Хотели как лучше...Чего только не услышишь, стоя в очереди. Здесь и в личных проблемах исповедуются друг другу, и о последних новостях переговорят, и мнениями обменяются. Один из таких случаев стал отправной точкой для журналистского расследования.

 

– ...Где логика? Испортили ровную, хорошо просматриваемую дорогу "лежачими полицейскими"! Ладно бы два "бугра" установили, а их... пять! – Но ведь там люди разбиваются... – не успел оппонент договорить, как на него посыпались контраргументы, причем сразу было понятно, что к полемике подключились ранее не знакомые люди. Даже для тех, кто не слышал начала разговора, было понятно: речь о дороге, ведущей от моста по улице Калинина к заводу "Полимир" ОАО "Нафтан", на которой действительно установили пять искусственных неровностей. Тему подхватили и разнесли по всему городу. Начали поступать вопросы в горисполком и в редакцию "НГ". Судя по отзывам новополочан, установленные вне населенного пункта искусственные неровности вместо того, чтобы решить существующие транспортные проблемы, добавили новых. Почему принятые сотрудниками отделения ГАИ Полоцкого РОВД меры новополоцкие автомобилисты восприняли в штыки?

 

 

ВЕРСИЯ ПЕРВАЯ

 

При проезде через "лежачих полицейских" некоторые автомобили, особенно те, что характеризуются малым дорожным просветом, получили повреждения.Волна недовольств со стороны водителей поднялась с первого дня установки искусственных неровностей. На то были веские основания. При проезде через "лежачих полицейских" некоторые автомобили, особенно те, что характеризуются малым дорожным просветом, получили повреждения. Свидетельством тому стали оторванные глушители, оставленные на обочинах, как немой укор, а на асфальте – следы краски с ободранных автомобильных порогов. Другими словами, новоустановленное средство организации дорожного движения ударило-таки по нервам и карману автовладельцев. Возмущенных было много, рассказывают полимировские работники. Но когда дело дошло до официальных претензий, нашлось лишь три смельчака, которые написали заявления в отделение ГАИ Полоцкого РОВД (названный участок дороги находится на территории Полоцкого района).

 

За разъяснениями о правомерности установки искусственных неровностей некоторые из горожан обратились на официальный сайт Новополоцка. Начали поступать звонки в горисполком, в редакцию "Новой газеты". Заместитель директора завода "Полимир" ОАО "Нафтан" Сергей Брикун пояснил: искусственные неровности установлены в соответствии с предписанием ОГАИ Полоцкого РОВД и представлением прокуратуры Полоцкого района. Мера принята в связи с участившимися случаями дорожно-транспортных происшествий, приводящих к гибели людей на дороге, находящейся в ведении "Полимира".

 

Погибших не вернешь. Неужели нельзя было решить проблему по-другому? – удивляются автолюбители. Зачем на хорошо просматриваемой, ровной дороге чинить препятствия тысячам автомобилистов, которые не нарушают скоростной режим? Среди них не только водители фур (в том числе иностранцы) и работники "Полимира". Кстати, многие из них, избегая неудобств, вынуждены теперь накручивать лишние километры, двигаясь в объезд по нафтановской дороге. Понятно, что экология города от этого не выигрывает. К тому же возникает угроза перегруженности транспортом улиц Блохина и Ктаторова.

 

Несмотря на относительное снижение транспортной нагрузки на полимировской дороге, загрязнение воздуха выхлопами здесь, очевидно, увеличилось. Расчет прост. Ранее миновать на машине этот участок трассы можно было за несколько минут. Теперь транспортный поток вереницей тянется чуть ли не четверть часа. Чтобы проехать через искусственную неровность, необходимо переключиться на пониженную передачу. А это перерасход топлива, что, с точки зрения экологов, – дополнительные выбросы твердых частиц, оксидов серы, минеральной пыли и прочей химии. Водители же чаще задумываются о другом: как скоро "прыжки" по искусственным неровностям скажутся на состоянии подвески? Кстати, ее ремонт влетает в копеечку. По словам специалистов АТП-6, в зависимости от марки машины и объема работ это может стоить от 300 тысяч до 1 миллиона. 

