С 23 АВГУСТА ПО 8 СЕНТЯБРЯ 2010 ГОДА НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ПРОВОДИТСЯ СПЕЦИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ «ВНИМАНИЕ! ДЕТИ!»

 

Почти за 8 месяцев текущего года в Витебской области с участием детей зарегистрировано 41 дорожно-транспортное происшествие, в результате которых 4 ребенка погибли и 42 получили травмы различной степени тяжести. В сравнении с прошлым годом количество ДТП с детьми снизилось на 14,6%. За данный период не зарегистрировано ДТП в Бешенковичском, Браславском, Городокском, Дубровенсом, Лиозненском, Полоцком, Поставском, Учашском и Щарковщинском районах.

 

Аварии с детьми происходят, в основном, из-за нарушения ими элементарных правил перехода проезжей части, а именно:

 

• переход дороги в неустановленном месте;

 

• неожиданный выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта;

 

• переход дороги на красный сигнал светофора.

 

Дети не всегда правильно оценивают сложившуюся ситуацию, отличаются непоследовательностью действий. Водитель, зная об этом, должен воспринимать появление ребенка на проезжей части или даже у края тротуара, как сигнал тревоги и не пытаться объехать ребенка на проезжей части дороги, так как ребенок может неожиданно изменить направление движения.

 

Особенно опасно, когда дети играют вблизи проезжей части дороги. Такие места водитель должен проезжать с особой осторожностью и только тогда, когда уверен, что они видят автомобиль и не находятся в движении.

 

Особую опасность представляет превышение скорости транспортного средства в местах скопления детей – у школ, детских садов, площадок, когда на проезжей части или в непосредственной близости от нее находятся дети. Часто ДТП с детьми совершаются в ситуациях, когда они оказываются между встречными потоками транспорта. Если в такой ситуации ребенок видит автомобиль – опасность меньше, если же он смотрит в противоположную сторону – опасность возрастает, поскольку нет уверенности в том, что ребенок заметит автомобиль. Особенно водителю надо быть внимательным, когда ребенок на проезжей части дороги стоит спиной к нему или его внимание отвлекают другие дети, уже перешедшие дорогу, а также в случаях, когда на середине дороги находится группа детей. Водителю в этих случаях необходимо снизить скорость и непрерывно держать детей в поле зрения.

 

Родители детей должны знать, что большинство несчастных случаев можно избежать, если обучать ребенка правильному и безопасному поведению на дороге.

 

Основная причина ДТП заключается в том, что дети переносят на дорогу привычки, навыки наблюдения, которые они приобрели в быту. Следует отметить, что из каждых двадцати случаев наездов на детей девятнадцать повторяются. Девять из десяти пострадавших на проезжей части дороги детей вовремя не заметили приближающееся транспортное средство и ошибочно считали, что находятся в безопасности, шесть из десяти пострадавших детей выбежали или вышли на дорогу из-за стоящих или движущихся автомобилей, кустов, заборов и других объектов, преграждавших водителю видимость.
Треть пострадавших детей попали под автомобиль после того, как выбегали из-за стоящих автобусов, грузовиков или легковых автомобилей. 15% детей пострадали, выбегая внезапно из-за ворот, заборов, деревьев или углов домов. 8% пострадавших детей попали в ДТП в ситуации обгона и опережения транспортных средств. 2 из 10 пострадавших детей не заметили вовремя опасность потому, что их внимание было отвлечено объектом на другой стороне улицы. 1 из 10 пострадавших детей вышел на проезжую часть улицы, не осмотревшись. Чаще это бывает на улицах с небольшой интенсивностью движения. 6% пострадавших детей попали под автомобиль после того, как вырвались из рук родителей. Такое поведение характерно для детей в возрасте до 6 лет.

 

Уважаемые родители! Помните, что обучение детей безопасному поведению на дороге должно строиться на 4 основных принципах:

 

Первый – пустынную улицу с нерегулярным и неинтенсивным движением транспорта ребенок должен научиться видеть, как проезжую часть дороги, а не площадку для игр.

 

Второй – приобретение «навыков сопротивления» волнению или спешке. Когда ребенок спешит или взволнован, больше всего вероятность, что он, забудет обо всем, и будет действовать неосмотрительно. Поэтому у детей важно вырабатывать навык спокойного поведения на улицах или дорогах.

 

Третий – обучение навыкам «переключения на улицу». Необходимо научить ребенка замедлять движение, останавливаться, выдерживать хотя бы небольшую паузу перед выходом на проезжую часть дороги.

