Отработка тушения пожара на нефтехимическом комплексе. Фото В.Мальцева.Наступивший 2008 год – юбилейный для Новополоцка. Начавшийся с первой палатки 50 лет назад, он стал крупным промышленным центром. Вошли в историю многие события, связанные с жизнью города и его людей. Выросло новое поколение новополочан, которое хочет знать о том, как все начиналось. Этот рассказ – о военизированных пожарных частях и отрядах, которые обеспечивали пожарную безопасность Нефтеграда.

 

 

КОМПЛЕКТАЦИЯ ШТАТОВ

 

С 1958-го по 1962 год в городе работала ППЧ-17, которая находилась в системе коммунального хозяйства. Ею руководили в разное время С.Асташонок и А.Рябинин. Тогда было достаточно двух пожарных машин. Однако время шло, рос город и его предприятия. В 1962 году по решению правительства БССР принято решение о создании на объектах нефтехимии военизированной пожарной охраны в системе МВД. Для обеспечения безопасности строящегося Полоцкого НПЗ в том же году организована СВПЧ (самостоятельная военизированная пожарная часть). Ее руководителем стал Я.Матвейченко, который был приглашен с Куйбышевского НПЗ. Потом его сменяли другие опытные специалисты: А.Смирнов с Новокуйбышевского и Д.Воянец с Омского нефтеперерабатывающих заводов. В самом начале на вооружении части находились четыре пожарные машины. Завод готовился к пуску в эксплуатацию, и срочно стоял вопрос о комплектации штатов. На офицерские должности были переведены специалисты из других подразделений Витебской области и республики. Начальниками дежурных караулов вместе со мной были назначены уже опытные офицеры Н.Довжик и Н.Сергеенко, а инспекторами пожарной профилактики – В.Гасенко, В.Целюканов, Ю.Лебедянский, В.Гировко, В.Рябков и др. Трудно шло комплектование рядового и сержантского состава. Жители близлежащих деревень в основном работали на новостройках и заводе. Их привлекала возможность получить паспорта, иметь хорошую зарплату и в перспективе – жилье в городе. В СВПЧ оклады были низкие: 45 рублей в месяц. Особенности службы таковы: 24 часа – дежурство, 48 часов отдыха, работа в три смены. Непростым делом оказалось подобрать водителей пожарных машин, приглашали людей из ППЧ Полоцка и из автохозяйств. Среди них был и В.Жагуло, который, кстати, в свободное от службы время работал личным водителем у Почетного жителя Полоцка Зинаиды Туснолобовой-Марченко. В комплектование штатов большой вклад внесли инспекторы по кадрам. 

 

 

МАСТЕРСТВУ УЧИЛИСЬ ВМЕСТЕ

 

Началась работа по обучению специалистов. Трудности состояли в том, что в уже выстроенном здании пожарного депо жили 35 семей строителей. Выход был найден: учеба, тренировки с техникой проходили в здании городского пожарного депо, а особенности пожарной безопасности технологических процессов и работу оборудования изучали в процессе его монтажа. Большую помощь в этом нам оказывали главные специалисты завода и руководители технологических установок.

 

Однако мы не имели возможности оттачивать мастерство боевых расчетов в условиях, близких к реальному пожару. Не было предусмотрено строительство учебно-тренировочного полигона. А ведь пожар – это бой с огнем, и большую роль здесь играют и профессионализм, и психологическая подготовка личного состава. Несколько позже такие полигоны были построены не только на НПЗ, но и на химкомбинате.

 

В первые месяцы работы технологических установок случались и аварийные ситуации с розливом нефтепродуктов, и загорания, и пожары, на которых нужно было проявить не только свое умение в работе, но и мужество. 1962 год оказался очень трудным для строителей: шли непрерывные дожди. Вода заливала котлованы, не давала возможности вести работы, а сроки пуска установок поджимали. Пожарные машины были привлечены на откачку воды. Боевые расчеты круглосуточно дежурили на наиболее пожароопасных участках. Здесь же на объектах и происходила смена личного состава. Дежурство продолжалось и в период пуска технологических установок. Пожарные вместе с обслуживающим персоналом принимали меры по предотвращению пожаров при розливе нефтепродуктов, которые порой случались в резервуарных парках и на эстакадах. Но не всегда это удавалось сделать успешно.

 

 

ПО СИГНАЛУ ТРЕВОГИ

 

Первая самая экстремальная ситуация, в которой и пожарным, и главным специалистам завода пришлось принять огонь на себя, случилась 26 июня 1964 года. В этот день в здании СВПЧ проходило собрание, посвященное итогам работы за полугодие. Присутствовал весь личный состав: и находившийся на смене, и свободный от службы. Младший инспектор профилактики В.Савченко во время выступления заметил, что наша часть слабо оснащена техникой для тушения пожаров в резервуаре. И как раз в это время поступило сообщение о загорании в железобетонном резервуаре цеха №8.

 

По сигналу тревоги все пожарные расчеты немедленно выехали на завод, а свободные от дежурства сотрудники побежали к месту пожара. Вся территория парка оказалась окутанной дымом, из резервуара выбивались огненные клубы. Здесь при производстве сварочных работ были допущены ошибки, произошел взрыв и возникло горение сырой нефти в подземном резервуаре. Его емкость – 10 000 кубических метров, диаметр – 42 метра, площадь зеркал – более 1900 квадратных метров. Поставлена задача: защитить соседние емкости, не допустить распространение огня. А этот резервуар располагался в группе из двенадцати таких же сооружений, которые находились от него на расстоянии четыре и двенадцать метров. Кроме того, совсем рядом – другая группа из двенадцати аналогичных емкостей. При распространении огня заводу грозила катастрофа.

