ImagesНередко для того, чтобы решить житейскую проблему вроде холодных батарей в квартире или текущей кровли, достаточно одного звонка в соответствующую организацию. Но зачастую люди либо не знают, куда обратиться, либо, столкнувшись когда-то с невнимательным отношением со стороны должностных лиц, предпочитают (даже по незначительному поводу) сразу писать мэру, в госконтроль, а то и вовсе Главе государства. Упорядочить иерархию жалоб, заявлений и предложений, а также обеспечить их надлежащее рассмотрение призван Указ Президента Республики Беларусь №498 от 15.10.2007 "О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц".

 

Документ вступит в силу в начале будущего года. Он переносит ответственность за решение вопросов, с которыми обращаются граждане, на руководителей местных исполнительных и распорядительных органов. Таким образом, обращения, поступающие в любой из органов государственной власти, вначале должны быть рассмотрены на низовом уровне. Если заявитель не будет удовлетворен результатом, он имеет право пожаловаться в вышестоящую инстанцию. А письма на имя Президента должны приходить в исключительных случаях. В приложении к указу также содержится перечень государственных органов и иных организаций, ответственных за рассмотрение обращений по существу в самых различных сферах жизнедеятельности населения по 25 направлениям.

 

За 10 месяцев текущего года в ЖЭУ-1 поступило 70 письменных обращений. Еще 29 человек адресовали свои вопросы вышестоящим организациям – КУП "ЖРЭО", горисполкому... Причем некоторые граждане даже не потрудились хотя бы по телефону известить о тех или иных проблемах само домоуправление.
В книге замечаний и предложений ЖЭУ-1 – 34 записи. Большинство из них (20) – благодарности за оперативную и качественную работу. Оставшиеся 14 – жалобы, хотя и среди них превалируют не кляузы в классическим понимании, а рекомендации по улучшению деятельности учреждения.
 


– Надеюсь, что теперь порядок обращений граждан изменится и люди будут соблюдать утвержденную законодательством субординацию, – говорит начальник ЖЭУ-1 Лидия Викс. – К тому же, как показывает практика, подавляющее большинство проблем, касающихся сферы жилищно-коммунального хозяйства, решается на местах. Если же вопрос зависит не только от домоуправления, мы самостоятельно обратимся за помощью в соответствующую организацию. Но следует понимать, что далеко не все проблемы можно решить сразу. К примеру, у кого-то в квартире с течением времени стали промерзать панели (таких случаев в городе с каждым годом становится все больше). Но под каждую подобную квартиру нужен отдельный проект и значительные финансовые вложения. Плюс очередь. Поэтому, определив специальным прибором промерзающую панель, мы включаем соответствующие работы в перспективный план. Но зачастую граждане и слушать не хотят, что их проблема решится только через год–полтора. И нередко даже начинают ссылаться на нормативные акты, которые давно утратили силу…


Бывает, проблемы рождаются на стыке законодательных нюансов. К примеру, температура горячей воды в кране должна быть не менее 50 градусов. А т.н. "обратка" (та, что уходит в стоки) – не выше 39 градусов. Одна правда у домоуправления, другая – у теплосетей. И добиться пресловутой "золотой середины" порой очень непросто, от чего в конечном итоге и страдают жильцы, вынужденные, как киношный Ипполит, ждать, пока "тепленькая пойдет".
Схожие проблемы – с включением отопления. По нормативам на него отводится период в 10 дней (чтобы "развоздушить" систему, произвести другие наладочные работы). Но не было еще такого года, чтобы в середине октября в домоуправление никто не позвонил и не пожаловался: мол, у кого-то в квартире уже тепло, а в его квартире – еще нет…


Но обиднее всего, когда граждане сами создают проблемы себе и другим, а потом еще и требуют от работников ЖЭУ беспрекословно устранять последствия своих несознательных действий. Чего только не "вылавливали" сантехники первого домоуправления в канализационных трубах подведомственных жилых домов! Комья ваты, половые тряпки, битое стекло и даже пакетики от чипсов (неужели кто-то имеет привычку перекусывать прямо в уборной?)… Но на справедливые критические замечания работников ЖЭУ отдельные новополочане отвечают грубостью и угрозами: как хочу, так и живу, а ты помалкивай да делай свою работу, не то напишу куда следует!


Работа с обращениями в нашей республике находится на контроле Главы государства, ей уделяется повышенное внимание во всех сферах жизнедеятельности населения, постоянно совершенствуется соответствующее законодательство. Но и рядовым гражданам не следует злоупотреблять своими правами, засыпая жалобами всевозможные инстанции. Всякая критика должна быть конструктивной. А чтобы услышать ответ на свой вопрос, нужно, для начала, научиться слушать.

 

 

Юрий Павлюк.

Больше новостей читайте в "Новой газете"!

Интернет-ресурсы