АНАТОМИЯ БОЛЬНОЙ ТЕМЫ В АКТУАЛЬНОМ ИНТЕРВЬЮ

 

Фото Игоря Супроненка. 

 

Тотальная автомобилизация жизни – градостроительная задача со многими неизвестными. Новополоцк в этом смысле впечатляющий пример того, как платежеспособность и амбиции населения могут опережать прогнозы проектировщиков. Парковки превратились в зоны общественного напряжения, которые искрят локальными конфликтами. Взаимными упреками обмениваются владельцы транспорта и пешеходы, ГАИ и ЖКХ, власть и народ. Хотя это тот случай, когда нужно всем нам нажать на тормоза, чтобы спокойно поговорить о колесах. «Новая газета» готова предоставить свои страницы всякому взвешенному мнению, любому аргументированному взгляду. Отправной точкой коллективного диспута может служить предлагаемый материал.

 

На вопросы корреспондента «НГ» отвечает начальник отдела архитектуры и градостроительства Новополоцкого горисполкома Виталий Чердаклиев.

 

* * * 

 

– Виталий Владимирович, понятно, что генплан – документ стратегический. Он оперирует десятилетиями. И практика мирового градостроительства свидетельствует, что далеко не всегда попытки заглянуть за горизонт получаются успешными. Под колесами автомобильного нашествия оказались многие футуристические выкладки и белорусских, и зарубежных зодчих. А что Новополоцк? Насколько провидческим оказался его последний генплан?

 

– Сегодня в Новополоцке порядка 28 тысяч автомашин. Этот парк ежегодно прирастает на несколько сотен единиц. Ни первый этап генплана, привязанный к 2010 году, ни второй, охватывающий следующие десять лет, таких темпов автомобилизации не предусматривали. Прогноз оказался заниженным в полтора раза.

 

– Только ли прогнозный просчет осложняет проблему хранения автотранспорта в нашем городе?

 

– Есть и другие причины. Я бы разделил их на объективные и субъективные. К первым нужно отнести характер планировки. Новополоцк – типичный город-линия. Застройка ограничена, с одной стороны, рекой Западной Двиной, с другой – санитарно-защитной зоной. Резервных площадей катастрофически не хватает. Выход мы видим в строительстве многоуровневых паркингов. Они появятся в 9-м и 10-м микрорайонах города. Суммарная емкость автонакопителей 1600 машино-мест. К сожалению, наши люди не совсем готовы принять этот вариант решения проблемы. В боксовых гаражах привычней. Они что-то вроде Ноева ковчега. Тут тебе и запчасти. И мебель, вывезенная из квартиры за ненадобностью. И припасы на зиму. И еще много чего другого... А паркинг не совместим с элементами натурального хозяйства. Зато фантастически экономичен в условиях острого дефицита городских площадей.

 

– Да, но паркинги – дело будущего. А вопрос требует решения уже сегодня.

 

– Для полноты картины я бы вспомнил и о прошлом. На излете советской власти нормирование парковок велось из расчета 70 машино-мест на 1000 жителей. А Новополоцк начинал строиться раньше, по проектам 50-х годов. Те, кто живет в старой части города, должны делать поправку на историю. В новых кварталах, конечно, будет по-другому.

 

Теперь давайте посмотрим, как мы пользуемся тем, что имеем. В городе 22 гаражных кооператива на 12650 автомобилей. Охраняемых стоянок у нас 13, на них размещено 3600 машин. В 2011 году на Якуба Коласа должны появиться еще две платные автостоянки на 380 единиц техники в сумме. Плюсуем сюда 47 парковок на 1160 «железных коней». Что в итоге? Даже с учетом того, что построим в следующем году, получается порядка 18 тысяч мест для постоянного и временного хранения машин. Зазор между желаемым и действительным остается большим. По идее, мы должны были бы дорожить каждым машиноместом. В реальности не так. Обследование гаражных кооперативов показывает, что даже в зимнее время, когда многие пересаживаются с личного транспорта на общественный, от 50 до 70 процентов боксов пустует. Летом и того больше. Где машины? Под окнами домов! Теснят детские площадки. Разрушают элементы благоустройства. Давят на психику людей ревом моторов и выхлопными газами, нарушая режим отдыха соседей по дому и нормы социальной санитарии.

 

Мировой опыт показывает, что субъективный фактор, порождаемый эгоизмом автовладельцев, нельзя побороть морализаторством и взыванием к совести. Создавая дополнительную нагрузку на дворовые территории, они сводят на нет усилия общества по созданию гуманной среды для людей с ограниченными возможностями. Мешают спецтехнике обслуживать город и устранять нештатные ситуации. В конечном итоге вводят в дополнительные расходы местный бюджет и, решая сугубо личную проблему перемещения, ухудшают качество жизни всего населения.

 

Совершенно очевидно, что без мер административного воздействия не обойтись.

 

– Слушаю вас, а слышу ропот автовладельцев. У них тоже есть, что сказать властям. Ни гаражи, ни платные стоянки не гарантируют 100-процентную сохранность автомобиля. Если не угонят, то колеса снимут. Если не залезут в салон, то похабную надпись на капоте оставят...

 

– Странная логика! Вы что – предлагаете бороться с вандализмом хулиганов и угонщиков методом стихийных парковок во дворах? Клин клином, так сказать? Но я ведь уже говорил, что весь мир отвергает подобную практику, безответственную и конфликтную по своей сути. Криминальная статистика тоже ее опровергает. Самая легкая добыча для злоумышленников – машина, стоящая во дворе.
Что касается охранного сервиса. Тут я соглашусь, он зачастую невысокого качества. Ни надежного ограждения. Ни добротного асфальта под колесами. Ни камер слежения по периметру... Но, по большому счету, это ведь вопрос частной инициативы и самоорганизации автолюбительских кругов. Если к нам в исполком придет бизнесмен с репутацией надежного партнера и скажет: хочу построить образцово-показательный паркинг – дайте землю, мы будем с ним разговаривать. К сожалению, таких предложений нет, и все попытки исполкома найти застройщика в Новополоцке не увенчались успехом. Нужно искать инвестора за пределами города. Может быть, даже в соседних странах.

 

– Виталий Владимирович, гаражи, стоянки, парковки неотделимы от дорожно-уличной сети города. Каркас транспортной инфраструктуры тоже нуждается в модернизации. Причина известна: градостроительные решения первых десятилетий новополоцкой истории принимались в середине прошлого века. На дворе иное время.

 

– Всё так. Новополоцку нужны современные развязки и магистрали с иной пропускной способностью. Назрела необходимость разгрузки Молодежной за счет транспортных параллелей. Второй мост через Западную Двину с прямым выходом на скоростную дорогу станет заметным вкладом и в градостроительную стратегию, и в экологическую политику. Но все это предмет отдельного, не менее серьезного разговора.

 

 

Владимир ФАКЕЕВ, "НГ".

Фото Игоря Супроненка.

 

Интернет-ресурсы