Заместитель начальника отдела социально-трудовых отношений управления по труду, занятости и социальной защите Новополоцкого горисполкома Роман Свидинский. Фото Ольги Банщиковой.В основе проводимой в нашей стране социальной политики – создание условий, при которых трудоспособные граждане могут зарабатывать достойное содержание для себя и своих семей. Одновременно активная помощь оказывается тем лицам, которые по объективным причинам – низкие заработки, потеря рабочего места, высокая иждивенческая нагрузка, инвалидность, длительная нетрудоспособность и т.п. – не могут обеспечить приемлемый уровень личного и семейного дохода. Этой цели служит и Указ Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2009г. №458 "О государственной адресной социальной помощи", который вступит в силу с 1 января 2010 года. О том, какие изменения в подходах к оказанию государственной поддержки гражданам предусмотрены названным документом, мы попросили рассказать заместителя начальника отдела социально-трудовых отношений управления по труду, занятости и социальной защите горисполкома Романа Свидинского:

 

– В первую очередь, речь идет об объединении в единую систему двух видов государственной поддержки – государственной адресной социальной помощи и безналичной жилищной субсидии. Гражданам, у которых среднедушевой доход ниже критерия нуждаемости (установленного правительством бюджета прожиточного минимума), вместо двух названных видов государственной поддержки будет предоставляться один ее вид – ежемесячное социальное пособие, которое может направляться в том числе и на оплату жилищно-коммунальных услуг. Обращаться при этом придется не в две инстанции, как было ранее (службу субсидирования и орган по труду, занятости и социальной защите), а только в одну – орган по труду, занятости и социальной защите. Соответственно вместо двух пакетов документов для назначения помощи потребуется один. Отмеченное нововведение будет способствовать экономии административных расходов, которые пойдут на финансирование социальных программ.

 

Социально значимым изменением является повышение критерия нуждаемости для назначения поддержки в виде единовременного социального пособия гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, – со 120 до 150% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. Это значит, что помощь при необходимости сможет получить большее число семей и граждан, чем ранее.

 

Увеличивается период назначения помощи в виде ежемесячного социального пособия. Если по Указу Президента Республики Беларусь №638 оно назначалось, как правило, на три месяца, то по новым правилам помощь может назначаться на срок до шести месяцев. Это упростит процедуру предоставления адресной помощи, сократив до минимума повторные обращения. Чтобы получить пособие, гражданину будет достаточно один раз в течение года обратиться в органы по труду, занятости и социальной защите.

 

При назначении социального пособия (ежемесячного или единовременного) совокупный доход семьи будет исчисляться за двенадцать месяцев, предшествующих месяцу обращения (в настоящее время предусмотрен расчет за три месяца). Увеличение срока, за который исчисляется совокупный доход при назначении пособий, позволит более объективно оценивать нуждаемость основной части его получателей.

 

Кроме того, вводится новый вид государственной адресной социальной помощи – социальное пособие на оплату технических средств социальной реабилитации. Такая государственная поддержка будет оказываться безотносительно дохода семьи (гражданина) детям в возрасте до 18 лет, которые не признаны инвалидами, но нуждаются в технических средствах социальной реабилитации по медицинским показаниям, а также инвалидам III группы (кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате их противоправных действий).

 

 И, наконец, документом устанавливается ответственность как для чиновников, так и для граждан, претендующих на получение адресной помощи. В частности, Указ №458 гласит:

 

"7. Должностные лица местных исполнительных и распорядительных органов, других организаций несут дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством о труде вплоть до освобождения от занимаемой должности и административную ответственность за волокиту, бюрократизм, нарушение порядка и сроков рассмотрения заявлений граждан, в том числе за истребование у граждан излишних документов для предоставления государственной адресной социальной помощи, несоблюдение иных требований настоящего Указа при решении вопроса о ее предоставлении.

 

8. В случае сокрытия сведений (представления недостоверных сведений) о доходах и принадлежащем членам семьи (гражданину) имуществе на праве собственности, о составе семьи, месте жительства, нуждаемости в технических средствах социальной реабилитации, иных сведений, с которыми связано право на предоставление государственной адресной социальной помощи и (или) от которых зависит ее размер, семьи (граждане) лишаются права на обращение за государственной адресной социальной помощью в течение двенадцати месяцев, начиная с месяца принятия решения об отказе в назначении государственной адресной социальной помощи".

 

В результате реализации Указа Президента №458 численность получателей государственной адресной социальной помощи увеличится. Возрастут и бюджетные расходы на этот вид государственной поддержки граждан. По оценке специалистов, в 2010 году адресную помощь получат около 308 тыс. человек на общую сумму более 97 млрд. руб.

 

 

 

Интернет-ресурсы