А.ШакельВопросы строительства жилья, транспортного обеспечения, безусловно, интересны самому широкому кругу наших читателей, поэтому мы встретились с заместителем председателя Новополоцкого горисполкома Альбертом ШАКЕЛЕМ, который курирует данные сферы жизнедеятельности города.

 

* * *

 

– Альберт Альбертович, как сегодня обстоят дела со строительством жилья, какие имеются трудности в решении поставленных задач?

 

– Условия нашей строительной отрасли особо ничем не отличаются от остальной экономики – положение сложное. Но мы делаем все возможное для того, чтобы Новополоцк прирастал новыми домами. Для запланированной застройки 8, 9 и 10-го микрорайонов была поставлена задача – модернизировать завод КПД. Сегодня она практически завершена: установлена новая производственная линия по выпуску крупнопанельного жилья новой серии. Если говорить о полной модернизации предприятия, то средств на это пока не хватает. В последние годы городу доводилось задание в объеме около 40 тыс. кв.м жилья в год. На текущий год у нас задание – 37 тыс. кв.м, в том числе 2,5 тыс. индивидуального. Если говорить в целом о жилищном строительстве в г. Новополоцке, то здесь имеются две проблемы, основная из них – финансовая. Вторая – в отличие от других городов, где имеется обширный частный сектор, мы не можем уплотнять старое жилье с уже существующими коммуникациями. Наша специфика – только новая застройка. В соответствии с законом необходимо провести хотя бы минимальные сети: электричество, водопровод, песчано-гравийные дороги и разделить участки. За три месяца до начала строительства эта инфраструктура должна быть. К тому же под эти цели в городе практически нет площадей. Поэтому доведенное задание мы должны выполнять за счет строительства новых многоквартирных домов.

 

– И какие подвижки в этом плане?

 

– Все зависит от финансирования. Относительно недавно почти что все очередники, а их сегодня порядка 6 тысяч, имели право на льготное кредитование, но у нас не хватало строительных мощностей. Теперь такая возможность появилась, но льготного кредитования практически нет. Людям предлагается строить жилье за собственные средства. Но, тем не менее, у нас на 1 сентября сдано около 16 тыс. кв.м жилья, в том числе 1 тыс. индивидуального. Введено в эксплуатацию три дома по госзаказу и один с частичной господдержкой. Сегодня мы строим только за счет собственных средств дольщиков. Правда, имеются некоторые вкрапления социального жилья предприятий, но количество их незначительное. По нашим прогнозам, до конца года мы должны сдать более 10 тыс. кв.м жилья. По крайней мере, три дома сдадим гарантированно: 1003-й, 1018-й и 1032-й. На подходе еще 929-й, заказчиком которого является организация «Олимпинвест».

 

– А что будете делать, когда освоите имеющиеся площади?

 

– В 2016 году еще будет где строить, что-то останется и на 2017 год. В этой связи следует отметить, что на финишную прямую вышел генеральный план города. И после его утверждения мы будем просить внести изменения в городскую черту, то есть присоединить к городским землям территории, предусмотренные новым генпланом.

 

– И что это за земли?

 

– Дело в том, что предыдущие генпланы, на мой взгляд, не совсем правильно определяли границы города – они были очерчены большой кривой линией. Сейчас мы их будем «спрямлять». Например, в 8-м микрорайоне за строящейся школой сразу же начинается полоцкая территория. Нужно доращивать 8-й и 10-й микрорайоны до дороги на хлебозавод. Ну а в перспективе – переход на правый берег Двины.

 

– Но ведь для этого нужен новый мост...

 

– Для строительства жилья на той стороне отсутствие нового моста не является большим препятствием. Конечно, сам по себе мост необходим, причем не только Новополоцку, но и соседнему Полоцку, чтобы разгрузить транспортные потоки. Что касается инженерных коммуникаций, то тепло, например, можно взять из Полоцка – рядом микрорайон «Аэропорт», водопровод все равно идет не по мосту, а по дну реки, так же как и электрические кабели.

 

– Альберт Альбертович, поскольку мы уже затронули тему моста, давайте поговорим о том, как развивается городской общественный транспорт, какие существуют проблемы в данном направлении.

 

– Транспортные схемы были разработаны согласно старому генплану, и мы знаем, какие вопросы здесь нужно решать. Они и решаются, только, может быть, не так скоро, как хотелось бы. Большое количество новополочан живут в новых микрорайонах, поэтому, чтобы разгрузить их, мимо «Евроопта» строится продолжение ул.Нефтяников на скоростную дорогу. В результате однозначно разгрузится и Заводской проезд. Конечно, нам крайне необходима кольцевая развязка на въезде в город возле моста по ул.Калинина, чтобы ул.Парковая стала полноценной улицей. К сожалению, по финансовым соображениям осуществить этот проект пока не удается. За счет транспортного сбора решаем вопрос расширения ул.Молодежной в направлении пос.Экимань.

 

Если говорить о безопасности дорожного движения, то Новополоцк имеет проект дислокации, согласно которому вопросы, касающиеся дорожной разметки, уличных знаков и т.п., учтены. Специальная комиссия отслеживает все моменты, что-то дорабатывается, что-то убирается. Может быть, мы где-то перестраховываемся, учитывая пожелания новополочан, поэтому в нашем городе большое количество так называемых «лежачих полицейских». С другой стороны, это отрицательно влияет на экологическую ситуацию, ведь возле этого объекта нужно притормозить, затем газануть, а это выхлопы. Конечно, основной загрязнитель воздуха в жилой зоне – автотранспорт. Только подумайте, в нашем относительно небольшом городе зарегистрировано более 30 тысяч личных автомобилей!

 

– В таком случае необходимо развивать экологически чистый электрический транспорт – трамвай.

 

– Согласен. Только, на мой взгляд, не совсем правильно его спланировали, пустив параллельно городу. И еще, трамвай ведь не доходит до главного градообразующего предприятия ОАО «Нафтан», где работает большое количество людей. Скорее всего, для такого города, как Новополоцк, вместо трамвая нужно было бы по центральной улице пустить троллейбус. Но, тем не менее, трамвайные пути мы намерены продвигать: вдоль Заводского проезда с выходом на ул.Молодежную до ТЦ «Глобус» и на разворот. В более отдаленной перспективе трамвайный маршрут пройдет по новому мосту и дальше в сторону Полоцка. Но для этого нужны большие денежные средства. Только чтобы закончить проектные работы, необходимо около двух миллиардов рублей. Сегодня Минтранс пытается сформировать в республике новую программу развития электрического транспорта. Мы свои предложения подали. В связи с непростой экономической ситуацией сложно прогнозировать, как это все получится. Но в любом случае альтернативы для Новополоцка нет – необходимо развивать экологически чистый электротранспорт, в нашем случае трамвай. Что касается автобуса, то, по большому счету, нареканий к нему у населения нет, за исключением , может быть, каких-то дальних дачных маршрутов. Все предложения и замечания мы стараемся учесть, чтобы нашим жителям было удобно и комфортно жить.

 

 

Беседовал Павел ВЛАДИМИРОВ

Фото Николая АВСЕЕВА

 

Интернет-ресурсы