Новополоцк завтрашнего дня. 

 

Авторам первого генерального плана наш город мыслился как самостоятельное поселение, расположенное в пяти километрах от нефтеперерабатывающего завода. Это было время стратегического распутья. Нефтеград можно было развивать двояко: седлая Двину мостами и перенося жилую застройку на правый берег, либо, повторяя изгибы реки, вести его в сторону Полоцка. Возобладала вторая версия. Она была обнародована в 1964 году. Ее сторонники исходили из того, что бурный рост региональной экономики подхлестнет динамику демографии. Что Полоцк и Новополоцк достаточно быстро по историческим меркам сольются в одно целое, образовав общий для пайщиков городской центр где-то посреди того пути, который им предстояло пройти навстречу друг другу. Увы, ставка на беби-бум не оправдалась. Полвека назад градостроители полагали, что к началу XXI века в конгломерате будет проживать 280–300 тысяч человек. Получился большой перелет: при всей любви к детям население городов-соседей не дотягивает до 200 тысяч.

 

Стоит ли бросать камень в незадачливых футуристов? С этого вопроса начался диалог нашего корреспондента с начальником Новополоцкого филиала областного государственного унитарного проектного предприятия "Институт Витебскгражданпроект" Николаем Драгуновым.

 

– Ни в коем случае! Во-первых, кто без греха? Во-вторых, у наших предшественников был извиняющий мотив. Прогнозный просчет отцов первого генплана появился на почве... образцового знания предмета. Что я имею в виду? Большинство даже самых прозорливых зодчих того времени множили статистику расчетных недолетов. Иногда – в разы. Эпоха была такая! После ужасов и потерь войны любовь, семья, дети были для победителей внутренней контрибуцией. К тому же начался резкий переток сельского населения в города – подъем промышленности требовал миллионов рабочих рук... Исходя из этих соображений авторы новополоцкого генплана и задрали демографический прицел по максимуму. В итоге ошиблись. Только в иную сторону, нежели коллеги, которые пользовались консервативными лекалами. С кем не бывает. Назовите мне Нострадамуса, который в начале 60-х годов прошлого века мог бы сказать, что через 30 лет Советский Союз развалится. Этот политический катаклизм переписал много генпланов. Нам не дано заглянуть за горизонт сущего.

 

– Николай Михайлович, вернемся в наши дни. Линейная планировка остается для Новополоцка актуальной?

 

 – С некоторыми оговорками. За 53 года линейного развития накоплена большая сила градостроительной инерции. Попробуйте мгновенно остановить железнодорожный состав. Не получится. Здесь то же самое. Только вместо рельсов у Новополоцка узкая полоса земли, зажатая между Западной Двиной и санитарно-защитной зоной. Они вынуждают город двигаться в прежнем направлении. То есть на юго-восток. Замечу, что город-линия хорош до известных пределов. Чрезмерно растянутые коммуникации ухудшают качество жизни окраин, увеличивают себестоимость жилья, выхолащивают такое фундаментальное понятие, как шаговая доступность самого необходимого.

 

– Но ведь у города нет других резервных площадей для роста. Все они – на юго-востоке!

 

– Верно. Если забыть о возможности переноса застройки на правый берег реки. Идея, которая всегда витала в воздухе, реанимирована. Сейчас специалисты занимаются корректировкой генплана Новополоцка от 2004 года. Обращаю ваше внимание на два момента. В перспективе город будет прирастать многоэтажной застройкой в районе правобережного Черноручья и одноэтажного индивидуального жилья в направлении к левобережной Экимани, где будет заложен ГСК-4 на 95 участков. Плюс малоэтажное обрамление Молодежной, которая, оправдывая название улицы без конца, будет композиционным стержнем тянуться к Полоцку.

 

– А 9-й и 10-й микрорайоны?