 

 

ЗА ОТВАГУ НА ПОЖАРЕ

 

На защиту соседних резервуаров были поданы водяные стволы, а на горящий готовилась пенная атака (пеногенераторов высокократной воздушно-механической пены еще не было на вооружении). Своих сил и средств оказалось явно недостаточно, поэтому был задействован оперативный план пожаротушения с привлечением специалистов из других городов. Пожар ликвидировали через шесть часов. Этот резервуар практически, да и теоретически, спасти было невозможно. А вот переброситься на соседние сооружения огонь не смог: ему просто не позволили. За проявленные мужество и боевое мастерство девять человек были награждены медалью "За отвагу на пожаре". Это Н.Довжик, В.Ивашкевич, А.Катушонок, Н.Колодин, А.Ковшик, П.Тябут, Г.Толкачев, И.Урсуляк, С.Шнипов.

 

Успех в ликвидации экстремальной ситуации обеспечило четкое взаимодействие главных специалистов завода и пожарной охраны. Для сравнения приведу такой факт. В 1971 году на Рязанском НПЗ от грозового разряда возникло загорание в двух аналогичных резервуарах. В ходе тушения пожара произошел выброс горящего нефтепродукта, и огонь охватил соседние сооружения, что привело к выводу из эксплуатации в общей сложности восьми резервуаров. Здесь было задействовано 86 пожарных машин из разных городов России и пенообразователь из Куйбышева. Применялись и пеногенераторы высокократной пены, выпуск которых уже был налажен в СССР. Тушение огня заняло 27 часов.

 

 

ВЫРОСЛИ СВОИ КАДРЫ

 

Шли годы. Продолжалось интенсивное строительство не только на НПЗ, но и на химическом комбинате, для защиты предприятий от возможных экстремальных ситуаций усиливалась и служба пожарной охраны. В конце 1967 года на НПЗ были выделены штаты уже для создания отряда (ОВПО №1). Первым его начальником был Д.Воянец, которого впоследствии перевели на Мозырский НПЗ. Позже в этой должности работали Л.Подлипский, В.Скрипко, А.Плиговко. В составе отряда созданы пожарные части ВПЧ-1, ВПЧ-2, ВПЧ-3, ВПЧ-4, а их руководителями уже стали не приглашенные со стороны люди, а свои кадры. На замещение вакантных должностей к нам была направлена группа молодых выпускников пожарно-технических училищ – всего семь человек. Большую работу по созданию коллективов, обеспечению боеготовности проделали В.Гировко, П.Никонов, Л.Подлипский, Н.Романенко, М.Николаевич, В.Сафонов, И.Новошинский, В.Лещенок, П.Удовенко, П.Мяделец, Н.Голышев.

 

В сентябре 1967 года создана пожарная часть ВПЧ-6 и на Полоцком химическом комбинате, ее начальником был назначен А.Смирнов, а после ухода его на пенсию – П.Позняк. В период подготовки к эксплуатации второй очереди Полоцкого химического комбината созданы ОВПО-2, в который вошли ВПЧ-6, ВПЧ-13, а потом – ВПЧ-42 и ВПЧ-39. Я был назначен начальником этого отряда в октябре 1974 года, а позже меня сменили В.Аниськович и В.Тищенко. Была проделана большая работа по обеспечению боеспособности подразделений и пожарной безопасности технологических цехов. Подразделения ОВПО-1 и ОВПО-2 внесли свой вклад в обеспечение ритмичной работы НПЗ и ПХК.

 

 

ЭСТАФЕТУ ПЕРЕДАЛИ МОЛОДЫМ

 

Несколько позже были созданы пожарные части на заводе "Измеритель" – ВПЧ-26, НПС "Дружба" – ВПЧ-33, на заводе БВК – ВПЧ-39 и городская – ВПЧ-8. На руководящие должности в эти части назначались специалисты из уже существующих подразделений: В.Гировко, Н.Колосов. Ю.Михальченко, К.Почепко, В.Адашов. Длительное время начальниками отрядов работали Л.Подлипский, В.Аниськович, В Тищенко, которые много сделали для создания надежной защиты предприятий Новополоцка от экстремальных ситуаций. Затем они были назначены на вышестоящие должности в Витебское областное управление пожарной охраны, а В.Тищенко – в один из отделов Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

 

Безусловно, в небольшой статье невозможно перечислить фамилии всех людей, которые внесли достойный вклад в создание пожарной службы в городе. Многие из них уже давно на пенсии, но до сих пор вспоминают свои коллективы, в которых прошли самые молодые годы жизни. Я хочу сказать спасибо всем, кто был рядом. Правопреемником пожарной службы стали спасатели МЧС Республики Беларусь. Надеюсь, что они не будут забывать о тех, кто стоял у ее истоков, был первопроходцем среди огнеборцев. Первый шаг в нашей стране в этом направлении уже сделан – это издание книги "Хроника мужества" (МЧС, Республика Беларусь), в которой названы фамилии тех, кто достойно проявил себя в боевой обстановке и награжден медалью "За отвагу на пожаре". А ведь среди них более пятидесяти человек из нашего города.

 

Сегодня служба спасателей стала многограннее. Хочу пожелать успехов людям этой профессии.

 

 

Интернет-ресурсы