Петр Иванович Соломуха. Фото В.Мальцева.Петр Соломуха имеет большой опыт работы в белорусском парламенте: с 2000 года являлся членом Совета Республики, в 2004-м – избран депутатом Палаты представителей. Все эти годы он был частым гостем "НГ". Сегодня Петр Иванович подводит четырехлетние итоги не столько своей депутатской деятельности, сколько работы парламента в целом.

 

– Петр Иванович, напомните, пожалуйста, о структуре Национального собрания Республики Беларусь.

 

– Национальное собрание состоит из так называемой верхней палаты – Совета Республики и нижней – Палаты представителей. Считаю, что одобренная всенародным голосованием структура этого законодательного органа уже вполне устоялась, и она во многом по-новому определила его функции. Переход от Верховного Совета к Национальному собранию обусловлен существенными преимуществами двухпалатных парламентов по сравнению с однопалатными. Ведь, по сложившейся мировой практике, одна палата – представительная, выражающая интересы нации в целом, другая же, как правило, лоббирует интересы конкретных регионов. И хотя Республика Беларусь – унитарное государство, у нас есть потребность в представлении в законодательном органе страны интересов территорий, которые отличаются по составу населения, экономическим возможностям, природным ресурсам.

 

– Каковы функции членов Совета Республики и за что отвечают депутаты Палаты представителей?


– Если быть кратким, то можно сказать, что Совет Республики выступает в роли правового коллективного эксперта при рассмотрении законопроектов, принимаемых Палатой представителей, в отношении их соответствия Конституции Республики Беларусь, международным правовым актам, законодательству в целом, а также интересам государства, общества, территорий и отдельных слоев населения. Иными словами: нижняя палата занимается разработкой и принятием законов, а верхняя проводит их экспертизу и одобряет или отклоняет принятый Палатой представителей законопроект. Такая схема позволяет обеспечить нормальный законотворческий процесс, направленный на благо страны в целом и каждого белоруса в частности.

 

– Что вы можете сказать о результатах деятельности парламента, который, отработав четыре года, в середине октября слагает полномочия?

 

– Считаю, что парламент внес важный вклад в реализацию решений, принятых третьим Всебелорусским народным собранием. Парламентарии приступили к пересмотру всего законодательного массива с позиции максимального учета интересов наших граждан. Главным итогом этой работы стало правовое оформление базового принципа “государство для народа”. Законодательно обеспечено претворение в жизнь масштабных программ по возрождению села, развитию малых и средних городов, демографической  безопасности и других важных социальных проектов. Кроме того, продолжалась целенаправленная работа по кодификации национального законодательства, его упорядочению, отмене устаревших актов, устранению несогласованности в нормах кодексов и законов. Также не могу не отметить роль, которую сыграли депутаты в решении задачи укрепления позиций Республики Беларусь на международной арене. И еще. Тесная связь с местными органами власти (могу об этом судить по себе), деятельное участие в удовлетворении конкретных нужд граждан, постоянное стремление быть в гуще событий позволили депутатам третьего созыва значительно содействовать сохранению стабильности в стране, дальнейшей консолидации общества.

 

– Петр Иванович, вы уже отметили, что отличительной чертой работы Палаты представителей стало решение конкретных законодательных вопросов на основе комплексного видения процесса развития всех сфер социально-экономической жизни страны. Благодаря чему это стало возможным?

 

– Думаю, позитивную роль сыграла практика проведения выездных заседаний постоянных комиссий Палаты представителей. За период работы депутатского корпуса третьего созыва во всех регионах республики проведено 71 такое заседание с участием представителей трудовых коллективов, профсоюзных объединений, органов исполнительной власти, местного самоуправления. Все это позволило депутатам сократить сроки рассмотрения законопроектов, обеспечить более высокое качество их подготовки, сделать законодательство более понятным и доступным, а кроме того –  обеспечить прозрачность законодательного процесса на всех его стадиях.

 

Результатом этой работы стало принятие 429 законов, в том числе 7 кодексов, а также 159 законов о ратификации международных договоров. Принято к сведению 69 декретов Президента Республики Беларусь.

 

– Благодаря вашему сотрудничеству с "НГ" наши читатели одними из первых узнавали о том, какая работа проводится в Овальном зале, какие принимаются законы. Назовите самые значимые, на ваш взгляд, из них.


– В сфере государственного строительства и конституционных прав граждан принят ряд законов, среди которых можно отметить программный закон об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики страны, законы "О Национальном собрании Республики Беларусь", "О Совете Министров Республики Беларусь", законопроекты, направленные на совершенствование деятельности системы судебных органов, органов прокуратуры, внутренних дел и органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, новую редакцию закона о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства. Также был существенно скорректирован закон о гражданстве Республики Беларусь. Развитие масс-медиа потребовало принятия нового Закона "О средствах массовой информации", который позволит упорядочить правоотношения в этой области с учетом обеспечения баланса законных интересов и прав личности, общества, государства. Стратегическое значение приобретает сегодня энергетическая безопасность. Осознавая особую важность комплексных решений по развитию атомной энергетики, депутаты приняли Закон “Об использовании атомной энергии” – это серьезный шаг в подготовке пакета документов, необходимых для создания атомной энергетики и ее безопасного функционирования. Законом "О гарантированном возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц" создан правовой механизм надежной защиты денежных сбережений населения, что позволит повысить авторитет банковской системы страны. В сфере поддержки материнства и детства были приняты законы о гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, о государственных пособиях семьям… Вы правы, практически со всеми этими и многими другими законами, рассмотренными за четыре минувших года в парламенте, читатели газеты знакомились в числе первых. Думаю, практика сотрудничества депутата Палаты представителей с "НГ" будет продолжаться.

 

– Что бы вы могли сказать, подводя итог своей депутатской деятельности?

 

– Я благодарен новополочанам, которые доверили мне представлять их интересы в парламенте. Надеюсь, оправдал их надежды: помогал не только отдельным избирателям, но и городу в целом, решая на республиканском уровне проблемы конкретных отраслей, предприятий. Уверен, что и в выборах-2008 горожане примут активное участие, ведь от этого зависит их будущее, их благополучие.

 

 

Наталья КОНЫШЕВА.

Больше новостей читайте в "Новой газете"!

Интернет-ресурсы