 

– О них отдельный разговор. Начнем с 9-го микрорайона. Пакет проектной документации для жилого сектора готов. Полным ходом идет строительство домов, рассчитанных – суммарно! – на 6,5 тысячи жильцов. Важно отметить, что город вернулся к идее комплексной застройки. Если вы помните, именно она была отмечена в 1984 году Государственной премией БССР. Сообщество архитекторов высоко оценило умение новополоцких коллег насыщать спальные кварталы комплексами социально гарантированного обслуживания и таким образом гуманизировать брутальный образ Нефтеграда.
На каком-то этапе градостроительное кредо Новополоцка оказалось размытым. Самодовлеющая гонка за квадратными метрами привела к тому, что обоз "социалки" отстал от авангарда новоселий. Это аукнулось справедливыми претензиями жителей 8-го микрорайона. Сейчас мы исправляем ошибки прежних лет. В 9-м микрорайоне предусмотрено строительство детской поликлиники. Школы на 930 учащихся. Двух детских садов на 200 мест каждый. Целого комплекса общего и специализированного сервиса, включая предприятия торговли, Дом быта, аптеку, раздаточный пункт детской молочной кухни, отделение связи, филиал банка, прачечную, химчистку, ЖЭС, мини-рынок, пункт приема вторсырья. И еще! Любой город (это относится не только к Новополоцку) нельзя считать открытым и дружелюбным, если он испытывает дефицит общественных туалетов. Так вот, в 9-м микрорайоне в шеренге самых деликатных элементов градоустройства обязательно будет ватерклозет общего пользования.

 

– Очевидно, 10-й микрорайон, равновеликий 9-му, будет строиться по такому же принципу?

 

– Конечно!

 

– Тогда не будем дублировать перечни, а поговорим о других сторонах вашего ремесла, которое правильнее было бы назвать искусством. Скажите, пожалуйста, какой будет аура у новополоцких Черемушек?

 

– Объединяющей, хотелось бы думать. Помните старую пословицу: не купи двора – купи соседа. Почему? Потому что он рядом. С ним пировать и горевать. Дружить семьями. Нести общественные повинности. Обмениваться родительским опытом... Эти мысли подспудно присутствуют в наших проектах. Жилая застройка кольцуется. Это продиктовано экологией человека. Скругленный вариант каре сдерживает напор природных стихий и автомобильных выбросов, растущих из года в год. С требованиями безопасности тоже все предельно ясно. Замкнутый двор разводит автомобилистов и пешеходов. Что требует комментария, так это попытка сфокусировавать досуговые интересы жильцов соседних домов на общих спортивных и детских площадках. Они должна цементировать человеческие связи. Создавать команды нашего двора. Объяснять на языке подвижных детских игр, с чего начинается Родина.

 

Не скажу, что мы изобрели велосипед – просто вернулись к испытанным приемам создания гуманной городской среды. Причем вернулись на принципиально другом уровне строительной отрасли. Присмотритесь к старым кварталам Новополоцка. На иных улицах монотонность панели, прямо скажем, утомляет. В новых микрорайонах и глаз, и кошелек потенциального покупателя жилья получают выбор. Маятник качнулся в сторону штучных материалов: кирпича, силикатных блоков. Хорошо смотрится комбинация каменного и крупнопанельного домостроения. Попутно осваиваются новые технологии. В порядке эксперимента построен каркасный дом. Намечается возведение металлокаркасной многоэтажки. Введен в эксплуатацию первенец энергоэффективного домостроения. Строится второй... Такое разнообразие радует и само по себе, и с учетом государственной стратегии в области жилищного строительства. Рекорд Новополоцка – 72 тысячи квадратных метров – стоял незыблемо три десятилетия. Это достижение мы должны превзойти в текущем году. А через пять лет планка ввода жилья будет поднята до 119 тысяч квадратов. Создать выразительный силуэт города при таких темпах строительства очень непросто. Будем стараться.

 

– Николай Михайлович, если верить "Строительной газете", некоторые из ваших проектов будут воспроизведены в далекой Венесуэле?

 

– Справедливости ради уточню. На фотоснимке был фрагмент полоцкой панорамы. Конкретно – микрорайона №3. Новополочанам, однако, не стоит расстраиваться или ревновать. В 9-м микрорайоне планировочный принцип, ставший экспортным, будет повторен процентов на 70. Значит, немножко Новополоцка в каком-то из городов Венесуэлы белорусские туристы найдут. Дайте только срок. Будет и внутренняя география такого сотрудничества. Наработки новополоцких архитекторов в ближайшие годы появятся в Бресте, Витебске, Орше...

 

– Транспортная решетка и пассажирские перевозки. Этот нескончаемый экзамен сдают градостроители всего мира. И, судя по катастрофическим пробкам на дорогах мегаполисов, сдают плохо. Нам такие заторы не грозят. Однако мадоннам с младенцами в колясках я бы не советовал фланировать по Молодежной. Выхлопы, знаете ли. Особенно вблизи бойких перекрестков... А теперь вопрос. Как будет совершенствоваться городская "машина коммуникаций"?