 

Четвертый – обучение навыкам «переключения на самоконтроль». Ребенок в быту привык двигаться «автоматически», на основе привычек: вижу – действую. Мысли в это время могут быть совершенно не связаны с движением. На улице такое полное доверие навыкам недопустимо. Ребенок имеет ряд прочных навыков, использование которых на проезжей части дороги смертельно опасно, если он неправильно оценивает обстановку и отвлекается на те 10-15 секунд, которые требуются для того, чтобы перейти улицу.

 

При переходе улицы ребенка надо учить наблюдению за дорожной обстановкой.

 

Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним может перечеркнуть знания и навыки, полученные им ранее. Поэтому с ребенком не должно быть никакой спешки на проезжей части, никаких разговоров о постороннем во время перехода дороги, никаких нарушений Правил дорожного движения.

 

Если ребенок носит очки, то родители должны знать, что очки «исправляют» зрение только перед собой, а на улице очень важную роль играет так называемое «боковое зрение» потому, что часто пешеход находится боком к приближающейся машине. Поскольку «боковое зрение» остается ослабленным, несмотря на очки, надо учить ребенка наблюдать, узнавать типичные ситуации «закрытого обзора», «отвлечение внимания», «действие не глядя». Более тщательно надо научить ребенка с ослабленным зрением оценке ситуации на дороге.

 

Ребенка необходимо учить видеть объекты, ограничивающие видимость движущихся транспортных средств – насаждения у подъезда, стоящие автомобили, угол дома и другие предметы. Ребенок должен привыкнуть к тому, что необходимо оценить обстановку, прежде чем выйти из-за этих объектов на проезжую часть дороги.

 

Нужно научить ребенка, что, пропустив автомобиль, не следует сразу выходить на проезжую часть дороги, поскольку у автомобиля может оказаться один или даже два прицепа, которые можно и не заметить. Когда поток автомобилей остановился для того, чтобы пропустить пешеходов не стоит отставать от основной группы больше, чем на 1,5 – 2 метра, водители, наблюдая за основной группой, могут не заметить оставшегося пешехода и начнут движение.

 

Вечером, когда автомобили двигаются с включенным светом фар, ребенку надо быть особенно осторожным на нерегулируемом перекрестке или пешеходном переходе, так как ослепление водителей светом встречных автомобилей, уличным освещением, отражающимся например от мокрой проезжей части, или темная одежда ребенка не позволяют водителю вовремя увидеть его. В этих условиях ребенку легче заметить автомобиль, чем водителю ребенка.

 

Опасно переходить дорогу, в момент включения красного сигнала светофора, когда ребенок еще находится на проезжей части дороги. Многие из них рассчитывают, что водители автомобилей, стоящих в ожидании проезда у перекрестка, видят их и пропустят. Однако они не учитывают, что транспортное средство, приближающееся к перекрестку, может без остановки выехать на него, не видя из-за стоящих автомобилей запоздавшего малыша. По этой причине возникает около пяти процентов ДТП с детьми. В такой ситуации ребенку нужно быстро закончить переход или остановиться на «островке безопасности».

 

 На середине проезжей части дороги стоять тоже не безопасно, поскольку привычный для человека «шаг назад» в этой ситуации недопустим, так как в этот момент за спиной может проезжать автомобиль. В этой связи на дорогах с интенсивным движением, не имеющих «островков безопасности», бывают случаи, когда ребенка, стоящего на середине проезжей части, задевают проезжающие автомобили. Необходимо научить ребенка рассчитать переход дороги так, чтобы не останавливаться на середине проезжей части дороги. Если же пришлось остановиться на «островке безопасности» или на середине проезжей части, надо быть предельно собранным и внимательным, не допускать непроизвольных движений.

 

Зона остановки маршрутных транспортных средств тоже опасна для ребенка, поскольку в этой зоне происходит почти 25% от всех ДТП с детьми. Это объясняется тем, что обзор как пешеходам, так и водителям проезжающих автомобилей, закрывают маршрутные транспортные средства. Вторая причина – в том, что здесь дети часто спешат и забывают об опасности. В-третьих, если близко стоять к подъезжающему автобусу (троллейбусу) можно оступиться и попасть под колесо. В-четвертых, в конце посадки-высадки пассажиров водитель автобуса переносит свой взгляд на левое зеркало заднего вида для наблюдения за попутными машинами и может не заметить ребенка, пытающегося войти или выйти перед закрытием дверей. При этом человека может зажать створками дверей или он просто может упасть. Если это происходит в районе передней двери автобуса, то человек может попасть под его заднее колесо.

 

Для того, чтобы ребенок лучше усвоил безопасную дорогу в школу, можно разрешить ему выступить в роли провожатого, чтобы он сам выбирал путь и обосновал свое мнение. Такой подход к обучению помогает своевременно выявить и устранить ошибки, которые ребенок может допустить при движении в школу или другие места самостоятельно.

 

 

 

Интернет-ресурсы