Фото Игоря Супроненка.

 

Темой «круглого стола», который состоялся на прошлой неделе в горисполкоме, стала проблема парковки личного автотранспорта во дворах жилых домов. В обсуждении этого злободневного вопроса приняли участие руководство города, коммунальных служб, межрайонного отдела Госавтоинспекции, начальники отделов исполкома, представители домоуправлений и другие заинтересованные лица. Для участия в мероприятии был приглашен и член Совета Республики Национального собрания страны Валерий Рабец.

 

Открывая заседание, председатель исполнительного комитета Наталья Кочанова отметила – идея провести «круглый стол» возникла потому, что во время «прямых линий», встреч с председателями домовых комитетов, жителями города постоянно ставятся вопросы, касающиеся парковки транспортных средств на внутридворовых территориях. Сегодня все дворы буквально заставлены машинами, причем паркуются они везде: на газонах, тротуарах, игровых площадках... Зачастую автомобили затрудняют подъезд спецтехники и мешают движению людей, особенно с детскими колясками. И ситуация эта закономерна. Ведь проектировался и строился город без учета резкого увеличения количества транспортных средств, находящихся в личном пользовании граждан. Поэтому, во-первых, следует разобраться, какие на сегодняшний день существуют нормативные акты, позволяющие привлекать к ответственности нарушителей правил парковки автомобилей, какая работа ведется в этом направлении, и во-вторых, определиться, что необходимо сделать на перспективу, чтобы навести порядок в этом вопросе.

 

Ситуация с парковками крайне напряженная, отметил директор НКУП ЖРЭО Дмитрий Демидов, который первым взял слово. О чем свидетельствует тот факт, что за І квартал текущего года по этому вопросу поступило 9 обращений жильцов, в том числе и коллективных. За 2009 год силами работников ЖЭСов проведено 485 рейдов по выявлению незаконных парковок, в результате составлено 90 административных протоколов. В этом году ситуация изменилась. Теперь представители коммунальных служб могут привлекать к ответственности лишь за уничтожение газонов, а функции по контролю за парковками в неположенных местах возложены на правоохранительные органы. В настоящее время работники ЖЭСов проводят рейды уже совместно с сотрудниками ГАИ, которые и составляют административные протоколы. Кроме того, коммунальщиками фиксируются факты нарушения правил парковки при помощи фотокамеры и полученные материалы направляются в ГОВД. Но взаимодействие с Госавтоинспекцией, к сожалению, дает лишь сиюминутный эффект: стоит во время рейда начать выявлять владельца той или иной машины, как информация об этом мгновенно распространяется по всему двору, и нарушители оперативно убирают свои авто. А спустя какое-то время снова их паркуют на прежние места. Таким образом, только силами коммунальных служб кардинально ситуацию не изменить, высказал мнение Дмитрий Владимирович.

 

Начальник межрайонного отдела ГАИ Владимир Романьков видит проблему в том, что за нарушение правил парковки законодательством предусмотрен незначительный штраф, поэтому автовладельцу выгоднее оставлять машину во дворе, чем пользоваться платной стоянкой, за которую в месяц нужно платить порядка 70 тысяч рублей. К тому же небольшой штат отдела не позволяет выявить и привлечь к ответственности каждого нарушителя. Тем не менее, за прошлый год по г.Новополоцку составлено 1500 административных протоколов. К решению данного вопроса следует подходить комплексно, а не надеяться только на сотрудников Госавтоинспекции, считает Владимир Владимирович. (Именно с этой целью и организован «круглый стол» с приглашением всех заинтересованных лиц, заметила Наталья Кочанова). Владимир Романьков проинформировал собравшихся о мерах, которые применяются к нарушителям правил парковки в областном центре, – Витебским городским Советом депутатов принято решение по благоустройству города, в котором предусмотрена ответственность владельцев транспортных средств при постановке транспорта на территории двора в зимнее, летнее время, а также на длительный срок. Если подобное решение будет принято и у нас, то появится документ, предусматривающий штраф от 5 до 25 базовых величин, который может накладывать не только сотрудник ГАИ, но и другой представитель ГОВД. Председатель исполкома дала поручение проработать этот вопрос.

