Зав. сектором по контролю, работе с обращениями граждан и делопроизводству управления делами Новополоцкого горисполкома Александра Евгеньевна КолоцейАлександра Евгеньевна Колоцей возглавила сектор по контролю, работе с обращениями граждан и делопроизводству управления делами горисполкома в июле прошлого года. Но в органах власти она не новичок. За плечами – десять лет государственной службы, солидный опыт работы с людьми. Сегодня Александра Евгеньевна – наш гость.

 

– Максимально облегчить решение вопросов, с которыми повседневно сталкиваются граждане, пожалуй, именно так можно определить суть требований, изложенных в Директиве Президента Республики Беларусь №2 "О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата", увидевшей свет 27 декабря 2006 года. Давайте, Александра Евгеньевна, именно с этой темы и начнем наш разговор.

 

– На сегодняшний день всеми отделами городского исполнительного комитета реализуется комплекс мероприятий, обеспечивающих организацию работы с обращениями граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц на уровне, позволяющем оперативно решать возникающие у новополочан вопросы. В ходе реализации требований Директивы №2 во всех структурных подразделениях исполкома организован прием граждан в удобное для них время. Он осуществляется с 8.00 (либо до 20.00), а также в субботу. Утвержден график приема граждан председателем исполкома, заместителями, начальниками отделов и управлений (он опубликован на страницах "Новой газеты"). Замечу, что в прошлом году на личный прием к руководителям исполнительного комитета пришло на 450 человек больше, чем в предыдущем.

 

Представители местных органов власти стали намного чаще бывать в трудовых коллективах, встречаться с населением по месту жительства. Проведение выездных приемов граждан предварительно анонсируется в городских государственных СМИ. Практикуется проведение приемов по личным вопросам в ходе единых дней информирования.

 

В горисполкоме работает "горячая линия". За прошлый год на нее поступило 133 обращения жителей Новополоцка. Вопросы, которые были в них изложены, оперативно рассмотрены, ответы направлены заявителям.

 

Большой популярностью пользуется официальный сайт города, о чем свидетельствует 560 обращений, поступивших за минувший год. По 500 из них даны разъяснения, 60 – отправлены на реагирование. Для налаживания обратной связи с населением на сайте открыт раздел "Дебюрократизация государственных органов". Той же цели служат прямые ежемесячные эфиры на радиостанции "Европа плюс Полоцк". Ответы на вопросы, поступившие в ходе прямого эфира (так же, как и на те, что задаются в ходе единых дней информирования, встреч в трудовых коллективах и по месту жительства), размещаются в "Новой газете" под рубрикой "Народ и власть. Обратная связь". Кроме того, в прошлом году в прямом эфире телеканала "Вектор" в рамках "Общественной приемной" выступило 33 руководителя исполкома и городских служб. Для системного разъяснения новополочанам основных вопросов жизнедеятельности города широко используются возможности "Новой газеты" и городского радио.

 

Традиционными стали отчеты перед населением по месту жительства депутатов городского Совета, начальников ЖЭСов, инспекторов пунктов охраны правопорядка. Состоялись они и в прошлом году. Новополочане получили разъяснения по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, были проинформированы о состоянии правопорядка на территории города. Вопросы, поступившие в ходе отчетов, направлены на реагирование в соответствующие службы и ведомства, их решение находится на контроле.

 

– Одна из важнейших составляющих процесса дебюрократизации – организация работы с населением по заявительному принципу "одно окно"…

 

– Сегодня по заявительному принципу "одно окно" работают 11 отделов горисполкома из 15. При этом осуществляется 188 административных процедур по 17 тематическим блокам. Их перечень утвержден решением горисполкома в ноябре прошлого года. Осуществление административных процедур по заявлениям граждан в управлениях и отделах строго контролируется руководителями структурных подразделений.

 

В прошлом году была создана и успешно функционирует служба "одно окно" горисполкома, которая осуществляет прием, регистрацию документов и сведений, представляемых гражданами, выдачу решений и справок по семи административным процедурам (шесть из них относятся к жилищным правоотношениям). О востребованности этой службы как нельзя лучше говорят цифры. За год за помощью в "одно окно" обратились 1333 человека, в том числе по вопросу постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий – 862 (65%).

 

На официальном сайте города размещена информация о порядке осуществления горисполкомом административных процедур, а также тексты правовых актов и образцы заявлений.

 

– В развитие требований, изложенных в Директиве №2, в октябре 2007 года был издан Указ Президента №498 "О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц". Названный документ впервые законодательно закрепляет принцип первоочередного рассмотрения обращений граждан по компетенции на низовом уровне. Изменился ли в связи с этим характер поступающих в городской исполнительный комитет обращений?

 

– Количество обращений граждан в вышестоящие государственные органы уменьшилось с 120 в 2007 году до 76 – в прошлом. Думаю, это снижение как раз и связано с тем, что горисполкомом постоянно принимаются меры по оперативному решению насущных вопросов граждан на первичном уровне. Выше мы уже говорили о том, что в последнее время значительно активизирована работа с населением. Приведу еще одну цифру, подкрепляющую это утверждение. За прошлый год работниками горисполкома проведено 224 встречи с новополочанами, в том числе 40 – по месту жительства. В ходе непосредственного общения с населением представителям органов власти поступило 334 вопроса, на которые после принятия мер реагирования даны ответы.

