Заместитель прокурора г.Новополоцка Александр Анатольевич Липский.С 1 марта текущего года вступили в силу новые Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и процессуально-исполнительный Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

 

Посредством первого из названных законов регулируются такие вопросы, как защита человека, его прав и свобод, законных интересов, прав юридических лиц, окружающей среды и санитарно-эпидемического благополучия населения, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка, а также защита установленного порядка от административных правонарушений.

 

Процессуально-исполнительный Кодекс устанавливает правовую процедуру осуществления административного процесса, регулирует исполнение постановления о наложении административного взыскания, обеспечивает права и законные интересы физических и юридических лиц, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред, а также защиту прав, свобод и законных интересов лиц, подвергнутых административному взысканию.

 

 ЗАКОН ГЛАСИТ:

1. За совершение административных правонарушений применяются следующие виды административных взысканий:

  • предупреждение;
  • штраф;
  • исправительные работы;
  • административный арест;
  • лишение специального права;
  • лишение права заниматься определенной деятельностью;
  • конфискация;
  • департация;
  • взыскание стоимости предмета административного правонарушения.

2. В отношении юридических лиц применяются административные взыскания, указанные в пунктах 2,6,7,9 части первой настоящей статьи.

3. Административные взыскания, указанные в пунктах 3,4,6,7,9 части первой настоящей статьи, налагаются только судом.  

Статья 6.2 КоАП.

 

Семь месяцев работы по новым кодексам показали, что отдельные положения этих законодательных актов вызывают вопросы. Сегодня на некоторые из них отвечает заместитель прокурора г.Новополоцка Александр Анатольевич Липский.

 

– Кодекс об административных правонарушениях гласит: физические лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом и подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В то же время в кодексе есть статьи, определяющие ответственность конкретных категорий граждан.

 

– Такие статьи действительно есть, и, в первую очередь, они касаются административной ответственности несовершеннолетних. Так, согласно ст.4.3 КоАП общий возраст наступления административной ответственности составляет 16 лет. В возрасте от 14 до 16 лет лицо подлежит административной ответственности только за деяния, прямо перечисленные в кодексе. Думаю, не лишним будет их назвать. Это – умышленное причинение телесного повреждения; мелкое хищение; нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках; жестокое обращение с животными; разжигание костров в запрещенных местах; мелкое хулиганство; нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте; нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта, а также правил пользования транспортным средством и метрополитеном; нарушение требований по обеспечению сохранности грузов на транспорте; повреждение историко-культурных ценностей; нарушение порядка вскрытия воинских захоронений и проведения поисковых работ; незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного, а также холодного оружия.

 

В то же время в части 3 названной статьи закреплены положения о непривлечении к административной ответственности несовершеннолетнего, который вследствие отставания в умственном развитии не был способен понимать фактический характер или противоправность деяния.

В соответствии с ч.3 ст.4.6 на несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет административное взыскание в виде предупреждения может налагаться, даже если оно не предусмотрено санкцией Особенной части КоАП. Однако, согласно ч.2 указанной статьи, несовершеннолетний не подлежит административному аресту, а в возрасте от 14 до 16 лет также штрафу (если не имеет собственного источника дохода) и исправительным работам.

 

Независимо от возраста не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло сознавать фактический характер и противоправность своего действия (бездействия) или руководить им вследствие хронического или временного психического расстройства, слабоумия или психического заболевания.

 

– Определенные особенности имеются и при наступлении административной ответственности индивидуального предпринимателя…

 

– Разъяснение ситуации, когда физическое лицо совершает правонарушение, обладая статусом индивидуального предпринимателя, содержится в ч.1 ст.4.8 Кодекса. Лицо подлежит ответственности как индивидуальный предприниматель, если административное правонарушение связано с осуществляемой предпринимательской деятельностью и прямо указано в статье Особенной части КоАП. При этом действует та часть санкции, которая предусматривает ответственность именно индивидуального предпринимателя, и исключается наложение на него взыскания, предусмотренного этой же статьей Особенной части для физического лица.

 

– Каков порядок наложения административного взыскания при совершении индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом нескольких административных правонарушений?

 

– Установленный ч.2 ст.7.4 КоАП порядок наложения административных взысканий по совокупности правонарушений касается только физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей. Юридическим лицам административные взыскания налагаются за каждое совершенное правонарушение по каждому делу в отдельности.

 

– Каким образом разграничивается ответственность физического и юридического лица?

 

– Как физическое, так и юридическое лицо могут быть привлечены к административной ответственности в установленном порядке в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП. Согласно ч.7 ст.4.8 наложение административного взыскания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо, равно как и привлечение к административной ответственности должностного лица не освобождает от ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. При этом в обязательном порядке должны быть соблюдены требования об установлении их вины.

 

– Глава 18 КоАП содержит 40 статей, определяющих ответственность за административные правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта. В связи с этим вопрос: может ли быть привлечено к административной ответственности лицо за управление в состоянии алкогольного опьянения мопедом, имеющим двигатель с рабочим объемом до 50 кубических сантиметров и скорость не более 50 километров в час?

 

– В соответствии с п.2.27 Правил дорожного движения мопед с такими техническими характеристиками относится к механическим транспортным средствам и, следовательно, входит в перечень механических транспортных средств, перечисленных в примечании к ст.18.9 КоАП, за управление которыми в состоянии алкогольного опьянения наступает административная ответственность. Вместе с тем, следует иметь в виду, что согласно Закону Республики Беларусь "О дорожном движении" предоставления специального права управления мопедами (за исключением приравненных к мотоциклам) не требуется. Отдельной нормы, предусматривающей административную ответственность в таких случаях, не имеется. С учетом этого полагаю, что действия лиц по управлению в состоянии алкогольного опьянения мопедами подпадают под диспозицию ч.1 ст.18.16 КоАП. При этом на них может быть наложено административное взыскание только в виде штрафа.

 

– Как уже отмечалось выше, процессуально-исполнительный Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях устанавливает порядок административного процесса, обязанности и права его участников. Так вот о последних… Как реализуется право физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, иметь защитника при рассмотрении дела об административном правонарушении в суде?

 

– В соответствии со ст.2.8 ПИКоАП физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, имеет право на защиту, которую оно может осуществлять как лично, так и с помощью защитника. При этом оно должно иметь фактическую возможность использовать все установленные кодексом средства и способы для своей защиты. Защитник участвует в деле об административном правонарушении, если об этом ходатайствует физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, или его законный представитель. При неявке защитника дело откладывается, но не более чем на пять дней.

 

Нарушение права физического лица на защиту является основанием для отмены вынесенного в отношении его постановления о наложении административного взыскания.

 

– Можно ли рассматривать в суде дело об административном правонарушении без участия лица, в отношении которого ведется административный процесс?

 

– В соответствии с ч.1 ст.11.4 ПИКоАП при рассмотрении дела об административном правонарушении участие лица, в отношении которого ведется административный процесс, обязательно. Однако в п.1 ч.2 указанной статьи имеются исключения из общего правила. Если в ходе подготовки дела к рассмотрению лицо, в отношении которого ведется административный процесс, признавало свою вину либо до начала рассмотрения дела письменно ходатайствовало о рассмотрении дела в его отсутствие, такое дело может быть рассмотрено без указанного лица. В любом случае судья обязан известить лиц, участвующих в процессе, о времени и месте рассмотрения дела.

 

Подготовила Галина Васильева.

 

 

Больше новостей читайте в "Новой газете"!

Интернет-ресурсы