?

 

– Не обижайтесь, но это наивный вопрос. Средняя начисленная зарплата по парку 1 миллион 393 тысячи рублей. У соседей по промзоне она значительно выше.

 

– Топливо. Еще один острый вопрос...

 

– Совершенно верно. Мы сбились со счету – так часто Белнефтехим повышает тарифы на горючее. Скажу одной фразой: топливо с начала года подорожало почти в два раза. Если годом ранее была возможность приобретать более дешевый биодизель, то сейчас его на рынке нефтепродуктов нет вообще. Огорчает, собственно, вся структура себестоимости перевозок. Подорожали – и существенно! – топливо, смазочные материалы, шины, запчасти, особенно импортные. Мы бы и рады уклониться от зарубежной комплектации. Не можем. На отечественных автобусах стоят двигатели фирмы «Мерседес». Хочешь не хочешь ищи валюту для обслуживания и ремонта импортных агрегатов. И все равно затраты на техобслуживание и ремонты в структуре себестоимости перевозок упали до 3% при норме 10%. Страдают безопасность транспортных услуг, качество сервиса. Ускоряется износ подвижного состава при невозможности своевременного его обновления.

 

– А как дела обстоят у коллег в других городах Витебской области?

 

– Как-то неловко хвалиться в такой ситуации, но запас прочности у нас, в Новополоцке, больше. И по числу автобусов. И по зарплате. И по экономике в целом. Но это – сегодня. А нам нужно думать о завтрашнем дне.

 

– Каким вам видится выход из непростой ситуации, в которой, как я понимаю, оказались все автопарки страны, а не только новополоцкий?

 

– Нужно пересматривать тарифы, они не соответствуют фактическим затратам перевозчиков. Без увеличения субсидий мы тоже можем оказаться в тупике. Транспортники ставят вопросы перед руководством отрасли, правительством, местными органами власти. Анализ ситуации необходим. Не за горами зима. У нее строгий спрос и с людей, и с техники. К примеру, на наших автобусах 200 колес с перепробегом установленных сроков. Плюс дефицит аккумуляторов в районе 100 единиц. А ведь без них мы в мороз не заведемся. И на «лысой резине» людей не повезем...

 

Буквально на днях я разговаривал с финансистами горисполкома. Они с пониманием отнеслись к нашим проблемам. Надеемся – помогут.

 

Такого же понимания мы ждем от пассажиров городского транспорта. Дорогие друзья, поверьте, мы стараемся. Мы очень стараемся. Но есть вопросы, решение которых вне поля нашей досягаемости. Нужны управленческие решения на уровне правительства.

 

 

Владимир Факеев, "НГ".

 

Интернет-ресурсы