 

ВЕРСИЯ ВТОРАЯ

 

Меры приняты во избежание возможной гибели людей, ведь именно на рассматриваемом участке дороги происходили ДТП со смертельными исходами.В ОГАИ Полоцкого РОВД многочисленные вопросы жителей Новополоцка я адресовала исполняющему обязанности начальника отделения Дмитрию Михаленку и старшему инспектору административной практики Юрию Лутохину. С их слов известно следующее.

 

Вопрос об установке искусственных неровностей на подведомственной "Полимиру" дороге рассматривался задолго до вынесения соответствующего предписания начальником ОГАИ Полоцкого РОВД Андреем Корсаком. Решение принималось в соответствии с реализацией положений Концепции обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Совмина Республики Беларусь от 14.06.2006 №757, а также во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 №551 и на основании статей 8 и 11 Закона Республики Беларусь "О дорожном движении".

 

Меры приняты во избежание возможной гибели людей, ведь именно на рассматриваемом участке дороги происходили ДТП со смертельными исходами. С 2007 года здесь расстались с жизнью 4 человека, 3 получили телесные повреждения. Причина подобных происшествий чаще всего одна – нарушение скоростного режима и правил маневрирования. С этим нужно было что-то делать.

 

Почему же именно "лежачие полицейские" стали заслоном смертельным гонкам? Другие способы ограничения скоростного режима оказались недейственными, подчеркнули сотрудники Госавтоинспекции. Согласно СТБ 1538-2005 искусственные неровности – это местное искусственное возвышение над поверхностью покрытия проезжей части, устанавливаемое с целью принудительного снижения скорости транспортных средств на определенном участке дороги. Могут применяться на улицах и дорогах населенных пунктов и автомобильных дорогах общего пользования. К тому же они практичны, неприхотливы в обслуживании, относительно недороги. По грубым подсчетам установка "лежачих полицейских" обошлась в сумму около 30 млн. рублей. А, например, установка видеофиксаторов скорости "Арена", которых требуется на полимировской дороге не менее трех, стоила бы более 100 миллионов.

 

Постоянно задействовать на "отработку" 8-километрового участка дороги сотрудников роты БДПС ГАИ управления внутренних дел Витоблисполкома тоже не представляется возможным. Протяженность дорог Полоцкого района – более 1100 км. Кроме того, необходимо обслуживать города Полоцк и Новополоцк.

 

...Факт возможного превышения высоты установленных искусственных неровностей сотрудники ГАИ Полоцкого РОВД опровергли. "Срезали "спящих полицейских" до 5,5 сантиметров (на 1 см) исключительно по просьбе граждан, чтобы неудобств для водителей было меньше, – аргументировал и.о. начальника ОГАИ Полоцкого РОВД Дмитрий Михаленок. – Главное, аварийность на полимировской дороге и риск смертей будут снижены". 

 

БЕСПЛАТНЫЙ АДРЕНАЛИН

 

Зима катит в глаза, а вслед за ней придут гололедица и коварная пороша. Перед "спящими полицейскими" и на них дорога явно будет скользкой, а тормозной путь у машин разный…Цель благородная: уберечь от гибели людей. Но прогноз относительно уменьшения числа ДТП на полимировской дороге автомобилисты подвергают большому сомнению. Даже при снижении интенсивности дорожного движения искусственные неровности могут оказать медвежью услугу. Зима катит в глаза, а вслед за ней придут гололедица и коварная пороша. Перед "спящими полицейскими" и на них дорога явно будет скользкой, а тормозной путь у машин разный...

 

Водителей коробит и другое. На ровной дороге по предписанию установлено не два, не три – пять искусственных неровностей. Причем дорожное полотно находится вне населенного пункта, где нет и по сути не должно быть пешеходных переходов, рядом ни одного здания. Наезды на пешеходов исключены, а, в первую очередь, именно с целью предупреждения подобных ДТП применяют искусственные неровности (СТБ 1538-2005, пункт 5 "Правила применения искусственных неровностей").