 

Кроме того, в прошлом году увидело свет распоряжение горисполкома, которым определен комплекс мер по оперативному решению городскими службами насущных вопросов граждан. В частности, руководителям КУП ЖКХ и КУП ЖРЭО поручено разработать и представить в горисполком графики проведения руководством предприятий жилищно-коммунального хозяйства выездных приемов в трудовых коллективах и по месту жительства.

 

То есть со стороны исполнительной власти принимаются все меры для того, чтобы Указ №498 работал в полную силу. В то же время хотелось бы еще раз напомнить новополочанам о его сути: в соответствии с названным документом любой вопрос первоначально подлежит рассмотрению по существу в соответствии с компетенцией непосредственно на местах. Проще говоря, если у вас течет крыша, то прежде, чем обращаться с жалобой в Совет Министров, нужно попытаться решить вопрос в собственном ЖЭСе.

 

– Изучение и анализ поступающих в городской исполнительный комитет обращений – не только требование упомянутого Указа №498. Это инструмент, помогающий выявить в городском хозяйстве узкие места, постоянно держать руку на пульсе событий. Что можно в связи с этим сказать о характере почты-2008?

 

– В прошлом году в горисполком поступило 1581 обращение, на 641 больше, чем в предыдущем. Чем объясняется такой рост? Думаю, прежде всего именно тем, что ответственные работники исполнительного комитета активно "пошли в народ". Смена руководства горисполкома, доверие к его новому председателю Наталье Ивановне Кочановой со стороны новополочан явились причиной увеличения числа граждан, побывавших на личных приемах (из 806 человек 464 приняты председателем горисполкома). Или такой пример. Активно принимал граждан назначенный в прошлом году заместителем председателя горисполкома по жилищно-коммунальным вопросам и строительству Альберт Альбертович Шакель. Новополочане получили возможность изложить волнующие их вопросы по ремонту жилищного фонда, строительству непосредственно в адрес этого руководителя, что обусловило рост обращений по данной тематике.

 

В связи с проведением крупномасштабных работ по подготовке к 50-летию Новополоцка горожане активно подключились к обсуждению этой темы, вносили свои предложения, о чем свидетельствует рост числа обращений по благоустройству. Желанием жителей близлежащих районов проживать и работать на территории Новополоцка объясняется заметно увеличившееся число обращений по вопросам жилищного законодательства и трудоустройства. Можно назвать также ряд объективных причин, связанных с вступлением в силу Указа Президента Республики Беларусь от 22 ноября 2007г. №585 "О предоставлении молодым и многодетным семьям финансовой поддержки", необходимостью реализации требований Указа Президента Республики Беларусь от 28 января 2008г. №50 "О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ".

 

Что касается ситуации в целом, то наибольшее количество обращений поступило по вопросам жилищно-коммунального хозяйства (528) и жилищным вопросам (274).

 

– Александра Евгеньевна, мне пришлось присутствовать на последнем заседании горисполкома, в повестке дня которого стоял вопрос о реализации Указа Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007г. №498 "О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц" структурными подразделениями горисполкома и субъектами хозяйствования. Тон разговора, заданный председателем исполнительного комитета Натальей Кочановой, был очень требовательным. Не бояться людей и не обещать им того, что не можешь выполнить. А уж если пообещал – сделай. Пожалуй, так можно в краткой форме сформулировать суть подходов к работе с населением, которых придерживается председатель горисполкома.

 

– Того же Наталья Ивановна требует от всех работников исполнительной власти, руководителей трудовых коллективов.

 

В прошлом году с целью анализа состояния работы с обращениями, а также внедрения заявительного принципа "одно окно" было проверено 48 предприятий и организаций города и 13 отделов и управлений исполкома. Приняты меры по устранению выявленных недостатков. Десять работников исполкома и городских служб за нарушение законодательства об обращениях граждан в установленном порядке привлечены к дисциплинарной ответственности.

 

В ходе упомянутого выше заседания горисполкома отмечена недостаточная работа по рассмотрению обращений граждан отдела архитектуры и градостроительства исполкома, КУП ЖРЭО и Боровухского УК МП ЖКХ. В принятом исполнительным комитетом решении намечен ряд мер, направленных на безусловную реализацию требований Директивы Президента №2, Указа №498, а также поручений протокола по итогам совещания при председателе облисполкома А.Косинце по вопросу "Об итогах работы исполнительно-распорядительных органов, организаций области с обращениями граждан". А поскольку наибольшее количество обращений в горисполком связано с вопросами жилищно-коммунального хозяйства, именно этим службам придется поработать особенно напряженно. Отчеты генерального директора КУП ЖКХ Н.Черниченко и директора КУП ЖРЭО В.Исакова об организации работы с обращениями граждан и юридических лиц на предприятиях в марте текущего года будут заслушаны на совещании при председателе горисполкома.

 

 

Вопросы задавала Галина ВАСИЛЬЕВА, "НГ".

Фото И.Супроненка.

 

Больше новостей читайте в "Новой газете"!

Интернет-ресурсы