 

– Если говорить о периферии, дворовых территориях, то в 9-м и 10-м микрорайонах предусмотрена иная геометрия проездов, стоянок, площадок. Она подчинена новым нормативным документам и техническим условиям ГАИ. На 100 квартир будет не менее 30 машино-мест во дворе. Надо бы 50, но дефицит площадей не позволяет выйти на эту цифру. Один из вариантов решения проблемы – строительство подземных паркингов. В 9-м микрорайоне мы готовы заложить два типовых автоотстойника по 800 машино-мест каждый. Вопрос упирается в средства. Возведение таких объектов предусматривает складчину будущих пользователей.

 

Но вас, видимо, еще больше интересует строительство второго моста через Двину?

 

– Да, очень. И читателей тоже!

 

– Тогда смотрите... На столе у меня лежит документация по мостовому переходу, предложенному Белгипродором. Сегодня (18 марта. – Ред.) начальник УКСа Павел Немиро выехал в Минск. Там его ждет разговор с партнерами. Повод для встречи – обсуждение условий договора на проектно-изыскательские работы.

 

– О привязке переправы два слова.

 

– Мостовой переход будет находиться между 9-м микрорайоном и диспетчерским пунктом автопарка №6. Ориентир на правом берегу – ферма в районе Черноручья. Мост – главный, но не единственный элемент локальной транспортной инфраструктуры. Нужны развязки. На правом берегу транспорт, идущий по мосту со стороны Новополоцка, получит выход на дорогу, по которой курсируют автобусы маршрута №10, на левом – встречные машины будут выходить на скоростную магистраль восточнее хлебозавода с переходом авиадуками на улицу Якуба Коласа. Ввод в эксплуатацию второго моста позволит перераспределить транспортные потоки и разгрузить улицу Молодежную. Это я по поводу вашей реплики о мадоннах с колясками.

 

– Деньги – двигатель проектов. Что об этом можно сказать?

 

– С 22 марта специалисты Белгипродора приступают к изысканиям на месте предполагаемого строительства. Эта стадия подтверждена финансированием в размере 200 миллионов рублей. В рамках 2011 года будет выделено полтора миллиарда.

 

– Трамвай, идущий по мосту, – соблазн и для художника, коллекционера романтических пейзажей города, и для градостроителя.

 

– Вы правы. У транспорта на электротяге много достоинств. Главное – он почти безгрешен в плане экологии. Поэтому у Новополоцка большие виды на трамвай. Мы уверены, мост, несущий на себе две рельсовых колеи, работает гораздо продуктивнее, чем если бы их не было. В таком виде он становится настоящим выразителем интересов населения лево- и правобережных агломераций, включающих не только соседние города, но и ближайшие деревни, садоводческие товарищества, предприятия малого и среднего бизнеса, вынесенные в сельскую местность.

 

Согласно генплану Новополоцка, трамвай, миновав мостовой переход, будет поворачивать в сторону Полоцка, пересекать всю застройку в районе Аэропорта и кольцеваться вблизи автовокзала. Понятно, что такая серьезная транспортная стратегия – танец для двоих.

 

Ближайшая цель – доведение трамвайных путей до 8-го микрорайона с разворотом в районе моста. Даже этот – промежуточный – вариант поможет убрать с Молодежной часть транспорта. Люди, которым нужно попасть в промышленную зону, ПГУ, другие учебные заведения в кварталах "старого" Новополоцка, будут пересаживаться с автобусов и маршруток на скоростные трамваи.

 

– Последний вопрос, Николай Михайлович. Читатель уже понял, что генплан – не клетка, а живая ткань города – не птица, она не признает неволи и кормления с рук. Тем больше цена трудам людей вашей профессии, которые пытаются спланировать наши города так, чтобы в них было удобно и уютно всем. Это неимоверно сложно, и более обстоятельный разговор о развитии Новополоцка потребовал бы, как минимум, нескольких академических часов. А если попытаться перевести профессиональную мудрость зодчих на язык пословиц? Если вспомнить, что внушает себе совестливый градостроитель, принимаясь за очередную задачу?

 

– Он говорит себе или, во всяком случае, должен сказать: семь раз отмерь – один раз отрежь!..

 

 

 

Интернет-ресурсы