 

 Возникает еще одна проблема, выявить которую мне помог небольшой эксперимент. Субботний вечер. Начало шестого. От Т-образного перекрестка со стороны завода "Полимир" выезжаю на дорогу, ведущую в Новополоцк. В точности соблюдаю требование знаков ограничения скорости (70-50-30 км /ч), а при проезде через "спящих полицейских" притормаживаю до 10 км (подвеску все-таки жалко). Сзади машин пять, и уже после второй искусственной неровности спиной чувствую, как следующие за мной водители начинают нервничать. Прямо на третьем "бугре" обгоняет одна машина, на четвертом – вторая. Жмусь к обочине, чтобы нетерпеливые автомобилисты не столкнулись со встречным авто. Вот тебе и бесплатный адреналин.

 

 

ИСТИНА ГДЕ-ТО РЯДОМ

 

 Сергей Антонюк, водитель:

– Зачем было "городить" столько неровностей? Если уж на то пошло, установили бы два-три "лежачих полицейских". А так застопорили движение. А что зимой будет твориться! Можно предположить, аварийность на полимировской дороге только увеличится, особенно в утренние часы и вечером, в сумерки. Другой способ решения проблемы?.. Штрафовать за превышение скорости. На улицах Новополоцка часто стоят сотрудники ГАИ с радарами. Вот это дисциплинирует, народ едет, не нарушая. А так добились того, что процентов на 60 увеличился транспортный поток по дороге на НПЗ.

 

Владимир Любавин, автослесарь:

– Ставить искусственные неровности на всех дорогах – не выход из положения. Почему, скажем, брестскую трассу не уложить "полицейскими"? Того, кто нарушает скорость, пусть наказывают рублем, а не стригут всех под одну гребенку.

Убрать нужно эти бугры, безусловно. Из-за них дополнительное время тратится, идет перерасход топлива, об экологии, в конце концов, подумали бы. Груженым там проехать – одно наказание… Попробуй несколько раз в день по таким ухабам поскакать, недолго и без рессор остаться!

В упомянутой Концепции обеспечения безопасности дорожного движения есть тезис о системе стимулирования правомерного поведения участников дорожного движения (пункт 6.6). Создается впечатление, что установленные на полимировской дороге искусственные неровности могут послужить доказательством от противного.

 

Этот же документ предусматривает создание системы мониторинга общественного мнения в области дорожного движения и обеспечения его безопасности в целях использования при подготовке и принятии управленческих решений (п.6.7). Возможно ли, что жалобы по поводу установки искусственных неровностей станут основанием для демонтажа "спящих полицейских"? В отделении ГАИ Полоцкого РОВД ответили, что на данный момент мнения высказавшихся граждан учтены. Три заявления – это не массовые жалобы, на основании которых возможен пересмотр принятого ранее решения. Изменится ли ситуация, покажет время.

 

Некоторые автолюбители не поленились заглянуть в СТБ 1538-2005, в котором прописано: "...искусственные неровности следует располагать на хорошо просматриваемых водителями и пешеходами участках дорог, по возможности с устройством стационарного освещения, а для неровностей с высотой более 0,01 м – с обязательным освещением" (п.5.6). Нужно ли напоминать, что при указанных параметрах "лежачие полицейские" установлены на неосвещенной дороге?

 

 

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

 

В Концепции обеспечения безопасности дорожного движения также сказано, что она определяет основные направления повышения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь, а также меры по сокращению уровня аварийности на дорогах (…), минимизации загрязнения окружающей среды и влияния других негативных факторов, связанных с дорожным движением (пункт 2). Кстати, в этом же документе перечислены основные из них. В том числе это недовольство граждан состоянием дорог и организацией дорожного движения (п.3.3.), а также неоправданные остановки и перепробег транспортных средств, перерасход топлива механическими транспортными средствами, задержки на дороге участников дорожного движения (п.3.4). Соотносятся ли перечисленные условия с установкой искусственных неровностей на полимировской дороге? Вопрос оставляю открытым.

 

Ольга БАНЩИКОВА, "НГ".

Фото Игоря Супроненка.

Интернет-ресурсы