 

Член Совета Республики Валерий Рабец также высказал обеспокоенность обсуждаемой проблемой, которая с каждым годом будет усугубляться. При том, что на сегодняшний день в личном пользовании горожан находится 26 тысяч единиц транспорта, полторы тысячи протоколов за год существенно не повлияют на ситуацию. Безусловно, в западных странах машин у населения гораздо больше, но там совсем другой менталитет, общество законопослушных граждан. У нас же сложилось как бы два лагеря: одни требуют чуть ли не установить на въезде во двор шлагбаумы, другие, напротив, хотят ставить личный автомобиль у своего подъезда, хотя по той же Молодежной достаточно стоянок и мест для парковок. Конечно, без карательных мер здесь не обойтись, но немаловажно воспитывать у автовладельцев и культуру поведения, чувство любви к своему городу и уважения к его жителям. В этом направлении должны работать и ЖЭСы, и домкомы, и СМИ… Конечно, процесс этот длительный, но он непременно даст результаты. Что касается принятия на местном уровне тех или иных решений, то они в обязательном порядке должны пройти правовую экспертизу, чтобы не ущемлять права граждан. Валерий Васильевич пообещал рассмотреть этот вопрос в парламенте.

 

Исполняющий обязанности генерального директора НКУП ЖКХ Борис Рясов проинформировал участников «круглого стола» о том, что в новом Кодексе об административных правонарушениях, вступившем в действие с 23.02.2010 года, появилась статья, согласно которой незаконное уничтожение, повреждение деревьев, кустарников, цветников, газонов, расположенных на землях населенных пунктов, влечет наложение штрафа от 10 до 50 базовых величин. Это прерогатива коммунальных служб. А за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств предусмотрен штраф в размере 1 базовой величины (до этого было 0,5 БВ). Штраф налагают сотрудники ГАИ. Как видим, санкции ужесточены, и начальникам ЖЭСов нужно этим воспользоваться в полной мере. Борис Иванович внес и конкретное предложение: назрела необходимость создания в городе службы эвакуаторов. Данный вопрос надо решать совместно с Госавтоинспекцией. Для этого нужна специально оборудованная площадка, куда будут свозиться автомобили, и конечно – эвакуатор. Если с местом для площадки особых проблем нет, то сама спецтехника довольно дорогостоящая. Но создание такой службы даст большой эффект. Заплатив немалые деньги за нахождение машины на штрафстоянке, ее владелец больше не захочет бросать своего железного друга где попало, да и для других это послужит хорошим уроком. Учитывая сложность данного вопроса, Наталья Кочанова поручила соответствующим службам детально его проработать и внести конкретные предложения.

 

Не обошли вниманием участники «круглого стола» и ситуацию с платными стоянками и гаражами. По информации начальника отдела архитектуры и градостроительства горисполкома Виталия Чердаклиева, в гаражных кооперативах насчитывается 12 тысяч гаражей. Как показали проверки, третья часть из них пустует. В городе также имеется 17 автостоянок, 14 из них функционируют. Общее количество машино-мест – 3629. При этом средняя заполняемость стоянок в зависимости от сезона составляет 30–40%. В новом микрорайоне Василевцы проектом застройки предусматривается размещение многоуровневого паркинга. В связи с этим необходимо создать кооператив. По данному вопросу два раза проводилось собрание автовладельцев, но в большинстве своем люди отказываются от предложенного варианта. Им нужен гараж как объект недвижимости, где ко всему прочему можно хранить ставшие ненужными в доме вещи и всевозможные закатки. Лишь со второго раза удалось избрать председателя кооператива. Но перспектива такова, что в связи с нехваткой городских территорий, хотим мы этого или нет, многоуровневые паркинги строить придется. Наталья Кочанова подчеркнула, что сегодня непозволительная роскошь иметь в Новополоцке огромные огороженные стоянки, напоминающие какие-то резервации. Должны быть паркинги, как в любом современном городе. Вот там и нужно ставить машины – культурно, цивилизованно.

 

Еще один вариант частичного решения проблемы, считает заместитель председателя горисполкома Альберт Шакель, – создание дополнительных мест для парковок за счет сноса некоторых дворовых объектов, которые уже давно не используются по прямому назначению. Но делать это нужно по согласованию с домовыми комитетами, чтобы у жильцов в дальнейшем не возникало претензий и нареканий. А еще Альберт Альбертович предложил в рамках месячника по благоустройству совместно с ГАИ провести работу по выявлению незаконных парковок. Чтобы люди почувствовали, что данный вопрос находится в центре внимания исполнительной власти и от его решения она отступать не намерена.

 

Подытоживая конструктивный разговор за «круглым столом», Наталья Кочанова выразила уверенность в том, что все прозвучавшие в его ходе предложения найдут отражение в принятом по этому вопросу документе (будь то программа или протокол). Главное, чтобы вопрос не застыл на уровне обсуждений и разговоров, а проводилась системная, целенаправленная, более действенная работа. Наш город должен быть красивым, современным, культурным, как он того и заслуживает.

 

 

 

Интернет-ресурсы